Интегрированный урок: математика и природоведение по теме: "Знакомство с жизнью млекопитающих". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ТЕМА: Закрепление изученного, знакомство с жизнью кита и кашалота.

ЦЕЛИ:

  • конкретно, что вы будете повторять, скажите в конце урока;

  • познакомимся с жизнью млекопитающих, воспитание бережного отношения к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки животных, таблица скорости передвижения животных, оригами кашалота и голубого кита.

ХОД УРОКА.

  1. Млекопитающие – кто это? (Рассказ ученика).
  2. Млекопитающие – наиболее развитый класс животных. К ним относятся хорошо известные животные: собаки, кошки, лошади, коровы и т.д.. Существуют сотни и сотни млекопитающих. Млекопитающие – животные позвоночные, у них есть легкие, дышат воздухом, теплокровные, живородящие. Есть настоящий волос – который называется мехом или шерстью. Самки млекопитающих вскармливают детенышей молоком (грудные железы), мозг млекопитающих развит более высоко, чем мозг любых других животных.
  3. Задание по вариантам (разгадать, какое животное спряталось).

1 вариант – посчитать и ответы записать в порядке возрастания.

11 вариант – посчитать и ответы записать в порядке убывания.

4. Ребята первого варианта получают “животное” – голубой кит. (Рассказ учащихся о голубом ките.) Голубой кит – самый большой кит и в то же время, самое крупное животное в мире – его длина превышает 30 метров, а вес достигает 125 тонн. Животное попадается в Тихом океане, относится к группе усатых. Во рту у них имеется устройство, состоящее из сотен роговых пластинок, которые называются китовым усом. Они растут на нёбе (в верхней части рта) и образуют что-то вроде сита. Кормится кит с широко раскрытой пастью, быстро проплывает с раскрытой пастью через скопление добычи, которая состоит в основном из мелких моллюсков, креветок и рыбок. Закрыв пасть, он с силой выталкивает из нее воду, процеживая через китовый ус, добыча остается.

Ребята второго варианта получают слово “кашалот”. (Рассказ о кашалоте.) Среди зубастых китов самый крупный – кашалот. Он имеет огромную голову и достигает 20 метров в длину, весит 80 – 90 тонн. На голове крупная жировая подушка, заполненная воскоподобным веществом – спермацетом. Голова огромная, притупленная спереди и сдавленная с боков. Голова составляет одну четвертую часть всей длины.

5. Ребята решают задачу по краткой записи, записывают в тетрадь решение и ответ.

Задача: длина туловища кашалота 20 метров, а голова составляет одну четвертую часть всей длины туловища. Чему равна длина головы?

На голове кашалота две дырочки для дыхания, правый носовой канал закрыт, связан спереди и сзади с обширными воздушными мешками. Во время рассказа о китообразных, ребята сравнивают величины.

30 м = ________ см

20 м = ________ см

125 т = ________ кг

90 т = ________ кг

Дети сравнивают: кто больше и насколько; узнают, сколько весят желудок, кишечник, печень, язык?

3 м = ________ см (желудок)

200 м = _________ см (кишечник)

1000 кг = ________ тонн (печень)

2 т = __________ кг (язык)

6. Решение задач по выбору. (Повторяем, чем питаются киты).

Задача 1.

Один кит съел 1560 кг рачков, второй на 620 кг меньше, чем первый. Сколько кг рачков съели два кита? (Про какого кита задача?)

Задача 2.

Первый кит съел 800 кг кальмара, второй на 400 кг больше, чем первый, а третий в два раза больше, чем второй. Сколько всего кг кальмара съели три кита? (Про какого кита задача?)

7. “Кормление китов”. Работа идет по рядам у доски, дети решают примеры.

8. Чья команда быстрее решит примеры, та и быстрее накормит китов.

350 х 10 =

2400 : 100 =

650 : 10 =

800 х 0 =

320 х 0 =

710 х 0 =

630 : 9 =

720 : 8 =

260 + 0 =

170 х 3 =

210 + 0 =

420 : 7 =

320 : 40 =

360 х 2 =

34 х 3 =

9. “Это интересно” – дети делают небольшие сообщения о китах.

  1. Голубой кит тяжелее 50 слонов, а маленький китенок, только что появившийся на свет, достигает 6 – 8 метров и выпивает за один раз 100 литров молока.
  2. За сутки кит съедает 2 – 4 тонны пищи. На один обед ему требуется 1 000 000 000 рачков.
  3. У китенка нет губ, язык свернут в трубку, мать впрыскивает молоко прямо в глотку – 15 – 20 литров молока.
  4. Китов истребляют, поэтому некоторые из них занесены в международную “Красную книгу” – гладкие киты, голубой, серые, горбач.
  5. Размер маленького кашалота 4 – 5 метров, вес 1 тонна. Киты живут 40 – 50 лет.
  6. Однажды в Антарктиде из желудка 40 тонного кашалота извлекли живого кальмара – массой 200 кг. Щупальца этого моллюска высовывались из пасти, цепко присосавшись к его голове.
  7. Из кашалотов получают спермацет – жир, который находится в головной полости. Его используют для приготовления мазей, косметики и свечей.
  8. Зубы кашалота и бивень представляют собой очень ценную кость, сравнимую со слоновой.
  9. Из шкуры белого кита вырабатывают что-то вроде кожи.
  10. Предки китов когда-то жили на суше. У них до сих пор плавники похожи на пятипалые руки. Но в течении многих тысячелетий, живя в воде, они приспособились к такой жизни.

10. Решить уравнения.

Х х 8 = 400

130 – Х = 90

Выполнив задание, дети узнают, что голубой кит плавает со скоростью 50 км/ч, а кашалот – 40 км/ч.

11. Работа с таблицей:

Слон – 40 км/ч

Лошадь – 80 км/ч

Гепард – 120 км/ч

Дельфин – 60 км/ч

Синий кит – 50 км/ч

Кашалот – 40 км/ч

Дети устно составляют задачи на сравнение ( на сколько…?, во сколько раз…?).

Сильные в это время решают примеры в столбик:

638 : 2 =

37600 : 4 =

5372 : 4 =

9210 : 3 =

12. Итог урока: урок был трудный, интересный, ребята работали хорошо. Что на уроке удалось повторить и что нового узнали о животных.