Цели:
- рассмотреть вопросы педагогической этики, определить понятие, рассмотреть нравственный фундамент педагогической этики, помочь воспитателям изменить себя с помощью изучения педагогического общения с коллегами, друзьями, знакомыми;
- дать рекомендации воспитателям по изучаемому вопросу с помощью анкетирования; сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения;
- формировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффекту общения.
Материал к занятию:
Блок-схема нравственного воспитания; блок-схема по изучаемому вопросу.
Межпредметные связи:
Вовлечь в разговор психолога и дать рекомендации по изучаемому вопросу.
Ход занятия
Сегодня, мы с вами собрались для того, чтобы поговорить на очень важную, новую, я бы сказала "деликатную" тему о педагогической этике. Почему я выбрала именно эту тему? Потому что считаю, что самым главным в жизни воспитателя является его личность. А личность, как сказал замечательный советский психолог А. Н. Леонтьев "… это то, что человек делает из себя сам, утверждая свою человеческую жизнь. Человек утверждает свою личность в повседневных делах, в общении с людьми, которым он передает частицу себя…"
Запишите: "ЭТИКА – это реализация педагогом в своей деятельности специальных нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношениях с коллегами, так и с другими людьми".
Обращаю внимание на блок – схему по нравственному воспитанию, объясняю, как этой схемой пользоваться в работе.
Давайте с вами поиграем в игру и разберем, какие же нравственные требования вы больше всего цените в людях:
- честность;
- порядочность;
- доброта;
- сопереживание;
- корректность;
- отстаивание своих взглядов, учитывая интересы других.
Каким образом появляется нравственный фундамент, то есть все перечисленные нами требования?
- в нашем мышлении (как)?
- в наших действиях (каким образом)?
- в педагогическом общении (каким образом)?
Сейчас, я зачитаю вам небольшую притчу из книги В.А. Сухомлинского "Хрестоматия по этике", послушайте ее: "Как-то однажды пришли дети к старой бабушке, чтобы помочь ей. Спросили у нее, что нужно сделать? Она ответила им, что вот на эти деньги нужно купить что-нибудь из продуктов. Дети принесли ей грецких орехов. Взяла их бабушка, сложила в передник и сидит играет ими, как камушками. А сама смотрит на каждого: кто-то засмеялся, увидев как бабушка играет, кто-то отвернулся, кто-то спрятал глаза…" Конца у этой притчи нет. Почему? Чтобы каждый читатель смог определить действия детей.
А. В. Сухомлинский, читая притчу, внимательно смотрел детям в глаза, он искал в маленьких детях корешки большого зла, оно таилось в тех детях, кто засмеялся. Вот и Вы придете сегодня к детям и расскажете эту притчу, что-то изменив, добавив, и вы узнаете, каковы ваши дети, и какое лекарство для души им необходимо.
Чтобы лучше узнать вас самих, я предложила нашему психологу, врачевателю и наших, и детских душ, провести среди вас анкетирование, для того, чтобы узнать (при условии, что вы были предельно чисты совестью, когда отвечали на вопросы) каковы же мы сами в педагогическом общении, в педагогическом мышлении и в педагогических действиях, потому что мы оцениваем друг друга именно с этих позиций.
Слово предоставляется психологу Герасимовой Т.В.:
"Подводя итог сказанному, я хочу сказать, чтобы Вы записали каждый для себя черты творческого работника в любой сфере деятельности:
- мотивы: трудиться на совесть, желание приносить пользу людям;
- постоянный поиск оптимальных путей деятельности;
- четко выраженный рефлекс цели;
- постоянные стремления к пополнению и расширению общеразвивающей и профессиональной информации;
- идеальное – в перспективе;
- причины не удовлетворяющей их результативности своей деятельностью ищут прежде всего в себе, в методике своей работы;
- высокая общая культура, развитый интеллект, широкий кругозор, общественная активность, чувство меры во всем;
- умение общаться."
Несколько слов о педагогическом общении. Еще раз обращаю ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.
А теперь – мгновенный тест.
Ответьте:
- Вы любите больше слушать, чем говорить?
- Всегда ли найдете тему для разговора с незнакомым человеком?
- Всегда ли внимательно слушаете собеседника?
- Любите ли давать советы?
- Если тема разговора вам неинтересна, показываете ли вы это собеседнику?
- Раздражаетесь ли вы, если вас не слушают?
- У вас есть собственное мнение по любому вопросу?
- Если тема разговора вам незнакома, будете ли ее развивать?
- Любите ли вы быть центром внимания?
- Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
- Вы хороший оратор?
Ваша педагогическая этика проявляется во всем, даже в том, насколько искренне вы ответили на вопросы этого теста.
Запишите, если хотите, высказывание А.С. Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения."
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
Теперь, давайте рассуждать, что же такое ОБЩЕНИЕ и КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ?
В заключении, я хотела бы еще раз обратиться к книге В.А. Сухомлинского "Хрестоматия об этике": "Отсутствие общей культуры у человека умного, склонного к творчеству, может привести к неумеренному честолюбию, жажде престижа, к расчету, стремлению утвердиться любой ценой, даже за счет намеренного умаления достоинств и порядочности своих коллег!" Эти слова являются итогом всего, о чем мы с вами говорили. Все, что связано с педагогической этикой, можно прочитать в журнале начальное образование № 5, 1990. В этом журнале есть статья "10 советов директора школы молодому учителю."
Подводя черту сказанному сегодня, разрешите вам дать несколько советов: БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! БУДЬТЕ ОПТИМИСТАМИ! ВЕРЬТЕ В ХОРОШЕЕ И ПУСТЬ ВСЕГДА С ВАМИ БУДЕТ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ!