Цели:
- проверить качество знаний;
- способствовать закреплению материала;
Метод и приёмы:
- нетрадиционная форма опроса
- задачи исследовательского характера.
Оборудование: План города Причастия: 1. Городские ворота:
2. Центральная площадь: жители города и “лишние” 3. Ров на пути к замку:
4. Стражник 5. Замок “Добро пожаловать в замок”, Карточки с заданиями, |
Организационный момент.
Объяснение целей и задач урока.
В начале урока учитель объясняет правила игры – путешествия.
Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Причастия. Мы с вами как раз изучили эту часть речи. А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город. План его вы видите на доске.
Ваша цель – набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, которые будут вас поджидать в городе и замке. Каждый получит лист – маршрут, где указано всё, что вам необходимо делать.
Путешествие начинается:
А сейчас послушайте, что вас ожидает в городе Причастия. Прежде чем в него попасть, вам необходимо найти подходящий пароль. Затем нужно найти подходящий ключ.
I. Городские ворота:
1. Пароль.
Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?
2. Ключ.
Дайте определение причастия, как части речи. Справились с заданием, приступайте к следующему.
Причастие – это…_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
II. Центральная площадь.
Здесь собралось большое количество жителей города Причастия. Чтобы пройти к замку, нужно развести жителей по домам (распределить причастия по разрядам: действительные и страдательные) и выявить “лишних”, которые затесались в ряды жителей города.
Жаждущий, танцующий, глупый, мой, вымытый, школьный, уснувший, поющий, первый, твой, говорящий, деревенский, одетый, объёмный, потёртый, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, недоверчивый,, пятый, лосиный, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый, ничей, двадцатый, каждый.
Действительные | Страдательные | “Лишние” |
III. Ров на пути к замку.
Вот вы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружён рвом с водой. Мост через него частично разрушен. Вы должны доложить недостающие “брёвна”.
1. Мост
а) Первое “брёвнышко”
Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия:
Рисовать, нарисовать, оберегать, избегать.
б) Второе “брёвнышко”
Укажите признаки прилагательного и глагола у причастия.
2. Стражник.
Сделайте морфологический разбор причастия в предложении: Стражник, не пропускающий в замок никого без специального жетона, мужественно стоит в воротах.
___________________________________________________- причастие.
I__________________________________________________
II__________________________________________________
III_________________________________________________
IV. ЗАМОК. “Добро пожаловать в замок”.
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в предложениях, выделите причастные обороты.
- Ели засыпа…ые снегом, окаймляли поляну.
- Поднявшийся на трибуну докладчик был хорошо знаком слушателям.
- Книги прочита…ные во время каникул я сдала в библиотеку.
- Я заметил крепкий грибок спрятавшийся под листком.
- Омытая росой трава радовала глаз.
- Разлившаяся по широкому лугу речка отражает ясное небо и легкие облака.
- Воробьи сл…тевшиеся к к…рмушке быстро скл…вали брошенные зерна.
- Снег падающий с самого утра засыпал все дороги.
- Недавно смаза…ные лыжи отлично ск…льзили по первому снегу.
- Сквозь пелену тумана в…днелись д…ревья ч…рнеющие на противоположн…м берегу.
- Шум машины пр…ближавшейся по шоссе спугнул лося.
2. Вставьте пропущенную гласную.
а) Бре…щий полет; ферм…р; пол…щий сорняк; тяжело дыш…щий человек; пыш…щее здоровьем лицо; мельн…ца, маш…щая крыльями; недорого сто…щие книги; стел…щийся туман; стро…щийся дом; ро…щий канаву рабочий; кол…щий предмет; тащ…щиеся по дороге люди.
б) спряга…мые слова, неизменя…мые существительные, уважа…мый человек, слыш…мый голос, вид…мый лес.
3. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени. От всех ли глаголов можно образовать нужные причастия?
Оберегать – подъехать – организовать – мучить – выращивать – привозить – уважать – обидеть – изучать – терпеть освещать – читать – хранить – писать – томить – зависеть – ненавидеть – любить –
4. Соедините, если необходимо, не с
причастиями. Обозначьте приставку не-
Не кошеная на лугу трава; не кошеная трава…
5. Вставьте – н – или – нн-…
а) Ране…ый солдат, ране…ый в ногу, нежда…ый, негада…ый, реше…ая задача, писа…ый красками портрет, маринова…ый гриб, броше…ая лодка, некоше…ая трава, нескоше…ая трава, не коше…ая никем трава, засоле…ые грузди, жаре…ая в сметане рыба, соле…ый огурец, разброса…ые бумаги, нехоже…ые тропы, писа…ая красавица, раскова…ый парень.
б) Девочка образова…а, образова…а комиссия; море взволнова…о, мама взволнова…а; продукты взвеше…ы, его решение взвеше…о; собрание организова…о, бригада организова…а; Семена рассея…ы по полю; Дети невнимательны и рассея…ы.
6. Вставьте пропущенную гласную.
Например: обещанный (отдых) – обещать
Смеш…ный с песком, смеш…нное тесто, застрел…нная птица, пристрел. . . нное ружье, стриж…ные головы, освещ…нные светом луны, засе…нное поле, замеш…ное тесто, отправл…нная корреспонденция, выкач…нная нефть, выкач…нная из подвала бочка, выращ…ный урожай.
Освещ…нный лес, расчищ…нная дорожка, испеч…нный, остановились пораж…нные, окруж…нная врагами, золоч…нные купола, заброш…нная деревушка. .
7. Определите роль причастий в предложении.
Сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах. Все в мирный сон погружено. Широкая дороженька берёзками обставлена. Небо было загромождено клочьями снежно – белых облаков. Лесная лужайка вся пропитана холодной росой. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились ещё не очищенные от снега скаты крыш.