Цели:
Обучающие цели:
- Способствовать знакомству с основной частью измерительных приборов — шкалой и формированию умения; определять цену деления шкалы на числовом луче.
- Повторить “+” и “—” смешанных чисел и правильные и неправильные дроби.
Развивающая цель:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, математической речи.
Воспитательная цель:
- Способствовать формированию умения высказывать своё мнение, слушать другого, развитию навыков общения.
Ход урока:
I. Орг. момент.
- Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, тетради, ручки, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы. А самое главное — бодрый дух и хорошее настроение. Готовы? Тогда начинаем. Сегодня на уроке будем открывать для себя новые понятия, попробуем определить сами тему урока, будем работать в группах, самостоятельно, решать задачи и примеры.
II. Актуализация знаний
РАБОТА В ГРУППАХ
I группа:
2 группа:
У Миши было “а” конфет, 3/8 своих конфет он съел. Сколько конфет он съел?
Мама дала детям Ь яблок. Это составило 2/7 всех яблок, лежавших в корзине. Сколько яблок лежало в корзине?
В школе “с” учеников. 12% всех учеников учится в четвертых классах.
Сколько четвероклассников в этой школе?
3 группа: Вырази в новых единицах измерения.
9м 4дм=“_”дм
9т 4кг=“_”кг
9 дм 4 см = “_” см
9 ч 4 мин = “_” мин
9ц 4кг=“_”кг
4 группа: Обведи истинные высказывания:
Составьте из соответствующих букв время года.
5 группа: Решите уравнения
Х:14=30 80:У=5
ПРОВЕРКА РАБОТ.
- Что интересного в ряде чисел:
5 15 25 35 45
(Числа увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра - 5)
- А теперь что изменилось? Как называются такие числа?
5ч I5см 25кг 35°С 45км/ч
- Единицы измерения каких величин вы здесь видите?
(Время, длины, массы, 1 воздуха, скорости)
- Покажите, какими приборами можно измерить эти величины?
III. Постановка проблемы через подводящий диалог.
- Что общего у этих приборов? Сравните
- Как называется общая часть приборов с делениями и цифрами? (Шкала)
- Как вы думаете, для чего служит шкала?
- Так, сделаем вывод:
Цифры образуют шкалу, которая помогает определять значение измеряемой величины.
- Какова будет тема нашего урока?
Запишите в тетради тему урока. ШКАЛА
Кстати, слово шкала происходит от латинского слова “скалэ”, означающего лестницу. “Склярис” - ступенчатый.
- Шкала похожа на лестницу? Чем похожа?
- Как бы вы назвали эти деления (ступеньки, лесенки, черточки)?
Число единиц измерения, соответствующих одному делению шкалы, называют - ценой деления.
ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ
Например, цена деления линейки равна 1 мм, цена деления шкалы весов - 20 г, а цена деления шкалы термометра равна 1°С.
- А сейчас самое время открыть учебники и прочитать выводы на стр. 53
- Совпали ли наши предположения с выводом учебника?
- А теперь сравните два числовых луча.
Попробуйте определить цену деления шкал
1)
Цена деления - … ед.
2)
Цена деления - … ед.
- В каком луче не смогли определить цену деления? Почему? Сделайте вывод.
Цена деления шкалы должна быть на одинаковом расстоянии.
IV. Первичное закрепление
№ 1 с. 53 (устно)
№2 с. 54 (устно)
Самостоятельная работа с проверкой по готовому образцу.
№ 4с.54
I ряд – а, II ряд – б, III ряд – в.
V. Повторение
1. № 9 с. 55
- Прочитайте условие задачи
- Что известно в задаче?
- Что нам нужно найти?
- Как бы вы решили задачу?
- Сделайте схему задачи.
2.
3. ПИШУТ НЕ ПЕРОМ, А УМОМ
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Как вы думаете, подходит ли эта пословица к
нашему уроку? Почему?
VI. Итог урока.
- Какие новые знания вы открыли для себя на этом
уроке?
- Как вы оцениваете свой вклад в проведении урока?
- Кто считает, что он работал хорошо?
- Кто думает, что сегодня он не очень постарался?
VII. Д/З № З с. 54 (устно) № 10 с. 55 (письменно)
Придумайте сами свой прибор со шкалой, дайте название.
VIII. Выставление оценок.