В наши дни на смену традиционным средствам обучения приходят новые, создаваемые на основе различных компьютерных программ. С точки зрения обучения географии необходимо выбрать универсальное средство преподавания, способное реализовать многообразные цели и задачи обучения за счёт совмещения возможностей различных интегрированных в единую систему компьютерных обучающих программ.
Для меня инструментом для создания таких средств является Microsoft Office Power Point. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить на одном носителе различные формы представления информации. Появляется возможность использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, использовать ссылки на сайты Интернет, а также не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями урока. Что позволяет экономить место (компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий необходимых на уроке), экономить время (становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей), позволяет использовать оперативность информации (только обновлённые факты и сведения), предоставляет возможность многосторонней и комплексной проверки знаний (особенно при географических диктантах), повышает мотивацию обучения учащихся, интерес к предмету; активизирует исследовательскую и творческую деятельность учащихся (каждый ученик может почувствовать вкус научного открытия).
Хочу привести пример урока с использованием Microsoft Office Power Point – 7 класс “Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые”.
Исходя из темы, учащиеся формулируют цели урока для себя. Цели одна за другой появляются на слайде. Затем на втором слайде даётся общая информация о материке. И учитель предлагает отправиться к берегам Австралии. Следующий слайд – Практическая работа № 1, цель которой определить географическое положение материка и исследовать береговую линию. Подписать пронумерованные объекты. Проверка: на следующем слайде вместо цифр и знаков вопросов появляется нужная информация. Следующий слайд содержит информацию об истории открытия и исследования материка. Учитель предупреждает, что в конце урока задаст вопрос, ответ на который хранится на этом слайде. После прослушивания второго звукового файла, предлагает детям отправиться вместе со Стюартом вглубь материка. Переход на следующий слайд. Практическая работа №2, цель которой сравнить тектонические формы и формы рельефа. Результаты представить в таблице. Проверка аналогична. Следующий слайд – Практическая работа №3. Подписать пронумерованные географические объекты. Сделать выводы о рельефе материка. Проверка аналогична предыдущим. На слайде есть кнопка “Итог”, нажимаем и возвращаемся на первый слайд. Анализируем, все ли цели достигли результата, и каким образом. Снова нажимаем на белый свиток. Последний слайд, на котором находится вопрос-изюминка “Кто был капитаном вашего корабля?”. Ответ на этот вопрос, как предупреждал учитель, находится на слайде “История открытия материка”. Такой приём помогает воспитывать внимание учащихся и поддерживает интерес на протяжении всего урока.
Таким образом, Microsoft Office Power Point является оптимальным инструментом для создания средств обучения на уроках географии.