Цели урока:
- Образовательная: Знакомство с новым материалом, работа по формированию навыков (сравнение физических величин, построение графиков), усвоить зависимость между физическими величинами, закрепление знаний и умений.
- Развивающая: развитие навыков и умений( сравнивать, составлять таблицы, анализировать результаты опыта, формулировать выводы) самостоятельности мышления и интеллекта, грамотной устной речи
- Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий (познаваемость мира, причинно-следственные связи в окружающем мире). На примере биографии Г.Ома показать роль ученого в развитии науки.
Оборудование урока: портрет Г.Ома, видеодвойка, раздаточный материал, видеофильмы “Школьный физический эксперимент”, авометр.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
(Краткое вступление с рассказом о себе, представление классу).
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной характеристикой электрического тока – напряжением и его измерением.
Девиз нашего урока:
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь; предела для знания нет.
ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт, 940-103
Прием “мордашки”. На столах у ребят лежат карточки с изображением мордочек человечков.
Вопрос: С каким настроением вы пришли на урок?
3. Повторение.
Запишите в тетради тему урока. На столах находятся таблички. Задание в течение 3 минут заполнить сведения о силе тока и напряжении.
Вопрос | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Обозначение | |||
Формула | |||
Единица измерения | |||
Обозначение единицы измерения физической величины | |||
Прибор для измерения | |||
Обозначение прибора на схеме | |||
Включение прибора в электрическую цепь |
После заполнения: проверка на доске (вызвать учащихся, тех, кто справился). Задание: рассказать о силе тока, напряжении. Два ученика у доски заполняют таблицу и отвечают на вопрос, остальные проверяют правильность заполнения таблиц.
4. Изучение нового материала
Электрическое сопротивление – физическая величина, которая является причиной препятствующей прохождению тока (сравнение с рекой). Причиной сопротивления является взаимодействие электронов с ионами.
(учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют сведения в таблице о электрическом сопротивлении).
R – сопротивление.
Единица измерения – 1 Ом. Названа в честь немецкого физика Г.Ома. (Учитель рассказывает об ученом)
1 Ом – это сопротивление такого проводника, в
котором при напряжении 1 В сила тока равна 1 А.
1 мОм = 0,001 Ом
1 кОм =1000 Ом
1 МОм = 1000000 Ом
Разные проводники имеют разное сопротивление, т.к. различны их длина, толщина и строение.
Прибор для измерения – омметр.
Включается параллельно к участку цепи, на котором измеряют сопротивление.
Через кожу ток проходит через сальные и потовые железы. Электрическое сопротивление определяется в основном сопротивлением поверхностного слоя кожи – эпидермиса. Тонкая , нежная и особенно покрытая потом или увлажненная кожа, а также поврежденная кожа хорошо проводит электрический ток. Сухая, огрубевшая кожа является плохим проводником. Сопротивление тела человека составляет от 0,5 до 100 кОм.
Задача: Определить сопротивление своего тела с помощью омметра.
Проблемная ситуация: как связаны между собой сила тока в проводнике, напряжение на его концах и сопротивление проводника?
Для ответа обратимся к опыту (просмотр видеофильма из “Школьного физического эксперимента”. Постоянный ток).
А) R = const.
I | 0,4 А | 0,6 А | 0,8 А |
U | 2 В | 3 В | 4 В |
По данным таблицы строится график. Делают вывод, что сила тока прямо пропорциональна напряжению
Б).
І | 1 А | 2 А | 4 А |
U | 4 Ом | 2Ом | 1 Ом |
Учащиеся анализируют результаты опыта. Строят график зависимости. Вывод: Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.
U= IR, R=U/R
Сопротивление не зависит ни от силы тока, ни от напряжения.
5. Закрепление.
Работа с учебником упр.19(1,2,3) с. 102-103.
Учащиеся решают задачи у доски и самостоятельно в тетрадях.
6. Задание на дом.
§ 42, 43, 44.
7. Итог урока.
Оцените свою работу за урок.
- Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе “5”.
- Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то “4”.
- Если материал усвоен слабо, то “3”.
Кто поставил себе “5”?
Почему вы уверены, что оценили себя верно?
Поднимите “мордашки”. С каким настроением у нас закончился урок.
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.