“Природа дала нам в руки большую
интеллектуальную и моральную силу,
но мы часто используем эту силу как оружие против
ближних.
Поэтому человек без нравственных устоев
оказывается существом самым нечестивым и
диким.”
Аристотель
“Когда человек совершает тот или
другой нравственный поступок, то это еще не
добродетель;
добродетелен он лишь в том случае, если этот
способ поведения становиться постоянной чертой
характера.”
Гегель
Этот урок актуален по нескольким причинам:
- содержание материала урока направлено на развитие критического мышления,
- проблематичность урока заключается в неоднозначности решения проблем города,
- гуманитарная ценность урока в обучении правилам толерантного поведения при обсуждении проблем урока,
- учащиеся приобретают навыки культуры речи и участия в дебатах.
Задачи урока:
- Формирование твердых учебных навыков: работа с текстом, отбор информации.
- Формирование нового надпредметного умения – участие в дебатах, совершенствование умения обобщать информацию, рассуждать, ставить и решать проблемы.
- Воспитание нравственных убеждений, норм толерантного поведения, формирование активной жизненной позиции.
Оборудование:
- Газетные статьи о проблемах города (письма горожан в местную газету, очерки и статьи).
- Конверты с заданиями.
- Подборка цветных вырезок из журналов (для выполнения работы по составлению предупреждающих и запрещающих знаков).
- Фильм о городе.
ХОД УРОКА
– Сегодня на уроке мы будем работать группами. Как нужно работать в группе?
Учащиеся вспоминают правила работы в группе.
– Наш урок мы начнем с просмотра фрагмента фильма о нашем городе. В фильме звучит песня нашего композитора Геннадия Новикова, автор написал замечательные слова о городе. Наверное, он очень любит свой город. А за что вы, ребята, любите город?
Ребята говорят о том, за что им нравится город, в котором они живут.
– Из каких источников мы получаем информацию о состоянии дел и событиях, происходящих в городе?
Учащиеся перечисляют источники информации.
– Наши горожане часто пишут письма и в местную газету и в администрацию города обо всех проблемах, которые их волнуют. Сегодня я предлагаю вам поработать в роли представителей городской администрации и проанализировать письма горожан.
Каждой группе выдается конверт с вырезками из газет, в которых напечатаны письма горожан по различным проблемам.
– Ваша задача определить, какие проблемы освещаются в письмах, которые я вам раздала.
Каждая группа работает с письмами, затем озвучивает проблемы и вывешивает их на доску.
– Итак, мы определили с вами проблемы. Есть проблема, значит, есть причина её возникновения.
Каждая группа обсуждает причины возникновения проблем, записывает результаты обсуждения на листах бумаги и вывешивает их на доску. В итоге на классной доске появляется таблица следующего содержания:
Проблемы города Железногорск
Проблемы |
Причины возникновения |
1. Загрязнение городского озера | 1. Загрязнение береговой части озера 2. Поверхностный сброс воды 3. Уничтожение рыбных запасов 4. Невоспитанность населения 5. Сброс в озеро сточных вод после дождя |
2. Грязные подъезды | 1. Плохая работа жилищно-коммунальных
служб 2. Безразличие жителей подъездов. 3. Невоспитанность населения |
3. Выгул животных | 1. Отсутствие площадок для выгула
животных 2. Отсутствие регистрации животных 3. Плохая работа клубов любителей животных 4. Отсутствие культуры поведения у хозяев животных |
4. Утилизация отходов и свалки | 1. Отсутствие заводов по переработке
мусора 2. Плохая работа коммунальных служб 3 .Недостаточно мест для складирования мусора 4. Безобразное отношение человека к природе |
– Любой проблеме можно найти решение.
Учащимся предлагается тест на решение обсуждаемых проблем. Проверка теста.
Тест. Возможные пути решения городских проблем
I. Как можно решить проблему загрязнения озера?
1. Запретить браконьерские способы лова рыбы.
2. Запретить купаться.
3. Углубить дно озера.
4. Построить новую дамбу.
5. Проводить разъяснительную работу с населением.
II. Экологические проблемы города, это проблемы:
1. Одного человека.
2. Жителей города.
3. Жителей городов России.
III. Как решить проблему свалок?
1. Увеличить штрафы за выброс мусора в неположенном месте.
2. Поставить перед каждым подъездом контейнеры для мусора.
3. Вести разъяснительную работу с населением.
4. Выселять из города нарушителей
IV. Как решить проблему грязных подъездов?
1. Организовать уборку подъездов жителями.
2. Проводить конкурсы на лучший подъезд.
3. Выдать жителям материалы для ремонта подъезда.
4. Увеличить штрафы нарушителям.
5. Нанять охрану.
6. Организовать домовые комитеты.
V. Как решить проблему загрязнения воздуха?
1. Запретить пользоваться автотранспортом.
2. Посадить больше зеленых насаждений.
3. Построить объездные дороги.
VI. Как решить проблемы выгула животных?
1. Запретить иметь животных.
2. Построить площадки для выгула животных.
3. Увеличить штрафы.
4. Ввести налоги на содержание животных.
– Кто виноват, что в городе возникают проблемы?
Учащиеся отвечают, что чаще всего, виноваты жители города.
– Ребята, на доске написана тема урока, но сейчас она закрыта бумагой. Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?
Одна из предложенных учащимися тем урока звучит так: “Я за город свой в ответе”.
– Убираем бумагу – именно эти слова мы видим на доске. Если мы в ответе за свой город, то какие качества личности должны быть у нас?
Каждая группа получает конверт, в котором собраны слова с положительными и отрицательными качествами личности. Ребята раскладывают их по группам. Обсуждаем положительные и отрицательные качества людей. На доске после обсуждения появляется следующая таблица:
Качества личности
Положительные |
Отрицательные |
Доброта Бережливость Внимательность Экономность Деятельность Любознательность Терпимость Культура поведения Мудрость Ум |
Равнодушие Эгоизм Жестокость Лень Глупость Злость Беспечность |
– Все ли положительные качества присущи нам? (Нет.)
– Что делать?
Идет обсуждение: работать над собой, учиться, не быть равнодушным.
– Так как мы договорились, что сегодня вы являетесь работниками администрации города, то имеете возможность издавать соответствующие документы, которые помогли решить те вопросы, которые мы с вами обсуждали на уроке. На основании проведённого нами анализа и предложенных вами возможных способов решения городских проблем, давайте попробуем придумать знаки, которые предупреждали бы население нашего города о недопустимости некоторых действий в черте города.
Группы получают конверты с вырезками. Каждая
группа придумывает и изготавливает
предупреждающие и запрещающие знаки.
Изготовленные знаки вывешиваются на доску.
– Спасибо всем за активную работу на уроке. Мы сегодня обсудили лишь несколько проблем, их конечно гораздо больше. Так же мы выяснили, что решать проблемы нашего города надо сообща, и что многое зависит от каждого из нас. Давайте любить наш родной город, чтобы он на долгие годы оставался прекрасным.
Уходя с урока, ребята говорили мне:
"Спасибо за интересный урок!". А это лучшая
награда для учителя. Я думаю, уважаемые коллеги,
что вашим детям такой урок тоже будет интересен.
Успехов Вам!