Использование проектной методики на уроках иностранного языка

Разделы: Общепедагогические технологии


В течение нескольких лет на уроках иностранного языка я использую проектную методику. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении.

Сегодня на нашей встрече мне бы хотелось остановиться на теоретических положениях проектной методики, практикум по теме “Австралия: взгляд изнутри” и практикум по этапам работы над проектом.

Эпиграфом в своей работе я использую китайскую мудрость:

“Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь”.

Использование проектных приёмов нельзя назвать новым словом в школьном обучении. Проекты многолики и многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют проектом, но это не так. У проектов своя философия, методология и практика.

Краткая историческая справка:

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

Относительно иностранного языка, проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности.

В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес учеников к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и показать практическое применений полученных знаний на практике.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

  • повышению значимости языка как средства общения;
  • развитию умения работать в коллективе;
  • расширению кругозора учащихся;
  • повышению мотивации учащихся4
  • поощрению творчества;
  • воспитание самостоятельности;
  • интеграция всех четырех видов речевой деятельности;
  • развитию обще учебных умений.

Основные требования к использованию данного метода:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;
  • теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);
  • использование исследовательских методов:
    • определение проблемы;
    • определение задач исследования;
    • выдвижение гипотез;
    • обсуждение методов;
    • оформление результатов;
    • анализ данных;
    • выводы.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

  • вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
  • решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
  • самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
  • создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы);
  • учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
  • личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
  • адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Используя проектную методику, основной целью является следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике.

При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,
  • творческие,
  • ролево-игровые,
  • информационные,
  • практико-ориентированные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • моно проекты,
  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,
  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • личностные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
2. Проекты-интервью (Survey projects).
3. Проект-производство (Production projects).
4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisational projects).

Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм:

1 шаг – Определение темы.
2 шаг – Определение финального продукта.
3 шаг – Определение структуры и времени.
4 шаг – Сбор информации.
5 шаг – Переработка информации и обсуждение.
6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.
7 шаг – Презентация.
8 шаг – Вывод и рецензирование.

В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные ваприанты: сайты и презентации.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Особенностью системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

В целом в работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Если проанализировать деятельность учителя во время проекта, то на начальном этапе учитель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

В результате работы по проектной методике в течение трех лет,  мною отмечены следующие положительные результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме,  расширив тем самым словарный запас и кругозор,  закрепили имеющиеся грамматические. навыки.

Повысили уровень коммуникативных навыков,    приобрели опыт работы в парах,  группах сменного состава.

Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.

Практической частью методического объединения является проект на уроке иностранного языка при изучении страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном случае через групповую работу с опережающей подготовкой. Целью данного проекта является создание учебно-информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”.

При проведении урока по методу проекта прослеживаются следующие этапы:

  • Подготовительный этап – разбиение на группы, выделение подтем.
  • Основной этап – распределение обязанностей, работа по поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций:
    • первый шаг – поиск информации (география, история, политика и т.д.)
    • второй шаг – анализ и сопоставление найденной информации со школьной программы;
    • третий шаг – отображение информации в форме страноведческой статьи, подготовка иллюстративных таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и тестов.
  • Заключительный этап – представление презентации и ее оценивание.

(Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9).

На заключительном этапе методического объединения учителям предлагается разработать виды заданий для каждого этапа работы над проектом по теме “Путешествия” (см. Приложение 1).