Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство программой “Блокнот”.
Задачи:
- познакомиться с текстовыми редакторами (Блокнот, WordPad, Word), их назначением и основными возможностями;
- рассмотреть на примере Блокнота структуру графического интерфейса текстового редактора;
- познакомится с основным меню, командами основного меню текстового редактора Блокнот;
- отработать ввод текста: заглавная буква, новый абзац, символы : ( ) . ,
УЭ-0.
Учитель ставит цель и задачи, проговаривает этапы урока (схема записана на доске).
УЭ-1.
Цель: проверить знания, полученные ранее при изучении темы “Освоение системной среды Windows”.
Для того, чтобы начать изучение нового материала, мы с вами должны повторить уже пройденное.
Входной контроль. Числовой диктант.
1. Компьютер – это устройство, предназначенное для хранения, обработки, быстрого поиска и обмена информации.
2. Монитор, колонки, принтер – это основные устройства компьютера.
3. За персональным компьютером может одновременно работать много человек.
4. Мышь позволяет пользователю работать с объектами компьютерного Рабочего стола.
5. Клавиатура – это устройство ввода информации в компьютер.
УЭ-2.
Цель: изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем изучать совершенно новую тему - текстовый редактор, которая откроет перед вами большие возможности. В процессе обучения в школе вы познакомить с некоторыми из них.
Слайд 1.Это Блокнот, WordPad, Word. Разница между них существенна. Блокнот используется для создания и редактирования текстовых файлов простого формата. WorPad используется для создания и редактирования текстовых файлов со сложным форматированием. Word: письма, отчеты, веб-страницы и почтовые сообщения с графическим оформлением.
На слайде 2 видно как разительно отличаются интерфейсы этих редакторов. Понятно почему Блокнот называют простым текстовым редактором. Он предназначен для ввода небольших текстов. Вы самостоятельно сможете набирать на компьютере различные стихи, писать письма друзьям, небольшие доклады для школы. А чуть позже, когда мы научимся рисовать на компьютере, вы самостоятельно сможете изготовить красивую открытку для своей мамы или папы и подписать ее.
Слайд 3. Открывается программа Блокнот с помощью Главного меню: Пуск | Программы | Стандартные | Блокнот.
Слайд 4. Окно программы Блокнот имеет рабочую область и небольшую строку меню, в которую входят Файл, Правка, Поиск, Справка.
Слайд 5. Каждое из них имеет некоторый набор команд (например Сохранить, Копировать, Выделить все, Перенос по словам, Шрифт …).
Слайд 6. Границы окна Блокнота можно изменять (кнопка Развернуть/Восстановить или захватить границы окна и перетаскивать мышь).
Слайд 7. Для переключения клавиатуры с русского на английский языки и обратно надо нажать специальную комбинацию клавиш Ctrl и Shift одновременно (или щелкнуть на индикаторе клавиатуры на Панели Задач и в открывшемся меню выбрать нужный язык).
Слайд 8. Закончив работу с документом, мы должны закрыть программу. Для этого щелкаем по закрывающей кнопке в виде крестика, которая расположена в правом верхнем углу окна программы Блокнот. Прежде чем закрыться, программа спросит нас, надо ли сохранить наш документ. Если он нам больше не понадобится, нажимаем кнопку Нет. Если набранный текст необходим, то нажимаем кнопку Да, и выбираем диск и папку, куда будет сохранен документ. И даем команду Сохранить. Сохраняя любой документ, мы присваиваем ему какое-нибудь имя, чтобы было легче его найти, когда он вновь понадобится. Открыв нужную папку, вы без труда найдете свой документ и продолжите с ним работу.
УЭ-3.
Цель: закрепление полученных знаний.
Работа за компьютером.
Карточка.
1. Запустите программу Блокнот.
2. Найдите строку меню. Посмотрите какие меню в ней расположены.
3. Поочередно откройте каждое меню и посмотрите команды.
4. Наберите текст:
Невеже судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
(И. А. Крылов)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Физминутка (эти упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз)
1) Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко открыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2) Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3) Не поворачивая головы, делать медленный круговые движения вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону, вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4) При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. В меню Правка включите команду Перенос по словам.
6. Изменяя размеры окна, следите, как изменяется расположение текста.
7. Отключите команду Правка|Перенос по словам и повторите п. 6. Как меняется расположение текста в окне при “включенной” и “отключенной” команде?
8. Завершите работу программы Блокнот при помощи команды Файл|Выход.
При наборе текста, у нас есть два курсора. Один из них – обычный указатель мыши, который можно перемещать по всему экрану. Второй курсор – мигающая вертикальная палочка, которая отмечает в документе то место, куда вводится в текст. Это текстовый курсор. Вы можете установить его в любое место. Для этого надо подвести указатель мыши в нужное место и щелкнуть левой кнопкой.
Текстовый курсор можно перемещать и курсорными клавишами. Помните, что текст вводится не там, где находится указатель мыши, а там, где стоит текстовый курсор.
Каждая алфавитно-цифровая клавиша клавиатуры позволяет вводить два разных символа: с нажатой клавишей Shift или без нее.Если необходимо набрать значительный фрагмент текста заглавными буквами, то все время держать нажатой клавишу Shift неудобно. В этом случае используют клавишу CAPS LOCK, которая переводит клавиатуру в режим ввода прописных букв. Эта клавиша влияет только на алфавитные клавиши: для набора других символов верхнего регистра (кавычки, двоеточие, запятая и т.д.) по-прежнему используют клавишу Shift.
Не забывайте, что между словами в предложении обязательно ставится пробел, при чем только один. Для того, чтобы перейти на следующую строчку или начать новый абзац, пользуются клавишей Enter.
УЭ-4.
Работа в группах (состав групп – разнороден по знаниям).
Цель: контроль и коррекция знаний.
Карточки.
Группа 1
1. Как открыть текстовый редактор Блокнот?
2. Какие меню есть в строке меню?
3. Как поставить заглавную букву?
4. Как напечатать символы : ( )
Группа 2
1. Как закрыть программу Блокнот?
2. Какие команды есть в меню Правка?
3. Как начать новый абзац?
4. Как напечатать символы . ,
УЭ-5. Рефлексия.
- Что конкретно сделали (по задачам)?
- Достигли ли цели урока?
УЭ-6. Домашнее задание
- Повторить материал урока, по возможности проделать пройденный на уроке УЭ-3 дома.
- Повторить назначение клавиш, сочетание клавиш.