Обобщающий урок химии по теме: "Неметаллы"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • обобщить знание химических свойств неметаллов и их соединений, знание качественных реакций, закрепить умение составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;
  • развивать общеучебные умения и навыки (работы с учебником, обобщать), умение использовать свои знания для решения практических задач, навыки обращения с лабораторным оборудованием, умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества;
  • воспитательные: формировать условия для развития материалистического мировоззрения.

Данный урок проводится после изучения темы “Неметаллы” (по программе Габриеляна О.С.) в 9 классе.

Оборудование:

  • учебник: Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002.
  • Таблицы: Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей и гидроксидов.
  • Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты, в пробирках с номерами – карбонат натрия, иодид калия, хлорид натрия
  • Мультимедиа

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя:
  2. “Мы с вами закончили изучение раздела “Неметаллы”. Сегодняшний урок мы посвятим химическим свойствам неметаллов и их соединений” (слайд 1, приложение 3)

  3. Актуализация: Какие неметаллы вы знаете?

Чем отличаются по строению неметаллы от металлов?

После этого разделить класс на группы, ознакомить с планом урока и критериями оценки ответов (см. приложение 1). Во время урока учащиеся заполняют индивидуальные листы опроса (см. приложение 2), после урока листы собираются и проверяются.

План урока: разминка (ответить на вопрос, отгадать вещество), повторить свойства основных соединений неметаллов (работа с учебником и таблицей), лабораторная работа, самостоятельная работа по составлению уравнений.

  1. Работа с учебником в группах.

1. Задания для разминки: выполняются в течение 3–4 минут, ответы устные (слайды 2–6, приложение 3).

Вопросы разминки.

Первой группе:

М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар”. Что это за вещество?

Второй группе:

Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонки фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из–под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о “светящемся монахе”. Назовите вещество, которое получал Вольфкович

Третьей группе:

Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: “Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленный цвет, пронзительный запах”. Назовите этот газ.

Четвертой группе:

У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…

2. Задания для работы с учебником – на работу 5–10 минут, отчеты групп – устно, на доске – уравнения (примеры реакций, характеризующие свойства), остальные на листах заполняют таблицу:

Вещества

Общие свойства

Отличительные свойства

Простые вещества – неметаллы    
Оксиды    
Кислоты    
Соли    

Задания для работы с учебником:

  1. Выписать химические общие и специфические свойства неметаллов
  2. Выписать химические общие и специфические свойства кислотных оксидов неметаллов
  3. Выписать химические общие и специфические свойства кислот
  4. Выписать химические общие и специфические свойства солей

Проверка заполнения таблицы производится учащимися самостоятельно, на экране высвечиваются свойства (слайды 7–12, приложение 3)

  1. Лабораторная работа.
  2. Определить в какой из пробирок находятся иодид калия, хлорид калия, карбонат калия. На листах записываются – уравнения реакций. Проверка осуществляется самостоятельно (слайды 13–17, приложение 3).

  3. Самостоятельная работа.
  4. Каждый учащийся составляет уравнения реакций в соответствии с цепочкой превращения, одно уравнение нужно записать в ионном виде, одно с электронным балансом (слайд 18, приложение 3). В каждой группе учащиеся получают разные варианты цепочек.

  5. Определение и инструктаж домашнего задания.
  6. Домашнее задание: повторить параграф 24, доказать качественный состав соли хлорид аммония – 1 вариант, сульфат аммония – 2 вариант (слайд 19, приложение 3)

  7. .  Итог урока. Выставление отметок за работу групп (слайд 20, приложение 3)

При оценивании за ответы выставляются баллы, которые в конце урока переводятся в отметки.