Наряду с пролицейскими и лицейскими классами в МОУ “Лицей №1” г. Лысьвы Пермской области, имеются и общеобразовательные классы, в которых достаточно остро стоит вопрос успеваемости учащихся. Я работаю замдиректора лицея по УВР и отвечаю за общеобразовательные классы. За три года существования нашего образовательного учреждения в нём сложилась система работы по предупреждению неуспеваемости. Эта деятельность осуществляется в тесном взаимодействии замдиректора по УВР, социального педагога, психолога лицея. Поскольку созданная система достаточно эффективна и даёт хорошие результаты, я бы хотела поделиться опытом работы по предупреждению неуспеваемости в школе.
В конце августа составляется план совместной деятельности по предупреждению неуспеваемости в предстоящем учебном году, включающий следующие пункты:
- анализ работы по предупреждению неуспеваемости в прошедшем учебном году и результатов дополнительных занятий с учащимися;
- ознакомление классных руководителей и учителей – предметников с планом работы по предупреждению неуспеваемости;
- составление списка учащихся, особо нуждающихся в индивидуальной работе;
- собеседование завуча и соцпедагога с классными руководителями по заполнению Карты проблемного ученика;
- выявление причин неуспеваемости учащихся, уклонения их от учёбы путём проведения психологической диагностики, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями;
- организация индивидуальных психологических консультаций с учащимися дивиантного поведения (составляется список таких учащихся);
- определение тематики совещаний при завуче (например, “Выстраивание взаимоотношений учителя с проблемным учеником на уроке”, “Методы поощрения и наказания учащихся”, “Формы и методы работы с часто болеющими учащимися”, “Некоторые рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися в особом индивидуальном подходе и обучении”),
- составление графика заслушивания на совещании при завуче классных руководителей о проведённой работе с проблемными учащимися по направлениям Карты проблемного ученика;
- составление графика заслушивания на совещании при завуче классных руководителей 9-х классов по итогам I, II, III четвертей, еженедельно – в IV четверти.
Кроме этого, классные руководители еженедельно заполняют форму “Табель учёта пропущенных уроков в МОУ “Лицей №1” и по понедельникам отчитываются завучу о количестве и причинах пропусков уроков учащимися класса за предыдущую неделю и о проделанной по следам пропусков работе. Ниже я привожу таблицу учёта пропущенных уроков. К 25 числу каждого месяца в Управление образования подаются сведения об учащихся, давших наибольшее количество пропусков и о проделанной классным руководителем работе.
В рамках внутришкольного контроля проводится классно – обобщающий контроль общеобразовательных классов, прежде всего тех, в которых допущено большое количество неуспевающих, посещение уроков и собеседование с преподавателями, имеющими большое количество “двоек” по предмету. По итогам каждой четверти завучем по УВР составляется сводная таблица, где учитываются неуспевающие учащиеся лицея и все предметы, по которым они не успевают. Классному руководителю нетрудно отследить успеваемость проблемных учащихся и вовремя принять меры. По результатам четверти родителям неуспевающих учащихся классный руководитель лично доставляет письмо – предупреждение за подписью директора лицея, извещающее родителей о том, что их ребёнок не успевает по таким – то предметам, копию письма классный руководитель оставляет себе.
Созданная система работы по предупреждению неуспеваемости в лицее достаточно эффективна, подтверждением этому может служить нижеприведённая таблица:
2002 – 2003 учебный год |
2003 – 2004 учебный год |
2004 – 2005 учебный год |
|
1.Количество учащихся, оставленных на дополнительные занятия | 20 | 17 | 5 |
2.Количество учащихся, оставленных на повторное обучение | 15 | 11 | 6 |
3.Количество учащихся, отчисленных из лицея | 5 | 3 | 3 |
Предлагаю вашему вниманию “Карту проблемного ученика”, разработанную социологом лицея В.С.Ладейщиковой на основе рекомендаций, найденных ею в педагогической литературе, форму характеристики учащегося (в помощь классному руководителю для выступления на совещании при завуче), особенности учащихся общеобразовательных классов, некоторые рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися в особом индивидуальном подходе и обучении, таблицу учёта пропусков уроков за неделю.
1. Особенности учащихся общеобразовательных классов
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
2. Некоторые рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися в особом индивидуальном подходе и обучении.
- Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
- В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
3. Характеристика учащегося ______________________________
1.Состояние здоровья
2.Успеваемость за ________ четверть ( не успевал по предметам….)
3.Состояние успеваемости на ___________
4.Количество пропущенных уроков по неуважительной причине:
а) за __________ четверть
б) на _________
5.Готовность к урокам:
а) выполнение домашних заданий
б) наличие учебников, тетрадей, других школьных принадлежностей
6.Поведение на уроках и во внеурочное время
7.Характер взаимоотношений с другими уч-ся класса
8.Участие в делах класса и лицея
9.Вредные привычки
10.Контроль родителей за учёбой и поведением ученика:
а) проверка дневника
б) посещение родительских собраний
в) посещение лицея по собственной инициативе
4. Табель учёта пропущенных уроков
Класс___9в_____________ Классный руководитель_________________
Месяц февраль 2006 г.
Ф.И. ученика | 30.01- 4.02 |
6.02- 11.02 |
13.02- 18.02 |
20.02- 25.02 |
27.02- 4.03 |
Итого | Что сделано |
1.Иванов Сергей | 5 | 2 | - | 4 | 6 | 17 уроков |
Беседа с учеником, с мамой по телефону |
5. Карта проблемного ученика
Ф.И.О. , дата рождения
Домашний адрес
Мать:________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы
Отец:________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы
1. Уклонение от учёбы вследствие:
- Неуспеваемости по большинству предметов
- Отставания в интеллектуальном развитии
- Отсутствия познавательных интересов
- Ориентации на другие виды деятельности
- Ошибки педагогов
- Слабого здоровья
- Отсутствия условий для воспитания и обучения в семье
- Отсутствия контроля за учёбой со стороны родителей
- Неблагополучных отношений со сверстниками
- Нарушений в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость)
2. Общественно – трудовая активность:
3. Вредные привычки и негативные проявления
4. Взаимоотношения с одноклассниками,
другими учащимися
5. Отношение к учителям, взрослым
6. Отношение к воспитательным мероприятиям
7. Педагогическая реабилитация ребёнка. План индивидуально – профилактической работы.
1)Индивидуальная работа классного руководителя с учеником по преодолению неуспеваемости и коррекции поведения.
№ п/п |
Что? | С какой целью? | Когда? | Результат |
1. | Индивидуальные беседы | |||
2. | Посещение уроков | |||
3. | Дополнительные занятия по предметам | |||
4. | Посещение учреждений дополнительного образования |
2).Работа классного руководителя с родителями ученика
№ п/п |
Что? | С какой целью? | Когда? | Результат |
1. | Работа с дневником | |||
2. | Индивидуальные беседы | |||
3. | Посещение семьи | |||
4. | Родительские собрания | |||
5. | Внеклассные мероприятия | |||
6. | Оказание материальной помощи из фонда всеобуча |
3).Привлечение классным руководителем других специалистов для коррекции поведения и неуспеваемости ученика
№ п/п |
Кто? | Что? | Когда? | Результат |
1. | Психолог | |||
2. | Социальный педагог | |||
3. | Управление здравоохранения (школьные медики) | |||
4. | Администрация лицея | |||
5. | Совет профилактики | |||
6. | ОВД, прокуратура | |||
7. | Педсовет лицея | |||
8. | КДН | |||
9. | Управление по защите прав и интересов детей | |||
10. | Управление социальной защиты населения | |||
11. | Центр занятости населения (ремонтная бригада и т.п.) |
Директор МОУ “Лицей №1”_________________
Кл. руководитель___________________________
Родители__________________________________