Тип урока: урок-практикум.
Задачи урока:
Образовательные
- Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы “Предельные углеводороды”. Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах, проводить наблюдения, делать выводы; соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
- Уметь применять теоретические знания о качественных реакциях. Контролировать и корректировать умения извлекать информацию при наблюдении за химическим опытом
- Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакций.
Развивающие
- Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе практической работы, логически излагать свои мысли.
Воспитывающие
- Продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений).
Методы: фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа, самостоятельная работа, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование и реактивы. Каждой группе выдается набор реактивов и лабораторных принадлежностей: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди (II), известковая вода, прокаленный сульфат меди (II), медная проволочка (10 см), раствор тетрахлорметана, сахар, полимеры, содержащие х.э. хлор.
План урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный момент(1 мин.). | Приветствие | Готовятся к уроку, разбивка на группы. |
2.Знакомство с картой инструкцией(3 мин). | Рекомендует знакомство с картой инструкцией | Знакомятся с картой-инструкцией |
3. Сообщение темы и цели практикума. Инструктаж
по технике безопасности. ( 3 мин). |
Беседа о Т.Б. | Отвечают на вопросы. |
4.Изучение и обсуждение задания в группе. (3 мин) | Спрашивает каждую группу о затруднениях и консультирует по работе. | Выясняют порядок выполнения эксперимента, распределяют роли, обсуждают вопросы и отвечают на них. |
5.Выполнение задания. ( 15 мин) |
Наблюдает за ходом выполнения эксперимента, консультирует по сложным вопросам. | Выполняют опыты, анализируют, делают выводы. |
6.Письменный отчет. (5 мин) |
Выясняет правильность выводов. | Записывают результаты эксперимента. |
7.Устный отчет. Ответы на вопросы. ( 10мин) |
Слушает отчеты, задает наводящие вопросы, уточняет детали в случае неправильного ответа. | Выступают с отчетом. Слушают отчеты, задают вопросы, если что непонятно. |
8.Подведение итогов. Самооценка.(3 мин) | Учитель нацеливает на правильную самооценку. | Оценивают себя и работу товарищей. |
9.Постановка домашнего задания. ( 2 мин) |
На следующем уроке параграф 13, упр.2,4(а) | Записывают домашнее задание. |
10.Резервные задания | Сделать письменно теоретические задания. | Выполняют письменно задания. |
ХОД УРОКА-ПРАКТИКУМА
Математик Н.М. Крылов сказал: “Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна”.
(Этот эпиграф записан на классной доске.)
На доске записана дата, практическая работа № 1, тема, цель, ход работы, таблица, план работы на уроке, регламент времени.
I. Вводная часть
Учитель. У нас сегодня урок-практикум. Ознакомьтесь с картой – инструкцией.
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ:
- Прочтите внимательно вопросы и задания. Обсудите. Составьте план выполнения. Выполните опыты.
- Проведите опыт.
Работайте с малыми количествами реактивов, выполняйте все операции аккуратно. Растворы, взятые в большем объеме, чем нужно, обратно в сосуд не выливайте — только в стакан для слива. Помните, как зажигать и гасить спиртовку, закреплять пробирку в держателе и нагревать ее. Обо всех экстренных случаях немедленно сообщите учителю. Будьте осторожны! Соблюдайте аккуратность!
- Оформите письменно отчет о проделанной работе. Сделайте выводы.
- Запишите уравнения реакций, осуществляемых в опыте, расставьте коэффициенты.
- Сделайте устный отчет.
- Приведите в порядок рабочее место.
Учитель: Сформулируйте тему урока и цель урока.
Ожидаемый ответ: Урок-практикум по теме “Качественный анализ органических соединений”.
Учитель: Предлагаю, не приступая к выполнению работы, побыть в роли теоретиков и поставить перед собой задачи урока.
Ожидаемый ответ: Задачи урока — научиться практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах, проводить наблюдения, делать выводы; соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Учитель: Назовите основные правила техники безопасности.
Ожидаемый ответ:
ТБ:
- Пробирка закреплена правильно, если она не выпадает из лапки и может быть слегка повернута вокруг своей оси.
- Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.
- Направляйте отверстие нагреваемой пробирки в сторону от себя и соседей, избегая выбрасывания жидкости.
- Не наклоняйтесь над нагреваемой пробиркой.
- При пользовании нагревательным прибором
запрещается:
- передача зажженного нагревательного прибора.
- зажигание одного нагревательного прибора от другого. - Гасите только накрывая пламя колпачком.
- Выньте газоотводную трубку из пробирки с водой, не прекращая нагревания пробирки с веществом, в противном случае воду из пробирки может перебросить в раскаленную пробирку с веществом!
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока практическая работа: по теме “Качественный анализ органических соединений" Запишем тему в тетрадь. Математик Н.М.Крылов сказал: “Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубная. Пусть эти слова послужат нам девизом к уроку.
Цель работы: Научится практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах
II. Работа по группам
Учитель: Работать предстоит в группах, каждая группа получает карту-инструкцию и задание, которое оценено по уровням:
№ задания | уровень | оценка |
1.2,3 | 1 | 3 |
4,5,6. | 3 | 4,5 |
III. Изучение и обсуждение задания в группе (3 мин)
IV. Выполнение заданий (15 мин).
V. Письменный отчет (5 мин).
VI. Устный отчет (10 мин).
VII. В заключение урока учащимся предлагается заполнить карту самооценки (таблица).
Д/З, самооценка подготовки к ПР | ТБ, самооценка Знаний. |
Эксперимент (Э) | Оценка лидера | Итог, самооценка работы в целом. |
На основании самооценки ученика за качество своей работы, оценок лидера группы и учителя выводится итоговая оценка деятельности каждого ученика на данном уроке-практикуме
VIII. Домашняя работа: Параграф № 13, упр. 2,4(а)
IX. Ответы на резервные задания.
Практическая работа № 1
Тема: Качественный анализ органических соединений.
Цель: Определить углерод и водород и наличие хлора.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди(II), известковая вода, прокаленный сульфат меди(II), медная проволочка 10 см., раствор тетрахлорметана, сахар.
Опыт № 1
Соберите прибор, как показано на рисунке.
Смесь 1 – 2 г оксида меди (П) и 0,2 г парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. Сверху насыпьте еще немного оксида меди (П). В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (П). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (П). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с свежеприготовленным раствором известковой воды (раствор гидроксида кальция). Нагрейте пробирку (2–3 мин). Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжать нагревание, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(П) и не вызовут его посинения.
После изменения окраски сульфата меди (П) следует прекратить нагревание.
Ответить на вопросы:
1. Почему помутнел раствор известковой воды? Напишите уравнение реакции, считая условно формулу парафина С16Н34.
2. Почему белый порошок сульфата меди (П) стал голубым? Напишите уравнение реакции, учитывая что безводному сульфату меди (П) присоединяется 5 молекул воды.
3.Что произошло с чёрным порошком оксида меди (П)?
Сделайте выводы.
Опыт № 2
Для проведения опыта требуется медная проволока длиной около 10 см, загнутая на конце петлей и вставленная другим концом в держатель.
Прокалите петлю проволоки до исчезновения посторонней окраски пламени. Остывшую петлю, покрывшуюся черным налетом оксида меди(П), опустите в пробирку с хлороформом, затем смоченную веществом петлю вновь внесите в пламя горелки. Немедленно появляется характерная зеленовато-голубая окраска пламени, так как образующиеся при сгорании летучие галогениды меди окрашивают пламя горелки. Сделайте вывод.
Опыт № 3
Докажите, что сахар содержит углерод.
Поместите в фарфоровую чашку несколько кристаллов сахара. Поставьте чашку на кольцо лабораторного штатива. Нагревайте сахар в чашке. Что наблюдаете?
Сделайте вывод.
Оформите работу:
№ опыта | Что наблюдали? УХР. | Выводы |
Приведите в порядок своё рабочее место.
Литература
1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Химия 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва, 2003.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя химии, 10 класс. Учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. Блик. Москва, 2001.
3. Назарова Т.С., Лаврова В.Н.. КАРТЫ-ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ, 8 — 11 классы. Гуманитарный издательский центр “Владос”, 2000.
4. Назарова Т. С. и др. Химический эксперимент в школе. Просвещение, 1987.— 240 с.: ил.— (Б-ка учителя химии). Издательство “Просвещение”, 1987.