Введение в страноведение

Разделы: Иностранные языки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предметно-ориентированного элективного курса является компилятивным вариантом, базирующимся на требованиях стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый и профильный уровни).

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль.

Содержание учебного материала обладает новизной для учащихся.

Тема программы определена тем, что учащиеся должны ознакомиться с историческим наследием Великобритании, ее культурой, нравами и обычаями в ранние и средние века.

Материал отбирался по принципу системности, объективности, научности, доступности, реальности усвоения материала за 17 часов.

Данный курс расширяет и углубляет базовый компонент, развивает социально-культурную компетенцию учащихся, что является основой культурной грамотности и определяет понимание школьниками национально – культурных особенностей страны изучаемого языка.

Любая страна и нация, любое государство и общество тесно связаны с историческими корнями в своем развитии, а Великобритания и англичане всегда являли миру свою особенность, свою обособленность и почтение к собственной истории. Исторические корни определяют современные традиции и английский менталитет.

Цель курса – заинтересовать учащихся историей развития и становления Британии, расширять их кругозор, общую и филологическую культуру, формировать навыки и умения интеллектуального труда, развивать познавательную активность учащихся.

Задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с историко-архитектурными памятниками и историческим фоном вековых традиций.
  • Обогащение знаний учащихся об истории развития Европы, полученных ранее, на страноведческом материале Британии.
  • Развитие умений слушать мини-лекции на исторические темы и вести краткие записи прослушанного (с опорой на ключевые слова и незаконченную схему записей мини-лекции или мини-видеоэкскурсии).
  • Развитие у учащихся умений пользоваться аутентичной и отечественной справочной литературой при поиске страноведческой информации.
  • Развитие умений собирать, систематизировать страноведческую информацию о стране изучаемого предмета.
  • Овладение учащимися необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данной темой.

Учащиеся должны знать – основные факты британской истории начиная с доисторических времён и заканчивая эпохой Тюдоров, лексику охватывающую страноведческую тематику, ключевые слова и термины, понимать содержание страноведческих текстов.

Учащиеся должны уметь – использовать словарно-справочные пособия, выбрать информационно оптимальный вариант схематизированного преобразования информации содержащейся в тексте, подготовить выступление на английском языке, вести краткие записи прослушанного с опорой на ключевые слова, читать со словарем тексты страноведческого характера.

История Британии представлена последовательно, в интересной и доступной форме, начиная с доисторических времен и заканчивая эпохой Тюдоров, Учащиеся получают необходимый минимум фактологической и лексической британской социокультурной информации.

Для реализации целей и задач курса предлагается 6 тем объединённых 18 уроками. Каждый урок обязательно предполагает как теоретический, так и практический материал.

Теоретические сведения сообщаются учащимися в виде лекций.

Практическая часть состоит из художественных текстов, словарных статей, охватывающих страноведческую тематику, тестовых заданий, а также заданий различного характера, позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания.

Формы занятий:

  • Аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
  • Индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время, в том числе в лингафонном кабинете;
  • Индивидуальные консультации.

УЧЕБНО-ТЕМЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся
1 Задачи курса. Древняя Британия. 1 Лекция учителя. Комментированное чтение текстов. Доклады учащихся.
2 Англия Альфреда Великого. 2 Лекция учителя. Самостоятельное домашнее чтение и обсуждение прочитанного.
3 Средневековая Британия.
Англо-Нормандская Британия.
3 Лекция – беседа. Доклады учащихся.
4 Британия в позднее Средневековье. 3 Лекция учителя. Семинарское занятие.
5 Эпоха Тюдоров. 4 Лекция учителя. Самостоятельное домашнее чтение, обсуждение прочитанного. Комментированное чтение текстов.
6 Золотой век Елизаветы. 4 Лекция учителя. Доклады учащихся. Практическое занятие.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Задачи курса. Древняя Британия. Знакомство с памятниками культуры:Стоунхендж. Кельтские племена. Римская Британия. Нашествие викингов.

Тема 2. Англия Альфреда Великого. Эдвард Исповедник. Битва при Гастингсе.

Тема 3. Средневековая Британия. Англо-Нормандская Британия. Феодализм. Книга Судного Дня. Ричард Львиное Сердце. Великая Хартия. Возникновение парламента.

Тема 4. Британия в позднее средневековье. Война белой и алой розы. Триумф Тюдоров. Экономическое развитие Британии. Правление Генри VII.

Тема 5. Эпоха Тюдоров. Новая династия. Английская реформация. Генри VIII и его наследники.

Тема 6. Золотой век Елизаветы. Королева Мария Стюарт. Борьба за трон. Литература и искусство Эпохи Возрождения.

Учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

  1. Томахин Г.Д, “Города и графства”. Москва. “Просвещение”. 2001 г.
  2. Томахин Г.Д, “Страны соединенного королевства”. Москва. “Просвещение”. 2001 г.
  3. Ощепкова В.В. “О Великобритании вкратце”. Москва. № Лист”. 1999 г.
  4. Рум Р.У. Адриан. Великобритания. Лингвострановедческий справочник. Москва. Русский язык. 2002 г.
  5. Вуд Тим. “История Британии”. Москва. “Еng-Рус”. 1994 г.

Для учеников:

  1. Мурашова Н.В. “Британия из века в век”.Москва Изд. “ Менеджер” 2004 г.
  2. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. “Страницы Британской истории”. Обнинск. Титул. 2001 г.
  3. Гурьева Ю.Ф. “Глубоки корни” Обнинск. Титул.2001 г.