Цели:
- Образовательные:
- изучить строение глюкозы;
- выделить особые свойства глюкозы;
- научить самостоятельно составлять уравнения реакций.
- Развивающая:
- развитие навыка экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
- выявление незаменимой роли глюкозы в жизни человека, животных, в том числе и многих микроорганизмов,
- Воспитательные:
- формирование у учащихся научно-материального мировоззрения, подтвердить единство природы, выражающегося во взаимных превращениях неорганических и органических веществ (фотосинтез);
- расширить и углубить кругозор об углеводах.
Оборудование:
- Цифровой материал.
- Таблицы.
- Раздаточный материал.
- Реактивы: Глюкоза, яблоко, сорбит, Na OH, CuSO4.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация прежних знаний
- Разминка.
- Вступительное слово учителя.
1. Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?
На доске прикреплены таблички с формулами органических веществ
2. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу альдегидов?
3. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу карбоновых кислот?
4. Под каким номером находится вещество, содержащее функциональную группу спиртов: а) одноатомных, б) многоатомных?
Учащиеся, которые правильно подняли номера, цвет, получают жетоны.
5. Под каким номером изображена формула вещества, которое является реактивом на альдегидную группу?
6. А под каким номером находится вещество, которое является реактивом на: а) одноатомные б) многоатомные спирты?
Учащимся, правильно ответившим на вопрос, выдаются жетоны.
7. Задача. Установите формулу вещества, если при сгорании 0,9 г его выделилось 1,32 г CO2 и 0,54 г Н2О. Известно, что молекулярная масса его 180 грамм. (Ответ: C6H12O6)
Учащиеся решают задачу в тетради и на доске.
III. Основная часть урока
На доске – тема урока. Учащиеся записывают ее в тетрадь.
Учитель: О чем говорит наличие шести атомов кислорода. Вопрос: Какие функциональные группы можно предположить у глюкозы? А каким реактивом можно сразу же определить альдегидные и спиртовые группы?
Учитель проводит опыт.
Задание. Докажите, что в состав яблока входит глюкоза?
Учащиеся самостоятельно проводят эксперимент.
Учитель: Строение глюкозы мы установили. Какие химические свойства можно предположить у глюкозы?
Учитель в форме лекции излагает блочно материал о глюкозе. Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакции на доске и в тетради. Работа идет по таблице (Cм. Приложение).
IV. Формирование умений и навыков
Размышление-загадка
Лаборант приготовила реактивы и вышла из
кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с
полочки, подошел к столу и забрал свой реактив.
Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете,
зачем берете чужое, это же мой распознаватель!”
“Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”–
промолвил Формальдегид, – “Это же мое
вещество”.
Вопросы:
- Кто был из них прав?
- О каком веществе они спорили?
- Как разрешить этот спор?
Задания:
1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в
споре.
2. Формулу вещества, о котором шел спор.
3. Запишите уравнения возможных реакций.
Учащиеся пишут это на листочках и отдают учителю. Учитель делает самопроверку, на доске заранее эти реакции записаны.
Задание. Заполните таблицу, в которой вы должны на основании свойств записать область применения глюкозы.
Применение глюкозы |
На каких свойствах основано это применение |
|
Пока учащиеся заполняют таблицу, учитель проверяет листочки и считает жетон, выставляет оценки).
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок