В течении периода с 1996 г. по 2005 г. в Центральном
районе г. Красноярска силами администрации и
специалистов районного управления образования,
а также – администрации и педагогов
образовательных учреждений – ОУ (школ, всего 12) и
дошкольных учреждений – ДОУ (всего16)
организуется коррекционно-развивающая работа.
На сегодняшний день в районе функционируют самые
разнообразные структуры, созданные для
исправления нарушений развития, речи:
специализированные дошкольные: №53, 67, 44;
школьные: школа-интернат №9 Y вида, коррекционные
классы – школы №: 14, 27, 511, 58, ШОТ (школа открытого
типа) №5; а также – коррекционные группы: ДОУ №95,
120; логопункты: ОУ№10,11,27,51, лиц 2, ДОУ №1,248, 64, 103, 222,
257, 273. Так, в 2002–2003 учебном году
осуществлялась коррекционная работа по
исправлению нарушений развития, речи в
образовательных учреждениях Центрального
района согласно поставленным целям:
Для этого были определены такие задачи:
- осуществление принципов единства диагностики и коррекции, определение конкретных достижений ребенка в каждый период его развития;
- анализ социального развития ситуации развития ребенка и его семьи;
- совершенствование методов развития методов и приемов работы, расширение форм взаимодействия взрослых и детей для активизации партнерского сотрудничества;
- активизация мотивационных установок, эмоционального реагирования и проявлений как средства для развития практической деятельности;
- формирования адекватного поведения, общения детей;
- ранняя диагностика нарушений развития, речи.
В связи с этим участниками коррекционного
процесса осуществлялась
организационо-управленческая деятельность по
таким направлениям:
информационно-аналитическая;
Для реализации поставленных целей и задач обозначены такие способы.
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИИ:
- проведение комплексного мониторинга нарушений развития с привлечением специалистов КК ИПК РО (красноярский краевой Институт повышения квалификации работников образования), КГПУ (Красноярский государственный педуниверситет), городской ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия);
- переподготовка специалистов новых профессий: логопедов, психологов, дефектологов как на базе КК ИПКО РО, так и на других площадках образовательного пространства города и края;
- участие в мероприятиях, семинарах, организуемых гор. ПМПК, КЦПМСП (краевого Центра психолого-медико-социальной помощи).
- проведение методических совещаний, семинаров, круглых столов:
- организация всеобуча для молодых специалистов: логопедов, педагогов;
- проведение методобъединений логопедов – по дошкольному и школьному направлениям, а также совместно.
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ.
- В октябре–декабре 2002 г. как и во все предыдущие годы, начиная с 1996, проведен комплексный мониторинг состояния устной и письменной речи силами логопедов ДОУ и ОУ. (таблица 1, 2). Он показал, что как в ДОУ, так в ОУ имеется достаточно большое количество детей-логопатов, нуждающихся в специально организованной помощи. Руководителям учреждений выданы соответствующие рекомендации в виде актов для организации специальной помощи: логопунктов, речевых классов, групп в ДОУ и ОУ.
- На базе ИПК переподготовку прошли все работники ДОУ и ОУ, готовящиеся к аттестации, не прошедшие переподготовку течении последних трех лет.
- Также прошли переподготовку на курсах ФППК КГПУ(факультет повышения квалификации при КГПУ), организованных совместно с КЦПМСП заведующие ДОУ, завучи ОУ, где функционируют речевые группы, коррекционные классы.
- Для повышения квалификации молодых специалистов организован всеобуч на базе специализированной школы-интерната №9 в течении всего года по утвержденному плану.
- Вместе с этим также, по утвержденному плану проведены заседания методобъединения логопедов района.
- Для презентации работы логопунктов и транслирования опыта их работы были организованы семинары в ДОУ №64 и ОУ №11 в мае 2003 г.согласно основной теме их работы: “Создание условий для успешной социализации детей в образовательных учреждениях”.
- В 2004 году для осуществления широкого обмена накопленным опытом и презентации многогранной коррекционной работы, осуществляемой в образовательных учреждениях района проведена методическая неделя с полной презентацией деятельности речевых групп, логопунктов, групп кратковременного пребывания, где проводится коррекционная работа. По результатам этой недели создано и отпечатано методическое пособие.
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА
В 2002–2003 уч.г.
№ДОУ |
ГРУППА |
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ |
||
ЛЕГКИЕ |
СРЕДНИЕ |
ТЯЖЕЛЫЕ |
||
1 |
2 младшая | 4 |
1 |
4 |
Старшая | 5 |
1 |
1 |
|
2 |
Cредняя | 3 |
8 |
|
Cтаршая | 8 |
15 |
||
Gодготовительная | 4 |
2 |
||
17 |
Cредняя | 6 |
5 |
|
Cтаршая | 5 |
3 |
||
24 |
Средняя | 7 |
1 |
|
Старшая | 9 |
1 |
||
44 |
Логопункт | 18 |
4 |
|
53 |
2 младшая | 14 |
||
Старшая | 13 |
|||
Подготовительная | 14 |
|||
64 |
Старшая А | 14 |
||
Старшая Б | 9 |
2 |
||
Средняя | 15 |
1 |
||
67 |
Младшая | 2 |
11 |
|
Старшая | 1 |
10 |
||
Старшая-подгот. | 2 |
16 |
||
Подготовительная | 3 |
15 |
||
78 |
Cтаршая | 10 |
4 |
|
Подготовительная | 2 |
|||
95 |
Старшая коррекц. | 14 |
||
Подгот.коррекц. | 12 |
|||
103 |
Логопункт | 18 |
||
120 |
Старшая коррекц. | 1 |
9 |
|
Подгот. корекц. | 8 |
|||
222 |
Логопункт | 13 |
4 |
|
Средняя | 17 |
3 |
||
Старшая | 18 |
3 |
||
Подготовительная | 11 |
4 |
||
269 |
Средняя | 3 |
3 |
2 |
Старшая | 7 |
2 |
1 |
|
Подготовительная | ||||
273 |
Средняя | 8 |
2 |
|
Старшая | 7 |
2 |
||
Подготовительная | 11 |
4 |
2 |
|
257 |
Средняя | 5 |
7 |
|
Старшая | 6 |
2 |
||
ИТОГО |
263 |
56 |
200 |
Таблица 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОГО
РАЙОНА
в 2002–2003 уч.г.
ШКОЛА |
КЛАССЫ |
КОЛИЧЕСТВО |
||||||||
ДЕТЕЙ |
ОШИБОК В ДИКТАНТЕ |
|||||||||
ЗРИТЕЛЬНОМ |
СЛУХОВОМ |
|||||||||
Всего писали |
Маль- чики |
Дево- чки |
Акусти ческие |
Мнести ческие |
Опти ческие |
Акусти ческие |
Мнести ческие |
Опти ческие |
||
ЛИЦЕЙ 2 | 2а 2б 2в 3а 3б 3в |
14 18 22 25 21 23 |
9 9 1 14 14 11 |
5 9 11 11 7 12 |
10 11 2 24 4 20 |
45 23 4 106 33 44 |
5 4 2 - 3 1 |
10 6 2 22 8 8 |
16 13 3 79 17 29 |
- 3 3 1 1 1 |
ГИМНАЗИЯ 2 |
2а 2б 2в 2г 2д 3а 3б 3в 3г |
17 22 22 26 18 22 16 25 19 |
6 11 7 15 7 8 6 9 4 |
10 11 15 11 11 14 9 16 15 |
4 2 3 5 4 10 3 1 2 |
15 17 16 29 23 7 21 26 8 |
3 5 4 2 1 7 1 3 1 |
- 7 2 - 3 9 5 2 7 |
13 14 5 9 8 58 24 8 35 |
- 1 1 1 - 1 3 - 6 |
4 |
2а 2б 2в 3а 3б 3в |
21 21 19 17 19 17 |
10 9 12 8 11 11 |
11 12 7 9 8 6 |
21 8 6 - 4 14 |
73 35 39 - 20 15 |
15 9 5 - 3 7 |
18 9 4 9 16 20 |
26 10 37 32 31 33 |
4 1 3 - 7 9 |
10 |
2а 2б 2в 2г 3а 3б 3в |
21 21 23 16 18 16 19 |
9 9 9 5 10 9 9 |
12 12 14 9 8 7 10 |
1 3 1 2 5 7 6 |
26 44 2 36 28 27 21 |
3 12 - 3 2 1 2 |
1 3 2 1 9 12 5 |
5 6 2 10 17 46 84 |
- 3 - - 1 6 - |
11 |
2а 2б 2в 2г 3а 3б 3в 3г |
23 24 20 22 22 20 20 19 |
11 15 10 11 9 7 9 7 |
12 9 10 10 11 13 11 12 |
- 3 1 5 4 3 2 5 |
14 8 25 7 3 - 19 10 |
3 7 2 1 7 - 4 1 |
- 2 1 2 3 3 4 2 |
6 4 18 14 9 18 17 13 |
1 - - 9 7 - 5 2 |
14 |
2а 2б 3а 3б |
19 16 10 13 |
12 6 5 5 |
7 10 5 8 |
14 11 2 10 |
35 35 23 29 |
12 3 5 2 |
10 - 6 2 |
32 - 16 16 |
3 - 5 1 |
27 |
2а 2б 3а 3б 3в |
26 18 23 24 21 |
13 10 15 13 8 |
11 8 8 11 13 |
- 1 - 1 2 |
21 11 35 17 66 |
6 5 3 4 5 |
1 7 - 2 5 |
24 14 7 23 82 |
- 4 1 7 13 |
51 |
2а 2б 3а |
26 24 27 |
14 14 14 |
12 10 13 |
19 4 6 |
152 45 30 |
23 3 1 |
12 2 12 |
11 3 44 |
3 2 - |
58 |
2а 2б 3а 3б |
12 16 10 13 |
7 6 5 5 |
5 10 5 8 |
47 12 12 7 |
58 68 37 22 |
18 3 3 - |
53 35 24 8 |
25 25 62 40 |
2 - 13 2 |
Представленные в таблице 2.данные о части результатов проведенного мониторинга в декабре 2002 г. – январе 2003 г., проведенных в начальных классах (2-3) диктантов – зрительных и слуховых в общем демонстрирует достаточно убедительную картину нарушений письменной речи. В ходе их проведения ошибки были разделены на три вида для удобства, так как на сегодняшний день известны не менее десяти видов дисграфии или нарушения письма.
Под оптической дисграфией подразумеваются ошибки, связанные с неразвитостью графических и оптических представлений младших школьников.
Для полного понимания поясним, что к акустическому виду дисграфии были отнесены ошибки, связанные с нарушением фонетико-фонематического слуха, осознаванием фонем и их воплощением в графемы или графические образы букв.
То есть, оптическая дисграфия, как и акустическая, согласно стандартным критериям характеризовалась как нарушение, связанное с неправильной или искаженной идентификацией графических образов букв с их звуковым оформлением. Ошибки, отнесенные к разряду акустической дисграфии включили как акустико-артикуляторные, так и фонетико-фонематические виды речевых нарушений.
Таким образом, нарушения, связанные с взаимной кодировкой и перекодировкой звукобуквенной информации и их воплощением в графические образы были отнесены нами в эти два больших блока нарушений.
Не менее большим блоком нарушений является блок мнестических ошибок, связанных с пониманием смысла речи, текстов и их контекста, а также согласованием элементарных грамматических единиц речи. Сюда были отнесены наиболее сложные для четкой идентификации и (или) связанные между собой, взаимообуславливающие друг друга другие виды дисграфии (около шести).
В то же время, если были допущены ошибки, которые в силу освоенности по программе тех или иных правил или орфограмм уже не должны допускаться, они относились к разряду мнестических, связанных с языковой неграмотностью.
То есть, к мнестическим были отнесены все виды нарушений письменной речи, связанные с неразвитостью лексических представлений, с неразвитостью понимания грамматического строя речи, специфики его понимания.
Все виды дисграфии, их класссификация была взята из литературных источников, авторами которых являются: Волкова Г.А., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Лалаева Л.В., Мастюкова Е.М., Садовникова И.Н., Филичева Т.Б., Худенко Е.Д., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н., Ястребова А.В.
В результатах обследования не учитывались ошибки, допущенные по незнанию, в силу неосвоенности по программе тех или иных правил, орфограмм.
Помимо диктантов проводилось обследование устной речи детей в процессе чтения. Для этого детям предлагалось прочитать определенное количество знакомого лексического материала из программы по родной речи (родному слову) – не менее трех – пяти предложений. Здесь, в свою очередь выявлялись не только все виды искажений произношения тех или иных звуков, но также и понимание правил согласования членов речи, их взаимообусловленность, взаимодополнение, то есть все, что относится к пониманию речи. Учитывая тот факт, что нарушения письменной речи, дисграфия тесно связаны с нарушениями устной – дислексией, можно было прогнозировать или уточнять тот или иной вид дисграфии в процессе изучения освоения навыков устной речи и более точно относить их к одному из обозначенных нами трех видов. В дальнейшем для коррекции выявленных нарушений речи по факту проведенных обследований оформляется акт обследования с приведением спектра всех нарушений. На основании него руководитель образовательного учреждения мог обоснованно требовать введения того или иного количества необходимых специалистов – логопедов, дефектологов в конкретное образовательное учреждение. В тех же учреждениях, где уже имеются означенные специалисты вырабатывается координационный план работы всех педагогов и специалистов: логопедов, психологов, дефектологов, с учетом объема и специфики выявленных нарушений, контингента детей. Таким образом, дети могут получать помощь как в рамках интегрированного коррекционного воздействия, так и в виде специально организованной помощи в классах коррекционно-развивающего обучения. В редких случаях, когда образовательное учреждение не могло оказать необходимую коррекционную помощь, родителям детей советовали перевести ребенка в специализированное образовательное учреждение, где организована специальная коррекционная помощь. Естественно, для дальнейшей полноценной коррекции нарушений речи необходимо более тонко разграничивать их, т.к. очень часто наблюдаются смешанные типы нарушений. Для этого в дальнейшем необходим этап динамического наблюдения.
Необходимо сказать, что обследование детей для определения нарушения развития, речи в нашем районе проводится с трехлетнего возраста силами специалистов, работающих в образовательных учреждениях, членов районной медико-психолого-педагогической комиссии. Таким образом, профилактика дисграфии и дислексии осуществляется с раннего возраста, т.е. с 3-х лет.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Целями деятельности логопедической службы в образовательных учреждениях Центрального района являются:
- коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника;
- первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанников умения и желания учиться;
- воспитанники, ученики приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания;
- комплектование речевых групп, классов осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии г. Красноярска и районной РМППК, медико-психолого-педагогических консилиумов образовательных учреждений.
Их деятельность определяется Положением, основанным на типовом положении о МППК, а также Положением о деятельности коррекционных групп, классов, образовательных учреждений также основанных на типовых положениях, рекомендованных педсоветом образовательного учреждения и утвержденных руководителем учреждения. В Центральном районе создано единое коррекционное пространство.
На сегодняшний день единое коррекционное пространство Центрального района включает в себя:
*в связи с переводом школы-интерната в другой район ее функции частично выполняет Центр ПМС помощи.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
В 2003-04 учебном году в коррекционных группах и классах проходили коррекцию воспитанники, учащиеся ДОУ и ОУ с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими нарушениями, осложненные алалией, дизартрией, ринолалией, и легкой или средней степенью заикания, с изолированными фонетическими дефектами. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в 1–3 классах учителя-логопеды используют адаптированные программы обучения детей с тяжелыми нарушениями речи (моторной алалией) первоначальному навыку связной речи по методике В.К. Воробьевой., И.Н. Садовниковой, Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной, целью которых является формирование у дошкольников и младших школьников навыков правильной и связной речи. В частности:
- практических представлений о связном высказывании, как едином целом на основе умения узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия;
- первоначального навыка связного высказывания;
- умения анализировать смысловые и лингвистические правила строения текста;
- собственно связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.
В старших классах развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые учащимся для их полноценного включения в жизнь общества, социализации. Наши специалисты: логопеды, психологи, дефектологи достаточно хорошо освоили дифференциальную диагностику нарушений в развитии, речи и сходных состояниях, что позволяет грамотно и профессионально оформлять в частности логопедические заключения с учетом структуры речевого дефекта и его формы. Для оптимального функционирования коррекционных групп и классов и полноценной логопедической поддержки было полностью пересмотрено содержание и последовательность работы логопедов при первичном осмотре и построении календарно-тематического, перспективного планирования на учебный год.
Учителя-логопеды как и психологи работают в отдельных кабинетах, методическим и наглядным наполнением которых занимаются в системе весь учебный год. У каждого специалиста есть свой, особый определенный пакет пособий для обследования и работы над разными нарушениями речевой деятельности. Логопед имеет дело с разнообразными: клиническими и речевыми формами нарушений, корректирует как внешнее проявление речевого дефекта, так и его нарушенный механизм, что обеспечивает успешность освоения программы за счет пропедевтики речевых нарушений на более высоких уровнях.
В постоянно развивающемся мире, где научные исследования в области дефектологии, специальной психологии, медицины и других наук, тесно соприкасаются и влияют на основы коррекционной педагогики, нами определены приоритетные направление коррекционной работы на 2003-2004 учебный год. Главным из них является применение в диагностике и на занятиях с детьми-логопатами нейропсихологического подхода при коррекции нарушений развития, речи. В дальнейшем планируется проведения ряда логопедических семинаров по данной теме.
В школах, где давно ведется работа по организации коррекционно-развивающей работы (№ 10,11,51,27,14, гимн. 2,лицей 2, школа-интернат №9 Y вида) создано адаптивное пространство, схема которого приведена ниже.
АДАПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
Функции каждого из участников адаптивного пространства очерчены наиболее точно в схеме, разработанной педагогами школы №27:
АДАПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ №27
СУБЪЕКТЫ |
ФУНКЦИИ |
АДМИНИСТРАЦИЯ |
Координация усилий субъектов по созданию условий для социально-психологической адаптации. |
РЕБЕНОК |
Получение образования как условия успешной социализации. |
РОДИТЕЛИ |
Формирование общественно значимой личности, создание условий ее развития. |
ПЕДАГОГ |
Решение образовательно-развивающих задач на основе учебно-познавательных свойств. |
ПСИХОЛОГ |
Мониторинг индивидуальных свойств личности на основе выявления, диагностики, программирования ее возможностей. |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ |
Коррекция социального окружения и оптимизация социальной адаптации ребенка, взаимодействие с семьей. |
ВОСПИТАТЕЛЬ(ГПД) |
Создание условий воспитания и развитие коммуникативных свойств личности. |
ПЕДАГОГ ДОП. ОБР. |
Совершенствование личности с помощью создания успешности, определяемую высоким уровнем мотивации ребенка в условиях увеличивающихся внешних связей. |
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД |
Совершенствования функции речи, как основного способа коммуникации, коррекция дислексии, дисграфии. |
ПЕДАГОГ ФИЗ. ВОСПИТАНИЯ |
Коррекция физического развития, пространственной ориентации. |
УЧИТЕЛЬ ЗОЖ |
Пропаганда и формирование здорового образа жизни. |
ВРАЧ-ПСИХОНЕВРОЛОГ |
Выявление, диагностика, профилактика девинтного поведения, зависимостей, амбулаторное лечение. |
ВРАЧ |
Диагностика, коррекция, профилактика здоровья. |
МЕДСЕСТРА |
Профилактика и коррекция солмамтического состояния, контроль за условиями осуществления здорового детства. Контроль за перегрузками. |
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
Оказание помощи в реализации государственных, инвестиционных программ СКРО. |
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ |
Коррекция самооценки, оценки, первичная социализация. |
ТЕХНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЛ |
Способствует созданию условий для функционирования образовательного учреждения. |