Методическая разработка длительной игры по теме: "Информация"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


1. Обязательный минимум содержания образования по информатике.

Уровень А.

1. Информация и информационные процессы

Понятие информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные основы процессов управления.

2. Представление информации

Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации.

2. Игровая педагогическая технология

Технология - способ действия, с помощью которого достигается

результат. Игра- вид деятельности в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором (ситуация) складывается, совершенствуя самоуправление поведением. Признаки технологичности в педагогическом процессе: диагностично поставленные цели, правильно подобранные и выверенные средства достижения цели, гарантированный результат, диагностика достижения результатов с целью коррекции.

Сущность игровой технологии состоит в том, чтобы определить цели данного этапа, подобрать или разработать игру, организовать и провести игру, подвести итоги игры (обсудить с детьми или с помощью рефлексии).

3. Характеристика данной игры

Игра длительная по времени (3–5 уроков), очно-заочная (домашнее задание выполняется дома группами учащихся, представляется на уроке), соревновательная, частично-поисковая (домашнее задание), творческая по характеру деятельности детей.

4. Этапы разработки игры

1. Педагогическая цель введения игровой технологии.

Темы “Информация и информационные процессы” и “Представления информации” для диагностики достижения результатов является проблематичной. Провести контрольную с вопросами о способах передачи информации, способах представлениях информации, кодировании - можно, но тогда и само понятие информации у детей представится книжным, далёким от жизни. Предлагаемая игра позволяет ученикам погрузиться в среду информационных понятий, принять участие в различных информационных процессах, понять, что с информацией они встречаются везде.

2. Выделяются цели и задачи урока для определения дидактического назначения игры.

Творческий перенос знаний, овладение навыков в нестандартных условиях.

Контроль, само и взаимоконтроль, коррекция, оценка навыков и умений.

Самостоятельность выполнения работы.

3. На основании содержания учебного материала и дидактических целей определяется форма игры.

Соревновательная игра.

4. Разрабатывается сюжет игры, правила, подбирается учебный материал, игровой инвентарь, система контроля.

5. Создаётся полное описание игры, готовится весь игровой материал.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

1. Цели и задачи обучения.

  • Цель учебная: провести диагностику и коррекцию умения учащиеся приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека; сформировать представление об информационных системах; о мере количества информации, проверить знания основных единиц количества информации; умения кодировать информацию.
  • Цель воспитывающая: создание условий для формирования и развития у учащихся самостоятельности; умения общаться, слушать товарищей; побуждать учащихся к критичности и объективности при оценке участия товарища по команде;
  • Цель развивающая: развитие видения информации и информационных процессов в окружающем учащихся мире; формирование внимания, памяти, речи (связная, логичная, убедительная, краткая), умения находить оптимальные решения;
  • Цель социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества (коммуникабельности, честности, справедливости); адаптация к условиям среды (толерантности), нормам общения;

Задачи:

  • ввести понятие об информационных системах через их структурирование;
  • получить навык кодирования и декодирования информации, используя Азбуку Морзе;
  • освоить научиться использовать теоретическое понятие “информационный процесс” в конкретной практической ситуации;
  • приобрести навык вычисления количества информации, закрепить знания единиц измерения информации;
  • сформировать понятие свойства информации;
  • закрепить полученные знания и навыки в ходе оценки знаний своих товарищей научиться.

2. Ввод игры.

На первых уроках по теме “информация” учащиеся информируются о проведении заключительного урока-соревнования. К этому уроку они сформируют группы для выполнения особого домашнего задания и работы на соревновании.

Предварительное домашнее задание:

Привести пример передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природы, общества и техники, используя фотографии, картины, вырезки из газет , рисунок, ЭВМ, составить кроссворд по теме "Информация".

3. Ход игры на уроке.

Ввод игры.

-постановка проблемы и цели: творческий перенос знаний, овладение навыков в нестандартных условиях.

Контроль, само и взаимоконтроль, коррекция, оценка навыков и умений.

-жюри: учителя; команда по 4 - 5 учеников;

-условия и инструктаж:

-игра состоит из 5 этапов. Каждый этап предполагает следующие целевые установки, результаты, структуру проведения.

  • 1-й этап. Учащиеся должны показать умение принимать и передавать информацию, быть носителями информации.
  • 2-й этап. Учащиеся должны показать умение кодировать и декодировать информацию. Учащиеся расшифровывают 4 слова, записанные на азбуке Морзе, и зашифровывают 4 слова.
  • 3-й этап. Домашнее задание. Учащиеся должны показать умение приводить пример передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природы, общества и техники,
  • используя фотографии, картины, вырезки из газет, рисунок,
  • ЭВМ или составить кроссворд по теме "Информация". Учащиеся защищают сущность (сбор информации, передача информации, переработка информации, распространение и хранение информации), информационных процессов по картине или фотографии.
  • 4-й этап. Учащиеся должны подсчитать количество байт в тексте песни, показать передачу музыкальной информации слушая и показывая элементами пантомимы содержание этой песни.
  • 5-й этап. Учащиеся должны написать как можно больше носителей информации.

4. Регламент, баллы, критерии оценки:

  1 этап 2 этап 3этап 4этап 5этап
Регламент 4 минуты 4 минуты 3 ч. Команд 4 минуты 4 минуты
максимум баллов 5 5+5 10 5+5 5
критерий оценки артистизм достоверность правильно скорость замысел защита скорость,

правильность артистизм

верность, количество

 

ХОД СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

1-й этап передача информации, носители информации.

Здравствуйте. У меня к вам просьба: сядьте, пожалуйста, так, как будто бы вы цари, а парта ваш трон.

А теперь так, как будто бы вы бабочка, которая собирается улететь, уже расправила крылья, и прямо сейчас полетит.

А теперь так, как будто бы вы хотите, чтобы учитель не заметил, что вы не готовы к уроку и не спросил бы вас.

Оценка. 5 баллов.

Регламент.4 минуты.

Критерий оценки: артистизм, достоверность.

2-й этап кодировка информации: из кого получится разведчик?

Приложение 1 (Азбука Морзе)

Азбука Морзе.

Расшифровать слова:

Ответ
•- - - - -••• • • - 1 бит
••-•• -•- •-• •- -• экран
-•- ••- •-• ••• - - - •-• курсор
•- -• •-• - - - -••• • •-•• пробел

 

Зашифровать слова Ответ
Мама - - •- - - •-
Петя •- -• • - •-•-
алгоритм •- •-•• - -• - - - •-• •• - - -
бай -••• •- •- - -

Оценка. 5+5=10.

Регламент. 4 минуты.

3-й этап. Привести пример передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природы, общества и техники.

Защита домашнего задания.

Оценка. 10 баллов.

Регламент. 3 минуты на команду.

Оценивается замысел, защита.

4-й этап, подсчитать количество информации, передача информации.

У вас текст песни. Приложение 2.

а) Посчитайте количество байт информации.

Оценивается скорость, правильность.

Оценка. 5 баллов.

Звучит эта же песня.

б) Дайте информацию об этой песне при помощи пантомимы.

Оценивается артистизм.

Оценка. 5 баллов.

Регламент. 4 минуты.

5-й этап. Носители информации.

Напишите на листочке как можно больше носителей информации.

Оценка. 5 баллов.

Регламент. 4 минут.

Оценивается верность, количество.

Дополнительное задание:

В старших классах можно добавить задание:

Составить схему информационной системы по 1,3,5б заданиям.

Оценка.5 баллов за каждую схему.

Индивидуальное задание.

Приведите примеры:

  • достоверной, но необъективной информации;
  • объективной, но недостоверной информации;
  • полной, достоверной, но бесполезной информации;
  • неактуальной информации;

Оценка. 5 баллов за каждый правильный пример.

Подведение итогов

Подведение итогов

Выставление оценок без дополнительных заданий

1 этап -

5 б

Баллы

Оценка

2 этап

10 б

25-30

3

3.Защита д\з

10 б.

31-35

4

4. а) Количество инф

5 б.

36-40

5

б) Пантомима

5 б.

Выставление оценок с дополнительными заданиями

5.Носители инф.

5 б.

Баллы

Оценка

Итого

: 40 баллов

54-62

3

 

Для старших классов

63-71

4

1).Дополнительное задание:

5б.*3=15 б.

72-80

5

2).Индивидуальное задание:

5б.*5=25 б.

 
 

Итого:

40 баллов

 

Всего:

80 баллов

 

Участие каждого дополнительно оценивается участником по схеме
Карточка участника Иванова Коэффициент участия добавляет баллы к оценке
  1 2 3 4 5  
Арбузов 0 2 3 2 4 11/11 1
Боков 0 1 2 1 0 4/11 0
Борисов 0 2 3 1 3 9/11 1
Сидоров 4 4 4 4 1 17/11 2
Добавляем участнику 1, 0,1,2 балла.

Вывод из игры.

Ребята! Вы так хорошо показали, что вы поняли об информации, так дружно и активно работали. Споры, обиды, связанные с игрой, останутся только в игре – запомним только хорошее. Вы видите, что те, кто добросовестно готовились к игре, активно работали и помогали друг другу и вышли вперёд.

Поздравим победителей аплодисментами.

5. Этап переноса полученных результатов в основную деятельность.

Выставление оценок в журнал. Анализ работы в группах, активности каждого из участников, причина пассивности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

А. Дольский

Мне звезда упала на ладошку

Я ее спросил: откуда ты?

Дайте мне передохнуть немножко

Я с такой летела высоты.

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

Не смотрите, что не велика я,

Я умею делать много дел.

Вам необходимо только вспомнить

Что для вас важней всего на свете

Я могу желание исполнить,

Я все время занимаюсь этим.

б) Песенка крокодила Гены.

Пусть бегут неуклюже

Пешеходы по лужам,

А вода по асфальту рекой,

И неясно прохожим

В этот день непогожий,

Почему я веселый такой.

Припев: Я играю на гармошке

У прохожих на виду...

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Теоретическая поддержка