Цели урока:
- Обучающие:
- знакомство с широтой применения в жизни процентных вычислений;
- закрепление и обобщение знаний по теме “Проценты”.
- Развивающие:
- развитие умений и навыков сравнения;
- выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
- развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;
- развитие практических навыков работы на калькуляторе.
- Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма, умения слушать мнение товарищей, трудолюбия.
Оборудование:
- калькулятор,
- магнитофон,
- наглядность:
- таблица,
- алгоритмы процентных вычислений,
- рисунки,
- геометрические фигуры.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент (3 мин)
2 этап. Повторение: устный счет и работа по
карточкам (10 мин)
3 этап. Закрепление: работа в тетради,
решение задач у доски с комментариями. (15 мин)
4 этап. Физкультминутка, (2 мин)
5 этап. Элементы нового материала: прикидки,
(7 мин)
6 этап. Подведение итогов урока (3 мин)
По классу развешены геометрические фигуры и указаны этапы урока. В течение урока фигуры открываем и читаем.
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Во-первых: сегодня разрешается пользоваться калькулятором, во-вторых: необычная тема нашего урока, так как материал для него я взяла из повседневной жизни, из газет, телевидения, статистики. Поэтому его тема – “ Проценты в нашей жизни ”. В конце урока вы должны ответить на следующие вопросы:
1. В какой области деятельности человека чаще
всего встречаются процентные вычисления?
2. Какой самый удобный способ решения задач на
проценты?
II. Повторение
– Итак, ребята, начинаем работать. За свои ответы вы будете получать жетоны и в конце урока мы сможем выбрать лучших математиков. Ищем в классе квадрат и читаем на обратной стороне. Третий ряд работает по карточкам:
- для мальчиков: Какую часть вашего класса составляют девочки? Ответ выразите в процентах.
- для девочек: Какую часть вашего класса составляют мальчики? Ответ выразите в процентах.
Остальные ребята вместе со мной работают устно.
а) Туристы проехали 50 % пути на поезде и 43% пути
на автобусе. Весь ли путь они проехали? Какую
часть пути им осталось проехать? (7%)
б) Тарифы на отправление почтовой открытки
составляли 1 руб. 85 коп. С февраля они подорожали
на 20%. На сколько копеек возросли тарифы? (37 коп.)
в) 9 человек класса принимали участие в лыжных
гонках. Сколько человек в классе, если лыжники
составляют 25% его? (36 чел.)
г) Стоимость товара возросла с 200 руб. до 600 руб. На
сколько процентов возросла цена? Во сколько раз
возросла цена? (На 200%, в 3 раза.)
д) Работа по таблице: найти равные выражения в
таблице. (см. Приложение)
е) Проверить работу на карточках.
Мы с вами вспомнили основные правила на процентные вычисления : нахождение процентов от числа, нахождение числа по его процентам, повторили прямую зависимость между величинами и их процентным содержанием. Какие способы мы применяли при решении этих задач? (по правилам и пропорция) Раздача жетонов.
III. Закрепление
– Находим прямоугольник и читаем: “Решаем задачи”. Для решения применяем те способы, о которых мы уже говорили. Записываем число и тему урока.
Задача 1. На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350 руб. уценили на 40 %, а через неделю еще на 5% . В другом магазине, шарф такой же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?
350 . 0,6 = 210 руб. – после первого
снижения.
210 . 0,95 = 199,5 руб. – после второго
снижения.
350 . 0,55 = 192,5 руб. – во втором
магазине.
Ответ: во втором магазине.
Задача 2. В выборах Гос. Думы 12 декабря приняло участие 321 тысяча жителей Республики Марий Эл. Депутатом был избран В.Я. Комиссаров, за которого проголосовало 142 тысячи избирателей. Сколько процентов голосов получил В.Я. Комиссаров?
321 тыс. – 100%
142 тыс. – х %
х = 142 .100 : 321 = 44%
Ответ: 44 %.
Задача 3. В этом году тарифы на услуги лодочной станции оказались на 20% ниже, чем в прошлом году. Можно ли утверждать, что в прошлом году тарифы были на 20% выше, чем в нынешнем году? ( Решение на магнитной доске с помощью иллюстраций)
Ответ: нельзя.
Задача 4. (решаем самостоятельно, один ученик на задней доске): Абонентская плата за телефон составляет 250 руб. Оплата производится до 15 числа каждого месяца, после чего начисляется штраф 4% ежедневно от абонентской платы. Сколько придется заплатить, если вы просрочили неделю?
250 . 0,04 = 10 руб. – ежедневный штраф.
7 . 10 = 70 руб. – штраф за неделю.
250 + 70 = 320 руб. – заплатили.
Ответ: 320 руб.
– Давайте проверим ваше решение с решением на доске. Выберем наиболее удобный способ решения задач на проценты. Раздать жетоны.
IV. Физкультминутка
Открываем треугольник.
V. Новый материал: прикидки
– Внимание, задача! На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь на 24%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 593 рубля? Решить эту задачу мам поможет название следующего этапа. (Открываем пятиугольник “Прикидки”.) 24% заменяем на 25%, 593 руб. заменяем на 600 руб. Ответ: примерно 150 руб. Работаем устно по прикидкам 19% от 102 кг (20 кг) 52% от 697 руб. (350 руб.) 26% от 810 м (200м) 21% от 1990 руб. (400 руб.) 76% от 4012 км (3000 км ) 9% от 200 г (20 г)
– Итак, делаем вывод. Для чего нужен прием прикидок? (Для скорости устного вычисления и для проверки письменных задач.)
Раздать жетоны.
VI. Подведение итогов
Заключительное слово учителя. Ну, вот мы подошли с вами к концу урока. Так в каких же жизненных ситуациях нам встречаются процентные вычисления? (в магазине, на рынке, при оплате услуг, при подсчете изменения тарифных цен, в работе избирательной комиссии во время голосования, при банковских операциях) Я думаю, что проценты еще не раз встретятся на вашем пути, еще не раз заставят вас “поломать” голову, удивят красивыми решениями, помогут в изучении новых предметов (химия, физика и др.)
Домашнее задание: открываем круг и читаем: “Найди и реши сам дома”. Найти в газетах, журналах факты, содержащие проценты. Составить и решить три задачи.
Выставление оценок. Определение лучшего математика.
– Спасибо всем за урок!