“Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии”.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…
Очень яркое развитие творческих способностей проявляются на занятиях в школе архитекторов, где дети учатся конструированию, построению чертежей, декорированию, дизайну.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь “все и сразу”. Но как?
Первые работы детей были просты, бедны по содержанию, похожи друг на друга.
В процессе занятий я поняла, что с детьми необходимо работать по принципу от простого к сложному. В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов и придти к методу проектов, основанному на взаимодействии педагога и воспитанников. Именно метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В течение двух лет я использую в своей работе проектную деятельность на занятиях по изобразительной деятельности с детьми старшего и младшего школьного возраста. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный метод для развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости детей.
На современном этапе перед детьми ставятся всё белее сложные задачи:
- Новое содержание познавательной и творческой деятельности, ориентированное на построение субкультуры ребенка, проявление его личных позиций и образовательных интересов.
- Использование проектирования и дизайна в различных предметных областях.
- Динамичное наполнение среды художественными объектами, созданными детьми и взрослыми.
- Придание ценности становящимся формам индивидуального развития ребенка, апробация способов привлечения детей младшего возраста к проектной и исследовательской практике.
- Игровое проектирование и дизайн как содержание образования и совместной творческой деятельности детей и взрослых – новое направление в деятельности образовательных учреждений.
Актуальность проектной деятельности – ориентирована на социальный запрос и образовательные интересы детей и взрослых.
Проект – особый замысел, идея предмета, который, переживая разные стадии воплощения (рисунок, чертеж, модель), обеспечивает рождение предмета с определенными качествами. При этом связь с миром у каждого предмета всегда существует. Ведь предметы, вещи, как и мы, имеют корни и большое количество “родственников”. Каждый предмет, вещь имеет прототип. И все же проект – отчасти фантастическая работа, так как идея бытовой вещи или жилища начинается с полета фантазии. Чтобы осуществить такой полет необходимо хорошо ориентироваться в стилях, свойствах материалов, процессе изготовления подобных вещей.
Также проект – это деятельность, мотивом которой является какая – либо проблемная ситуация, требующая для решения творческого, исследовательского подхода, инициативы ребенка, коллективного взаимодействия. ( Например: “Человек, живущий среди богатых лесов, строит дома из бревен – избы. Как построить жилище человеку, живущему на крайнем Севере, где кругом только снег, или живущему в горной местности? Какую помощь мы можем ему оказать?).
Работа над осуществлением проекта объединяет различные формы учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия). С детьми дошкольного возраста работу целесообразно связать с игровой деятельностью.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проблема готовности ребенка к школе не новая. В зарубежных исследованиях она обозначена как школьная зрелость детей (А.Керн, 1954; С.Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970 и др.).
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Именно интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Так как под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Именно интеллектуальные возможности показывают развитие ребенка, степень готовности его к обучению в школе.
Данный проект помогает в решении данной проблемы, так как предлагает систему постепенно усложняющихся заданий направленных на развитие творческого воображения; моделирования в “уме” (в воображаемом плане); построение графической модели конструкции конкретного архитектурного сооружения, на основе поставленных задач или готовой постройки образца; умение точно ориентироваться в пространственных свойствах отдельных строительных деталей (плоскость, объем); развитие зрительно – моторной и зрительной памяти, вербально – моторной памяти, логической памяти, развитие образного мышления; развитие тонкой моторики руки, и др., что необходимо при обучении в школе и в целом в успешности будущего первоклассника.
Работа направлена главным образом на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенную интериоризацию этих действий, т. е. их перевод в умственный план.
В ходе организации этой деятельности создаются условия для развития творческого конструирования: в игровой форме дети путешествуют по разным странам, знакомятся с архитектурой других народов, рассматривают иллюстрации, видеозаписи.
Важную роль в подготовке руки к письму играет работа при декорировании сооружений, где ребенок не только отрабатывает моторный навык, но и развивается творчески. Во время работы по образцу постоянно соотносит полученное изображение с образцом, оказывает положительное влияние на развитие коррекции движения глаз.
Даже если есть талант,
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить,
Нужен очень точный план. (“Алиса в Стране чудес” Л. Кэролл).
Построить город за несколько минут можно только в сказке или во сне. А еще на занятиях по изобразительной деятельности в городе Мастеров. Именно в городе Мастеров на улице Архитекторов идет строительство самых необыкновенных городов, строителями которых являются наши дети.
“- Кто это такие архитекторы? – спросят вас дети.
- Это люди, которые владеют “искусством проектировать и строить”.
Архитекторы – это такие творческие люди, которые сами придумывают свои постройки, делают их чертежи, а уже строители по этим чертежам строят здания, дворцы и крепости.
Архитектура – искусство многих людей: одни придумывают, другие строят, третьи украшают, четвертые проверяют. А в центре всей работы лежит единый архитектурный замысел.
“Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что , прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.
Потребность в отражении своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, конструировании. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Рисование и конструирование – виды продуктивной деятельности универсального характера, позволяющие гармонично и всесторонне развить как психическую, так и физиологическую сторону личности ребенка.
Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить архитектурное сооружение, ему необходимо:
- запомнить названия всех деталей строительного набора геометрических тел (куб, цилиндр, призма, конус, усеченный конус, параллелепипед и др.);
- научиться правильно изображать геометрические тела на плоскости (вид спереди, сверху, сбоку, снизу);
- находить шаблон, который поможет начертить геометрическую фигуру;
- самостоятельно конструировать по образцу, предложенному педагогом;
- составлять свой собственный чертеж и “строить” его на листе с помощью изобразительных средств (фломастеры, карандаши, гуашь, пастель и т.п.)
Выделяют такие виды художественного конструирования:
Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план).
Конструирование по замыслу.
Конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например: герой, для которого надо построить дом; материал; размер, место проживания, природные условия и т.п.)
Особую трудность представляет для детей самостоятельное построение схемы, чертежа будущего сооружения, это связано с тем, что у детей недостаточно развито творческое воображение. Многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество (В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др.), отмечали стремлении е ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.
Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать и конструировать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных зданий, (предметов). Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов. Преодоление стереотипности в художественно – творческой деятельности детей, недостаточное внимание к проблеме интеллектуальной зрелости будущих первоклассников, определяют актуальность данной проблемы.
Данный проект по созданию выразительных образов архитектурных сооружений, требует создания следующих условий:
- организация содержательной и интересной деятельности для детей;
- подбор соответствующего материала (объемных геометрических тел, иллюстраций, шаблонов, литературный материал и т.п.)
- обогащение эмоционально – интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения.
Цель проекта:
1. Развитие образного мышления, познавательных и творческих способностей у детей, конструктивно – технических способностей и технического мышления;
2. Развитие у ребенка качества творца – архитектора для возведения по собственным проектам причудливых дворцов и замков;
3. Преодоление стереотипности в художественно – творческой деятельности детей, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей;
4. Развитие графических и художественных навыков у детей.