Проект "Вместе мы можем больше"

Разделы: Работа с дошкольниками


Описание организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) детский сад общеразвивающего вида №19 “Светлячок” был открыт в 1976 году. В связи с тем, что за последние годы увеличилось число детей, поступающих в ДОУ с различными заболеваниями и проблемами психического развития, коллектив детского сада считает приоритетными направлениями своей работы оздоровление воспитанников. В детском саду разработана и в течении 3-х лет реализуется программа “Здоровье”, сотрудники изучают и внедряют здоровьесберегающие технологии, тесно контактируют с семьями воспитанников и педиатрической службой города.

Обоснование необходимости

Основываясь на стратегических положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, достижение нового современного качества дошкольного образования может быть достигнуто только в процессе постоянного взаимодействия образовательного учреждения “с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, все заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями”. Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблем, отрицательно влияющих на воспитание и развитие дошкольников:

  • падение уровня физического и нравственного здоровья детей, тесно связанного с социальными факторами;
  • недостаточное развитие социального сотрудничества дошкольных учреждений с семьями воспитанников и дошкольных учреждений микрорайона между собой;
  • недостаточное использование возможностей социума для оздоровления детей;
  • отсутствие должного внимания к нравственному здоровью дошкольников, воспитание у них толерантных качеств, что вызывает трудности в их социальной адаптации, отражается на физическом здоровье (увеличивается количество заболеваний нервной системы).

В связи с тем, что:

  • научная и практическая система социального партнерства в работе по укреплению физического и психического здоровья дошкольников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) отсутствуют;
  • научно-обоснованных программ, методик и практики работы смешанных групп для интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающимися сверстниками в дошкольных учреждениях не существует;
  • педагогами ДОУ недостаточно используются игра и другие виды деятельности для укрепления здоровья детей и воспитания у них толерантных качеств, сто затрудняет их адаптацию в социуме,
  • считаем необходимым разработать формы совместной работы (социального партнерства) учреждений социума и семьи, направленные на повышение уровня физического и нравственного здоровья воспитанников, внедрить современные программы воспитания и обучения дошкольников, создать комфортные условия для их развития в разных видах деятельности, оптимально используя физические и психические возможности дошкольного периода детства.

Цели и задачи проекта

Цель: достижение оптимального уровня физического и нравственного развития дошкольников детских садов №19, 20 города Волжска (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) через созданную систему социального партнерства.

Задачи:

  • разработать и внедрить в практику ДОУ формы социального партнерства;
  • создать условия для укрепления физического и нравственного здоровья воспитанников, используя возможности социума;
  • разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию у детей толерантных качеств через игру и творчество;
  • представить наработанный материал по проекту в сети Итернет на сайте Информационно-аналитического Центра и обеспечить информационную поддержку проекта местными средствами массовой информации.

Описание проекта

“Доступность качественного образования означает государственные гарантии: социально-педагогической и психологической помощи семье, ранней диагностики, физических и психологических резервов развития ребенка”. (Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года).

Проект “Вместе мы можем больше” предполагает совместную работу детских садов – партнеров с семьей и социумом по вопросам здравотворческой работы. Выбор темы обусловлен заказом родителей и возможностями макро- и микро-социума малого города.

Разрабатывать и осуществлять проект будут педагогические коллективы ДОУ №19,20 и члены семей воспитанников. Партнерские отношения двух детских садов строятся на совместной работе и взаимообогащении: ДОУ №20 имеет многолетний опыт оздоровления детей в коррекционных группах, ДОУ №19 – опыт работы в социуме, развитии толерантных качеств у детей. Реализация данного проекта поможет объединить усилия педагогов, родителей. Заинтересованных организаций и медицинских учреждений города, привлеченных спонсоров по укреплению физического и нравственного здоровья воспитанников ДОУ №19 и 20.

Мероприятия в рамках проекта будут проводиться в два этапа.

Первый этап – подготовительный рассчитан на три месяца ( октябрь, ноябрь, декабрь). Его цели: привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей, общественности города к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, создание материальной базы, творческой группы, системы координации усилий участников проекта, привлечение спонсоров.

Этому будет способствовать конференция – семинар участников проекта под девизом “Здоровье детей – наше будущее”. Опубликование материалов семинара в газете “Волжская правда”, выступление по городскому радио и телевидению участников конференции послужит привлечению внимания общественности к проблемам здоровья детей, здорового образа жизни в семьях и здравотворческой работы в социуме. Особое внимание будет уделено вооружению педагогов специальными необходимыми для работы с детьми знаниями.

На данном этапе, например, этому будет служить семинар по использованию всех видов детской деятельности в целях оздоровления и развития дошкольников. Интенсивная работа по созданию условий для детей с задержкой психического развития пойдет на этом этапе в смешанной группе для интегрированного воспитания их со здоровыми сверстниками в детском саду № 19. Открывая такую группу, коллектив сотрудников детского сада №19 “Светлячок” стремится к оказанию ранней коррекционной помощи детям с ЗПР.

Подготовительный этап проведения в жизнь идеи социального партнерства в работе с дошкольниками предусматривает создание группы реализации проекта. В это время устанавливается тесная связь с разными учреждениями микрорайона, города и республики, которые будут привлекаться к реализации проекта.

Октябрь – это первый месяц первичной диагностики детей специалистами: психологами, дефектологами, логопедами. По итогам диагностики разрабатываются: общие и индивидуальные формы работы с детьми по оздоровлению и развитию, индивидуальные карты развития на воспитанников с проблемами здоровья, создание условий для физического и психологического комфорта пребывания детей в ДОУ, вносятся коррективы в планы работы инструкторов физического воспитания, руководителей ИЗО и театральных студий.

Семьи воспитанников, выступающие в роли заказчиков проекта, принимают активное участие в создании условий для оздоровления детей. Для вооружения родителей специальными знаниями создается “Школа для родителей”. Подключение к работе с семьями воспитанников и организационной работе в социуме социального педагога МОУ ЦПМСС “Лабиринт” позволит провести аналитическую и провести практическую деятельность для реализации проекта, подготовить материалы для выступления в СМИ.

Второй этап – Основной.

В ходе реализации основной части проекта будет организована здравотворческая работа с детьми, цель которой повышение уровня их здоровья, приобретение навыков толерантного общения, адаптации в социуме. С этой целью привлекаются на договорной основе врач-педиатр , врач психо-невролог. Их рекомендации помогут педагогам спланировать и проводить работу по укреплению физического здоровья воспитанников, корректировать ее.

По итогам медицинского осмотра и первичной мед. диагностики медсестрой и воспитателями ДОУ будет составлен банк данных по каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы эффективнее выстроить оздоровительную работу с данной категорией воспитанников и отслеживать ее результаты.

Открытый педагогический совет “В здоровом теле – здоровый дух” направлен на обучение педагогов методам формирования у детей навыков здорового образа жизни, выработке форм совместной работы с семьей в этом направлении.

Участие в подготовке и проведении в апреле еще одного совместного педсовета, посвященного развитию толерантных качеств воспитанников, умению общаться и адаптироваться ( что ведет к исчезновению многих видов неврозов) примут специалисты ЦПМСС “Лабиринт”, Детского дома творчества, музыкальной и художественной школы. В ходе подготовки к педсовету они дадут педагогам ДОУ № 19,20 консультации. В процессе педсовета будет использован опыт работы ДОУ № 19 в воспитании у дошкольников толерантного общения и опыт использования ИЗО и театральной деятельности ДОУ №20 для формирования у детей нравственного здоровья. “Тесная связь физического и духовного здоровья – основа формирования граждан нашего города” - эта идея, как вывод участников педсовета, будет доведена до городской общественности через местные СМИ. В течение всего второго этапа реализации проекта будет идти работа над созданием видеофильма по теме проекта – “Вместе мы можем больше”.

На формирование у дошкольников физического и нравственного здоровья будут направлены все занятия с воспитанниками ДОУ № 19,20. Планируется проводить их в разных формах, используя ведущие виды детской деятельности: игру, театр, изо и конструктивную, двигательную и другие. Большой эмоциональный заряд несут в себе праздники и развлечения. Поэтому будут разработаны сценарии спортивных развлечений, утренников, посвященным календарным датам.

Комплекс занятий-сказок, занятий-игр, цель которых – воспитание у детей навыков здорового образа жизни. Все эти мероприятия планируется проводить с семьями воспитанников и с привлечением спонсорской помощи. В мае месяце планируем проанализировать результаты всей работы реализации проекта и по ее итогам в июне провести заключительную конференцию, на которой довести до всех практические результаты реализации данного проекта, осветить трудности и наметить пути дальнейшей работы над проблемой физического и нравственного здоровья дошкольников. Этому же будет посвящена и брошюра с методическими разработками и рекомендациями по совместной партнерской работе в условиях образовательного пространства малого города. На конференции будет доложено об эффективности проекта. Решение задач проекта будет отслеживаться как в ходе его реализации, так и по конечным результатам.

Рабочий план реализации проекта

Срок Мероприятия Ожидаемый результат
Октябрь 1. Привлечение партнеров и спонсоров. Создание творческой группы по реализации проекта.

2. Первичная диагностика воспитанников ДОУ 19,20:физического развития, психических процессов, личностных качеств.

3. Открытие и организация работы смешанной группы в ДОУ №19.

4. Организация и проведение родительских собраний(общих и групповых).

5. Пополнение предметно-развивающей среды в группах, спортивном зале.

6. Проведение семинара участников проекта “Здоровье детей – наше будущее”.

7. Организация туристической секции совместно с Домом Детского Творчества для воспитанников ДОУ № 19,20.

8. Информирование общественности города о ходе реализации проекта.

1. Модель системы партнерских взаимоотношений.

2. Индивидуальные карты развития детей, диагностические таблицы, 1-2 диагностические методики.

3. Создание условий, адаптация воспитанников, рабочие планы воспитателей и специалистов.

4. Информация для родителей, определение их роли в реализации проекта.

5. Улучшение условий развития детей.

6. Четкое разграничение ролей, определение задач каждого участника проекта.

7. План секции. Сценарии комплексных занятий с детьми младшего и старшего возраста.

8. Статья в газете “Волжская правда”, выступление на городских педагогических чтениях.

Ноябрь 1. Педагогический совет “Вместе мы можем больше”.

2. Заседание творческой группы по итогам диагностики.

3. Социальный анализ семей воспитанников ДОУ № 19,20.

4. Совместные мероприятия детей и родителей.

5. Организация консультации для родителей “Значение социальной адаптации для здоровья ребенка

1. Формы партнерской работы, методы и приемы интегрированного воспитания и обучения детей, выход на телевидение.

2. План оздоровительных мероприятий для детей в ДОУ № 19,20,индивидуальные назначения.

3. Социальный паспорт семей.

4. Разработки сценариев мероприятий, методические приемы совместной деятельности педагог – семья - дети .

5. Вооружение родителей знаниями по теме, осознание ими проблемы.

Декабрь 1. Семинар “Использование разных видов детской деятельности для воспитания, обучения и развития дошкольников”.

2. Подготовка и проведение новогодних праздников совместно с родителями, школьниками.

3. Декретивный врачебный осмотр детей.

4. Заседание творческой группы проекта.

1. Методические материалы по теме семинара. Статьи психолога, дефектолога, руководителя ИЗО-деятельности, театральной студии. Практический материал для педагогов и родителей: игры, сценарии.

2. Радостные сопереживания, взаимопомощь, костюмы, сценарии.

3. Подробные данные о физическом и психическом здоровье детей.

4. Уточненный план основного этапа реализации проекта, документация.

Январь

 

 

1. Открытый педагогический совет в ДОУ № 19,20 “В здоровом теле – здоровый дух”.

2. Интегрированные занятия с детьми: “Рождественские сказки”, “Уроки Айболита”, “Я – человек”.

3. Занятие школы для родителей “Знаю ли я своего ребенка?”

4. Совместное заседание творческой группы проекта с учителями начальных классов.

5. Семинар для медицинских работников (совместно с детской поликлиникой – 16 чел. )

1. Методические разработки по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни. Формы совместной работы по теме. Рекомендации для родителей. Сценарий педсовета и занятий с детьми. Выход на телевидение.

2. Формирование у детей понятий о физическом и нравственном здоровье, осознания себя как личности. Сценарии занятий, обмен опытом между педагогами ДОУ № 19,20. Видеоматериалы.

3. Психологические характеристики детей, вооружение родителей и педагогов знаниями

4. Уточнение плана реализации проекта на февраль. Отчет о расходовании денежной спонсорской помощи.

5. Формы партнерской медицинской работы в оздоровлении детей. Привлечение узких специалистов (врача-логопеда, ЛОР, невропатолога, окулиста, психоневролога и др. ) для оздоровления детей-хроников. Индивидуальные карты развития.

Февраль 1. Консультация специалистов ЦПМСС для педагогов ДОУ № 19,20 “Нестандартный ребенок”, “Роль взрослых в воспитании у детей толерантных качеств”.

2. Занятия и развлечения с детьми: “Мое здоровье”, “Здоровым быть – верно Родине служить”.

3. Школа для родителей “Здоровый ребенок в здоровой семье”.

1. Вооружение педагогов специальными знаниями, практическими умениями.

2. Конспекты и сценарии занятий, видеофильм.

3. Привлечение внимания родителей к здоровому образу жизни в семье.

Март 1. Заседание творческой группы.

2. Практикум: Взаимопосещение педагогов ДОУ № 19,20 с целью обмена опытом в создании условий для детей в спец. группах (32 чел. )

3. Школа для родителей “Я – личность”. Цель: дать понятия о развитии ребенка в дошкольном возрасте.

4. Совместная театральная деятельность детей ДОУ № 19,20.

Дети – педагоги – родители – Дом детского творчества – музыкальная и художественная школа.

1. Сообщение о ходе реализации проекта. Выбор методики итоговой диагностики. Планирование партнерской работы на апрель-май (формы взаимодействия).

2. Обогащенная предметная среда, материалы для работы с семьями и учреждениями в социуме.

3. Сценарий деловой игры. Выступления психолога и психоневролога. Подбор специальной литературы в библиотечку.

4. Сценарии спектаклей, костюмы, атрибуты. Статья “Роль совместной творческой деятельности дошкольников и взрослых для развития общения” Фото и видео материалы.

Апрель 1. Педагогический совет “Развитие толерантных качеств личности дошкольника средствами литературы и искусства”.

2. Школа для родителей “Культурный ребенок – здоровый ребенок”.

3. Выход в СМИ.

4. Педагогическая диагностика “Выполнение программы физического воспитания детей в коррекционных группах”.

5. Открытые занятия с детьми.

1. Сценарий педсовета, методика проведения совместных занятий. Методика использования художественных произведений для привития детям навыков здорового образа жизни.

2. Сценарий деловой игры. педагогические ситуации, рассказы родителей из личного опыта.

3. Теле и радио передачи.

4. Диагностические карты.

5. Конспекты, сценарии, рисунки детей.

Май 1. Заседание творческой группы по текущим вопросам.

2. Организация и проведение заключительной диагностики.

3. Школа для родителей “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”.

4. Заключительное занятие туристической секции. Поход.

5. Обработка и подготовка к печати методических материалов.

6. Подготовка к итоговой конференции

1. Формы координационной работы ( таблицы, описания).

2. Диагностические таблицы, описание методик.

3. Обобщение семейного опыта оздоровления детей летом.

4. Статья “Роль детского туризма для физического и духовного обогащения (из опыта работы секции).

5. Макет брошюры. Статья в газете “Волжская правда”.

Июнь Итоговая конференция участников проекта. Обобщенные результаты реализации проекта.

Конкретные ожидаемые результаты

  • повышение уровня физического и психического здоровья каждого воспитанника дошкольных учреждений-партнеров ( 370 детей);
  • повышение квалификации не менее 40 педагогов;
  • выработка механизма социального партнерства на основе совместных форм деятельности ДОУ № 19,20, семей воспитанников, школ № 2,4,7, учреждений микрорайона и города;
  • выпуск брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта тиражом 100 экземпляров;
  • размещение материалов по итогам реализации проекта в местных СМИ и Интернет-сети (5 статей, 3 выступления на ТВ, 3 – на радио).

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик работы с детьми по укреплению физического и нравственного здоровья, создания для этого материальных условий в ДОУ и семьях.