Описание организации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) детский сад общеразвивающего вида №19 “Светлячок” был открыт в 1976 году. В связи с тем, что за последние годы увеличилось число детей, поступающих в ДОУ с различными заболеваниями и проблемами психического развития, коллектив детского сада считает приоритетными направлениями своей работы оздоровление воспитанников. В детском саду разработана и в течении 3-х лет реализуется программа “Здоровье”, сотрудники изучают и внедряют здоровьесберегающие технологии, тесно контактируют с семьями воспитанников и педиатрической службой города.
Обоснование необходимости
Основываясь на стратегических положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, достижение нового современного качества дошкольного образования может быть достигнуто только в процессе постоянного взаимодействия образовательного учреждения “с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, все заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями”. Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблем, отрицательно влияющих на воспитание и развитие дошкольников:
- падение уровня физического и нравственного здоровья детей, тесно связанного с социальными факторами;
- недостаточное развитие социального сотрудничества дошкольных учреждений с семьями воспитанников и дошкольных учреждений микрорайона между собой;
- недостаточное использование возможностей социума для оздоровления детей;
- отсутствие должного внимания к нравственному здоровью дошкольников, воспитание у них толерантных качеств, что вызывает трудности в их социальной адаптации, отражается на физическом здоровье (увеличивается количество заболеваний нервной системы).
В связи с тем, что:
- научная и практическая система социального партнерства в работе по укреплению физического и психического здоровья дошкольников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) отсутствуют;
- научно-обоснованных программ, методик и практики работы смешанных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающимися сверстниками в дошкольных учреждениях не существует;
- педагогами ДОУ недостаточно используются игра и другие виды деятельности для укрепления здоровья детей и воспитания у них толерантных качеств, сто затрудняет их адаптацию в социуме,
- считаем необходимым разработать формы совместной работы (социального партнерства) учреждений социума и семьи, направленные на повышение уровня физического и нравственного здоровья воспитанников, внедрить современные программы воспитания и обучения дошкольников, создать комфортные условия для их развития в разных видах деятельности, оптимально используя физические и психические возможности дошкольного периода детства.
Цели и задачи проекта
Цель: достижение оптимального уровня физического и нравственного развития дошкольников детских садов №19, 20 города Волжска (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) через созданную систему социального партнерства.
Задачи:
- разработать и внедрить в практику ДОУ формы социального партнерства;
- создать условия для укрепления физического и нравственного здоровья воспитанников, используя возможности социума;
- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию у детей толерантных качеств через игру и творчество;
- представить наработанный материал по проекту в сети Итернет на сайте Информационно-аналитического Центра и обеспечить информационную поддержку проекта местными средствами массовой информации.
Описание проекта
“Доступность качественного образования означает государственные гарантии: социально-педагогической и психологической помощи семье, ранней диагностики, физических и психологических резервов развития ребенка”. (Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года).
Проект “Вместе мы можем больше” предполагает совместную работу детских садов – партнеров с семьей и социумом по вопросам здравотворческой работы. Выбор темы обусловлен заказом родителей и возможностями макро- и микро-социума малого города.
Разрабатывать и осуществлять проект будут педагогические коллективы ДОУ №19,20 и члены семей воспитанников. Партнерские отношения двух детских садов строятся на совместной работе и взаимообогащении: ДОУ №20 имеет многолетний опыт оздоровления детей в коррекционных группах, ДОУ №19 – опыт работы в социуме, развитии толерантных качеств у детей. Реализация данного проекта поможет объединить усилия педагогов, родителей. Заинтересованных организаций и медицинских учреждений города, привлеченных спонсоров по укреплению физического и нравственного здоровья воспитанников ДОУ №19 и 20.
Мероприятия в рамках проекта будут проводиться в два этапа.
Первый этап – подготовительный рассчитан на три месяца ( октябрь, ноябрь, декабрь). Его цели: привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей, общественности города к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, создание материальной базы, творческой группы, системы координации усилий участников проекта, привлечение спонсоров.
Этому будет способствовать конференция – семинар участников проекта под девизом “Здоровье детей – наше будущее”. Опубликование материалов семинара в газете “Волжская правда”, выступление по городскому радио и телевидению участников конференции послужит привлечению внимания общественности к проблемам здоровья детей, здорового образа жизни в семьях и здравотворческой работы в социуме. Особое внимание будет уделено вооружению педагогов специальными необходимыми для работы с детьми знаниями.
На данном этапе, например, этому будет служить семинар по использованию всех видов детской деятельности в целях оздоровления и развития дошкольников. Интенсивная работа по созданию условий для детей с задержкой психического развития пойдет на этом этапе в смешанной группе для интегрированного воспитания их со здоровыми сверстниками в детском саду № 19. Открывая такую группу, коллектив сотрудников детского сада №19 “Светлячок” стремится к оказанию ранней коррекционной помощи детям с ЗПР.
Подготовительный этап проведения в жизнь идеи социального партнерства в работе с дошкольниками предусматривает создание группы реализации проекта. В это время устанавливается тесная связь с разными учреждениями микрорайона, города и республики, которые будут привлекаться к реализации проекта.
Октябрь – это первый месяц первичной диагностики детей специалистами: психологами, дефектологами, логопедами. По итогам диагностики разрабатываются: общие и индивидуальные формы работы с детьми по оздоровлению и развитию, индивидуальные карты развития на воспитанников с проблемами здоровья, создание условий для физического и психологического комфорта пребывания детей в ДОУ, вносятся коррективы в планы работы инструкторов физического воспитания, руководителей ИЗО и театральных студий.
Семьи воспитанников, выступающие в роли заказчиков проекта, принимают активное участие в создании условий для оздоровления детей. Для вооружения родителей специальными знаниями создается “Школа для родителей”. Подключение к работе с семьями воспитанников и организационной работе в социуме социального педагога МОУ ЦПМСС “Лабиринт” позволит провести аналитическую и провести практическую деятельность для реализации проекта, подготовить материалы для выступления в СМИ.
Второй этап – Основной.
В ходе реализации основной части проекта будет организована здравотворческая работа с детьми, цель которой повышение уровня их здоровья, приобретение навыков толерантного общения, адаптации в социуме. С этой целью привлекаются на договорной основе врач-педиатр , врач психо-невролог. Их рекомендации помогут педагогам спланировать и проводить работу по укреплению физического здоровья воспитанников, корректировать ее.
По итогам медицинского осмотра и первичной мед. диагностики медсестрой и воспитателями ДОУ будет составлен банк данных по каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы эффективнее выстроить оздоровительную работу с данной категорией воспитанников и отслеживать ее результаты.
Открытый педагогический совет “В здоровом теле – здоровый дух” направлен на обучение педагогов методам формирования у детей навыков здорового образа жизни, выработке форм совместной работы с семьей в этом направлении.
Участие в подготовке и проведении в апреле еще одного совместного педсовета, посвященного развитию толерантных качеств воспитанников, умению общаться и адаптироваться ( что ведет к исчезновению многих видов неврозов) примут специалисты ЦПМСС “Лабиринт”, Детского дома творчества, музыкальной и художественной школы. В ходе подготовки к педсовету они дадут педагогам ДОУ № 19,20 консультации. В процессе педсовета будет использован опыт работы ДОУ № 19 в воспитании у дошкольников толерантного общения и опыт использования ИЗО и театральной деятельности ДОУ №20 для формирования у детей нравственного здоровья. “Тесная связь физического и духовного здоровья – основа формирования граждан нашего города” - эта идея, как вывод участников педсовета, будет доведена до городской общественности через местные СМИ. В течение всего второго этапа реализации проекта будет идти работа над созданием видеофильма по теме проекта – “Вместе мы можем больше”.
На формирование у дошкольников физического и нравственного здоровья будут направлены все занятия с воспитанниками ДОУ № 19,20. Планируется проводить их в разных формах, используя ведущие виды детской деятельности: игру, театр, изо и конструктивную, двигательную и другие. Большой эмоциональный заряд несут в себе праздники и развлечения. Поэтому будут разработаны сценарии спортивных развлечений, утренников, посвященным календарным датам.
Комплекс занятий-сказок, занятий-игр, цель которых – воспитание у детей навыков здорового образа жизни. Все эти мероприятия планируется проводить с семьями воспитанников и с привлечением спонсорской помощи. В мае месяце планируем проанализировать результаты всей работы реализации проекта и по ее итогам в июне провести заключительную конференцию, на которой довести до всех практические результаты реализации данного проекта, осветить трудности и наметить пути дальнейшей работы над проблемой физического и нравственного здоровья дошкольников. Этому же будет посвящена и брошюра с методическими разработками и рекомендациями по совместной партнерской работе в условиях образовательного пространства малого города. На конференции будет доложено об эффективности проекта. Решение задач проекта будет отслеживаться как в ходе его реализации, так и по конечным результатам.
Рабочий план реализации проекта
Срок | Мероприятия | Ожидаемый результат |
Октябрь | 1. Привлечение партнеров и спонсоров.
Создание творческой группы по реализации
проекта. 2. Первичная диагностика воспитанников ДОУ 19,20:физического развития, психических процессов, личностных качеств. 3. Открытие и организация работы смешанной группы в ДОУ №19. 4. Организация и проведение родительских собраний(общих и групповых). 5. Пополнение предметно-развивающей среды в группах, спортивном зале. 6. Проведение семинара участников проекта “Здоровье детей – наше будущее”. 7. Организация туристической секции совместно с Домом Детского Творчества для воспитанников ДОУ № 19,20. 8. Информирование общественности города о ходе реализации проекта. |
1. Модель системы партнерских
взаимоотношений. 2. Индивидуальные карты развития детей, диагностические таблицы, 1-2 диагностические методики. 3. Создание условий, адаптация воспитанников, рабочие планы воспитателей и специалистов. 4. Информация для родителей, определение их роли в реализации проекта. 5. Улучшение условий развития детей. 6. Четкое разграничение ролей, определение задач каждого участника проекта. 7. План секции. Сценарии комплексных занятий с детьми младшего и старшего возраста. 8. Статья в газете “Волжская правда”, выступление на городских педагогических чтениях. |
Ноябрь | 1. Педагогический совет “Вместе мы
можем больше”. 2. Заседание творческой группы по итогам диагностики. 3. Социальный анализ семей воспитанников ДОУ № 19,20. 4. Совместные мероприятия детей и родителей. 5. Организация консультации для родителей “Значение социальной адаптации для здоровья ребенка |
1. Формы партнерской работы, методы и
приемы интегрированного воспитания и обучения
детей, выход на телевидение. 2. План оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ № 19,20,индивидуальные назначения. 3. Социальный паспорт семей. 4. Разработки сценариев мероприятий, методические приемы совместной деятельности педагог – семья - дети . 5. Вооружение родителей знаниями по теме, осознание ими проблемы. |
Декабрь | 1. Семинар “Использование разных видов
детской деятельности для воспитания, обучения и
развития дошкольников”. 2. Подготовка и проведение новогодних праздников совместно с родителями, школьниками. 3. Декретивный врачебный осмотр детей. 4. Заседание творческой группы проекта. |
1. Методические материалы по теме
семинара. Статьи психолога, дефектолога,
руководителя ИЗО-деятельности, театральной
студии. Практический материал для педагогов и
родителей: игры, сценарии. 2. Радостные сопереживания, взаимопомощь, костюмы, сценарии. 3. Подробные данные о физическом и психическом здоровье детей. 4. Уточненный план основного этапа реализации проекта, документация. |
Январь
|
1. Открытый педагогический совет в ДОУ №
19,20 “В здоровом теле – здоровый дух”. 2. Интегрированные занятия с детьми: “Рождественские сказки”, “Уроки Айболита”, “Я – человек”. 3. Занятие школы для родителей “Знаю ли я своего ребенка?” 4. Совместное заседание творческой группы проекта с учителями начальных классов. 5. Семинар для медицинских работников (совместно с детской поликлиникой – 16 чел. ) |
1. Методические разработки по
воспитанию у детей привычки к здоровому образу
жизни. Формы совместной работы по теме.
Рекомендации для родителей. Сценарий педсовета и
занятий с детьми. Выход на телевидение. 2. Формирование у детей понятий о физическом и нравственном здоровье, осознания себя как личности. Сценарии занятий, обмен опытом между педагогами ДОУ № 19,20. Видеоматериалы. 3. Психологические характеристики детей, вооружение родителей и педагогов знаниями 4. Уточнение плана реализации проекта на февраль. Отчет о расходовании денежной спонсорской помощи. 5. Формы партнерской медицинской работы в оздоровлении детей. Привлечение узких специалистов (врача-логопеда, ЛОР, невропатолога, окулиста, психоневролога и др. ) для оздоровления детей-хроников. Индивидуальные карты развития. |
Февраль | 1. Консультация специалистов ЦПМСС для
педагогов ДОУ № 19,20 “Нестандартный ребенок”,
“Роль взрослых в воспитании у детей толерантных
качеств”. 2. Занятия и развлечения с детьми: “Мое здоровье”, “Здоровым быть – верно Родине служить”. 3. Школа для родителей “Здоровый ребенок в здоровой семье”. |
1. Вооружение педагогов специальными
знаниями, практическими умениями. 2. Конспекты и сценарии занятий, видеофильм. 3. Привлечение внимания родителей к здоровому образу жизни в семье. |
Март | 1. Заседание творческой группы. 2. Практикум: Взаимопосещение педагогов ДОУ № 19,20 с целью обмена опытом в создании условий для детей в спец. группах (32 чел. ) 3. Школа для родителей “Я – личность”. Цель: дать понятия о развитии ребенка в дошкольном возрасте. 4. Совместная театральная деятельность детей ДОУ № 19,20. Дети – педагоги – родители – Дом детского творчества – музыкальная и художественная школа. |
1. Сообщение о ходе реализации проекта.
Выбор методики итоговой диагностики.
Планирование партнерской работы на апрель-май
(формы взаимодействия). 2. Обогащенная предметная среда, материалы для работы с семьями и учреждениями в социуме. 3. Сценарий деловой игры. Выступления психолога и психоневролога. Подбор специальной литературы в библиотечку. 4. Сценарии спектаклей, костюмы, атрибуты. Статья “Роль совместной творческой деятельности дошкольников и взрослых для развития общения” Фото и видео материалы. |
Апрель | 1. Педагогический совет “Развитие
толерантных качеств личности дошкольника
средствами литературы и искусства”. 2. Школа для родителей “Культурный ребенок – здоровый ребенок”. 3. Выход в СМИ. 4. Педагогическая диагностика “Выполнение программы физического воспитания детей в коррекционных группах”. 5. Открытые занятия с детьми. |
1. Сценарий педсовета, методика
проведения совместных занятий. Методика
использования художественных произведений для
привития детям навыков здорового образа жизни. 2. Сценарий деловой игры. педагогические ситуации, рассказы родителей из личного опыта. 3. Теле и радио передачи. 4. Диагностические карты. 5. Конспекты, сценарии, рисунки детей. |
Май | 1. Заседание творческой группы по
текущим вопросам. 2. Организация и проведение заключительной диагностики. 3. Школа для родителей “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”. 4. Заключительное занятие туристической секции. Поход. 5. Обработка и подготовка к печати методических материалов. 6. Подготовка к итоговой конференции |
1. Формы координационной работы (
таблицы, описания). 2. Диагностические таблицы, описание методик. 3. Обобщение семейного опыта оздоровления детей летом. 4. Статья “Роль детского туризма для физического и духовного обогащения (из опыта работы секции). 5. Макет брошюры. Статья в газете “Волжская правда”. |
Июнь | Итоговая конференция участников проекта. | Обобщенные результаты реализации проекта. |
Конкретные ожидаемые результаты
- повышение уровня физического и психического здоровья каждого воспитанника дошкольных учреждений-партнеров ( 370 детей);
- повышение квалификации не менее 40 педагогов;
- выработка механизма социального партнерства на основе совместных форм деятельности ДОУ № 19,20, семей воспитанников, школ № 2,4,7, учреждений микрорайона и города;
- выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта тиражом 100 экземпляров;
- размещение материалов по итогам реализации проекта в местных СМИ и Интернет-сети (5 статей, 3 выступления на ТВ, 3 – на радио).
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик работы с детьми по укреплению физического и нравственного здоровья, создания для этого материальных условий в ДОУ и семьях.