Физическое состояние сельских детей младшего школьного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Физическая культура и спорт - гарант сохранения здоровья нации, и потому дальнейшее развитие системы физического и спортивного воспитания является одним из важнейших направлений образовательной политики Республики Саха.

Из поколения в поколение среди якутов было принято передавать из уст в уста рассказы о славных предках. Героями якутских сказок всегда были богатыри, наделенные недюжинной силой, ловкие хитроумные, изворотливые. Именно образы тех далеких предков служат символом мужества и являются идеалом физически развитой личности человека.

В последние годы вопросы охраны здоровья стали очень актуальными. Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни порастающего поколения являются неотъемлемой частью всего учебного процесса школы. Одним из действенных средств в этом вопросе мы считаем физическую культуру и спорт.

Я работаю учителем физической культуры в Хатылынской средней школе им. В.С.Соловьева Болот-Боотура 26 год. Окончив Якутское педагогическое училище №1 им.С.Ф.Гоголева преподавал в школе физическую культуру, имею большую семью. Поэтому долгое время не смог продолжить учебу. Только в 2004 году осуществил свою мечту, получив диплом о высшем образовании. Защитился "отлично" по теме: "Физическое состояние сельских детей дошкольного и младшего школьного возраста" (на примере Хатылынского наслега Чурапчинского улуса). Почему я остановился и выбрал эту тему? За долгие годы своей педагогической деятельности имел большой интерес к изучению физического развития ребенка-саха. И поэтому ряд лет провел исследования по методу доцента кафедры медико-биологических основ физического воспитания ЯГУ, кандидата медицинских наук Тимофеева Леонида Федоровича "Комплексная оценка уровня физического состояния детей на Севере". Учитывая то, что физическое здоровье ребенка является первостепенным условием нормального роста и развития детского организма, нами сделан акцент на общефизическое состояние , поскольку оно является важнейшим условием и средством общего развития ребенка.

Первым делом проведены антропометрические исследования. По результатам, которых составлена сводная таблица. В ходе исследования определили физическое развитие якутских детей младшего школьного возраста, а также уровень биологического развития и определение годовой прибавки в росте стоя. Уровень физической подготовленности детей начальных классов определялся прежде всего путем комплексной оценки уровня физического состояния детей на севере.

Показатели физической подготовленности детей младшего школьного возраста с. Хатылы Чурапчинского улуса

Мальчики

Возр Контрольные упражнения Результат
Низк Сред Высок
2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006
8 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6 мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на высокой перекладине

   

 

 

 

 

1

  6,52

9,51

136

 

 

2

6,64

129

 

 

5

6,1

140

 

 

 

3

 

 

 

 

10

9,67

 

 

1000

9,4

 

 

1200

 

11

9 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на высокой перекладине

      5,4

9,9

135

1000

 

3

6,52

9,51

136

960

 

3

6,64

 

146

 

 

3

 

 

 

 

12

 

 

 

10

10

8,8

 

 

1200

10 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на высокой перекладине

      6,52

9,51

136

 

 

3

6,4

9

6

8,8

146

1200

 

 

 

 

10

 

165

 

1000

10

5

 

 

 

1000

12

6

Девочки

Возр Контрольные упражнения Результат
Низк Сред Высок
2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006
8 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на низкой перекладине

  7,62

 

 

 

 

  6,9

10,7

125

 

 

122

 

10

10

6

130

 

 

 

870

13

20

9,7

 

 

900

9,6

 

 

900

14

16

9 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на высокой перекладине

7,40 7,58   9,71

125

9,91

124

 

900

11

6

124

 

 

12

 

 

 

1000

14

15

 

 

 

 

 

20

9,3

 

 

1000

 

19

10 30м

3х10

Прыжок в длину с места

6мин. Бег

Гибкость

Подтягивание на высокой перекладине

      6,3

 

145

900

6,5

 

151

 

 

17

6

 

160

9

 

 

 

17

18

 

9,6

 

1000

15

19

9,5

 

 

1000

20

Физическое развитие якутских детей младшего школьного возраста с. Хатылы Чурапчинского улуса

Мальчики

Параметры Возраст Средняя арифметическая величина
1994 1995 1996
Рост 8

9

10

117

122

126

118,6

125,1

126,5

121

123

128,2

Масса тела кг 8

9

10

22

24

24,5

21,2

26

27

22

23

26

Девочки

Параметры Возраст Средняя арифметическая величина
1994 1995 1996
Рост 8

9

10

118

123

132

121

124,2

129,4

125

125

124

Масса тела кг 8

9

10

21

25

26

22

24

24

25

22

22

Исследования проводились среди детей в возрасте от 8 до 10 лет.

2002-2003 учебный год (2 класс, возраст 8 лет)

Мальчики:

средний рост- 118,6 см.

средний вес- 21,2 кг

Девочки:

средний рост- 121,0 см

средний вес- 22 кг

2003-2004 учебный год (3 класс, возраст 9 лет).

Мальчики:

средний рост – 125,1см;

средний вес – 26кг;

Девочки:

средний рост – 124,2;

средний вес – 24кг;

2004-2005 учебный год (4 класс, возраст 10 лет)

Мальчики:

средний рост – 126,5см;

средний вес – 27кг;

Девочки:

средний рост – 129;

средний вес – 24кг;

По нормативным вариантам массы тела (веса) при разности роста для школьников 8,9,10 лет Хатылынской средней школы показатели соответствует среднему показателю физического развития.

По результатам контрольных упражнений по определению физической подготовленности у девочек в возрасте 8-10 лет картина такая: у девочек в возрасте 8,9 лет скоростные качества низкие, а у 10 летних школьниц показатель средний.

Координационные качества у всех высокие.

Скоростные – силовые качества девочек 8-9 лет по показателям соответствуют среднему уровню, показатель у 10летних – высокий. Выносливость девочек - высокая.

Показатели гибкости 8-9летних учащихся соответствуют среднему уровню, а у 10-летних – высокая.

Силовые качества 8 летних отвечает среднему, а показатели 9,10 летних девочек – высокому уровню.

Скоростные качества у мальчиков 8-10 летних одинаковые и отвечает среднему уровню развития.

Координационные качества у 8 летних мальчиков – высокий уровень, а у 9-10 летних наблюдается спад, средний уровень.

Скоростные – силовые качества у всех трех возрастов соответствуют среднему уровню, а выносливость – высокому.

Гибкость у мальчиков 8 лет – средний, 9-10 лет – высокий уровень.

Силовые качества в восьмилетнем возрасте соответствует низкому уровню, в 9-10 летнем возрасте – среднему уровню.

Сравнение показателей физического развития и подготовленности детей начальных классов в нормативам региональной комплексной программы физического воспитания учащихся в общеобразовательной школы показало, что физическое развитие детей соответствует среднему уровню. Что далеко не является нормой физического развития ребенка. Ввиду того, что сегодняшние дети ведут малоподвижный образ жизни. Образ проводят, есть серьезная тенденция ухудшения их здоровья. Также есть немногие опасения по поводу того, что утрачиваются некоторые наши национальные традиции. Ведь основой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутские прыжки (кылыы, ыстаца, куобах), борьба "хапса5ай", перетягивание палки. Они способствуют повышению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений, выносливости, развивают смекалку, требуют разучивания технических приемов или закрепления изученных ранее. В ходе исследований были собраны и квалифицированы забытые национальные игры, упражнения и уже широко применяются во время уроков физического воспитания. Исходя из вышеизложенного учителям физической культуры даю следующие рекомендации своим коллегам:

  1. Следует обратить внимание учителей физической культуры на повышение уровня физического развития и подготовленности детей на занятиях физкультуры в школах организацию учета и контроля уровня физического развития учащихся.
  2. Проводить исследования и оценку физического развития и подготовленности в начале и в конце учебного года с обязательным предоставлением данных учащихся от родителей об отклонениях в физическом развитии детей.
  3. Улучшить работу медицинских работников кабинетов.
  4. При организации физического воспитания детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
  5. Учитывая национально-этнические традиции использовать на обучающих спортивных занятиях и мероприятия национальные упражнения и игры.