Преподавание иностранного (немецкого) языка во 2-м классе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Естественно то, что эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности и возможности деятельного участия в нём. Я придерживаюсь мнения, что физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую, и считаю, что ребёнок никогда не перепутает глаголы, если при этом будет бегать, прыгать или “летать”. Физическая активность на уроке не только помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным и разнообразным, но и просто снять напряжение, дать возможность лишний раз встать из-за парты, что так необходимо маленьким ученикам.

Используемые релаксации на уроках немецкого языка в начальной школе:

  1. Разрядка с использованием различного вида движения. Например, элементы немецкого танца, когда поются весёлые детские песенки.
  2. Выполнение команд: 1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir! (Руки) – Oben! Vor! Zur Seite! Unten! или: Lauft! Springt! Arbeitet! Tanzt! Stampft! Patscht! Klatscht!
  3. Игры.
  4. Песни.
  5. Гимнастика для глаз.
  6. Шутливые истории на уроке.
  7. Комплименты друг другу, куклам или сказочным персонажам учебника, которые помогают изучать немецкий язык с первых страниц учебника во 2-м классе.

Конечно, было бы слишком скучно для младших школьников просто так входить в класс, каждый раз начиная и кончая урок одними и теми же фразами. Поэтому значительную роль в формировании положительной мотивации при обучении иностранному языку и принадлежит использованию учебных игр.

В игре могут отображаться мечты и желания детей. И тот опыт, который они получают в игре, является большим вкладом для развития личности. Игры помогают также преодолеть усталость детей.

Игры, которые предпочитают учащиеся:

  1. Was fehlt hier? Расставлены картинки с изображением предметов. Дети проговаривают слова. Все закрывают глаза, одна картинка убирается. Надо угадать какая.
  2. Kofferpacken. Мы собираемся в поездку. Надо собрать чемодан.
  3. Spion. Эта игра очень продуктивна при изучении РО с вопросительными словами: Wer? Was? Wohin? и т.д.
  4. Kettenspiel. Первый игрок задаёт вопрос. Второй отвечает и задаёт свой вопрос следующему ученику. Кто не может среагировать, тот выходит из игры.
  5. Buchstabensalat. Кто быстрее из “салата” букв и слогов соберёт слова.
  6. Worterschlange. Определить, сколько слов и какие съела змея.
  7. Spiegel. Кто быстрее прочитает слова. (siE – Eis).
  8. Namenspiel. Быстро образовать из первых букв имени немецкие слова.
  9. Rechenspiel. Каждая буква имеет номер. Кто быстрее прочитает запись.
  10. Personen raten. Загадывается ученик. С помощью определённого количества вопросов надо угадать, кто это.
  11. Работа с мячом в форме: немецкое слово – русское и наоборот.
  12. “Шажки”: ученик делает шаг, сказав предложение правильно. Выигрывает тот, кто сделал наибольшее количество шажков. “Шагать” можно в паре. Кроме того, мне бы хотелось поделиться некоторыми своими “находками” обучения немецкому языку:

Тема “Погода”. Помочь детям запомнить необходимую лексику можно, сопровождая речь следующими движениями:

Die Sonne scheint. Руками показываем круглое солнце, а сами улыбаемся.

Es ist windig. Размахиваем руками из стороны в сторону, губы вытягиваем в “трубочку” и произносим “у-у-у”, изображая завывание ветра.

Es regnet. Резко “встряхиваем” капли дождя с рук.

Es schneit. Медленно, волнообразно опускаем руки сверху вниз, изображая падающий снег.

Es ist kalt. Обхватываем себя руками, “съёжившись” от холода.

Es ist warm / heiss. Обмахиваемся веером “при сильной жаре”.

Дети с удовольствием “показывают” погоду, даже не замечая, что обучаются довольно серьёзной лексике.

Тема “Животные”. “Превращаемся” в различных животных при помощи “волшебных” слов: “Ich will…sein.” Чтобы “превратиться” обратно в человека, надо сказать: “Ich will…nicht sein” и издать соответствующий звук.

Использование вышеназванных приёмов при обучении ИЯ повышает познавательный интерес к изучению иностранного языка, способствует успешному достижению поставленных учебных задач и целей.

ХОД УРОКА

I. Приветствие учителя

Тихо звучит немецкая классическая музыка.

– Guten Tag, liebe Kinder! Willkommen in der deutschen Stunde! Дети, сегодня у нас необычный урок! Во-первых, многие из вас будут изображать сказочных героев, которых мы встречаем на страницах нашего учебника. Во-вторых, за некоторые правильные ответы на уроке вы будете получать вот такие значки (учитель показывает). Тот, кто сумеет набрать их наибольшее количество, получит приз. Also? Die Stunde beginnt!

II. Mundgymnastik

– A,a,a – Anna, Ada, Monika… (учащиеся повторяют хором).

  • Sprecht nach: jung, alt, gross, klein, gut, bose, lustig, traurig, interessant, hilfsbereit, hasslich, nett, fleissig, schon, freundlich, tapfer, klug; Daumelinchen, Schneewittchen, Rotkappchen, Frau Holle, Nussknacker, Baron von Munchhausen, Zwerg Nase, Till Eulenspiegel, weise Eule, Aschenputtel, Lulu, Waldo, Pixi, Moisi.
  • Рифмовки: AEIOU – raus bist du !; 1,2,3 – du bist frei!; 1,2,3 – bicke, backe, bei, rips, raps raus – du bist aus! и др.

III. Развитие устной речи

Учитель задает вопрос Wer ist das?, показывая картинки с изображением героев немецких сказочников братьев Гримм. Учащиеся отвечают, используя РО1.

Игра “Wer fehlt?” (Ученики закрывают глаза, учитель убирает одну из картинок с изображением сказочного героя. Нужно отгадать, кто отсутствует, употребив РО1.)

Игра с мячом: Ubersetzt! (Работа в режиме У – У1.)

Kleine Szenen: Rotkappchen, Hexe, Buratino, Albi, Waldo, Pierot und Malwina, Malwina. Дети одевают маски и разыгрывают маленькие сценки в форме монолога., используя изученные РО и лексику.
Например: Ich heisse Rotkappchen. Ich bin freundlich und hilfsbereit. Ich komme aus einem Marchen.
Или: Liebe Malwina! Du bist so gut, so schon! Ich liebe dich!

Появляется Петрушка. Wer ist das? Дети называют его. Давайте сделаем ему комплименты! Учащиеся высказываются, используя выражения: Liebеr Hampelmann! Du bist so …! и по прилагательные: jung, alt, gross, klein, gut, bose, lustig, traurig, interessant, hilfsbereit, hasslich, nett, fleissig, schon, freundlich, tapfer, klug.
Учитель предлагает детям спеть песню “Jetzt kommt Hampelmann!”и станцевать вместе с симпатичной игрушкой, используя элементы немецкого танца.

IV. Делаем гимнастику для глаз

V.Чтение и письмо

Используя таблицу, дети называют хором буквы, по желанию любой учащийся может назвать весь алфавит. Под аккомпанемент поется песня “Das ABC – Lied”.

Schlagt eure Lehrbucher auf! Wir lesen Ubung 2 auf der Seite 4!

Учитель предлагает написать исчезнувшие буквы в словах (ребусы), которые написаны на доске. Ученики по одному подходят к доске и исправляют ошибки. Например: s.hon? .ung, kl.in и т.д.
Учитель предлагает охарактеризовать наших героев, опираясь на РО2.
Учитель предлагает написать друг другу комплименты, раздает листочки.
Учащиеся зачитывают вслух свои записи, которые у всех начинаются со слов Liebe( r) X.! Du bist so…!, и отдают тому, кому они адресованы.

VI. Делаем зарядку

Stampfen! Patschen! Klatschen!
1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen/springen/laufen/tanzen wir!
Mit den Handen klapp, klapp, klapp!
Mit den Fussen trapp, trapp, trapp!
Einmal hin, einmal her, rund herum – das ist nicht schwer!

VII. Страноведческая викторина

Учащиеся демонстрируют свои лингвострановедческие знания, получая за каждый правильный ответ бумажный значок:

  • назвать страну , где говорят по-немецки, где она расположена, её столицу;
  • названия немецких городов (Koln, Dresden, Bremen, Cottbus, Erfurt, Hamburg, Gottingen, Munchen, Jena, Leipzig, Saarbrucken, Rostock, Potsdam, Frankfurt, Nurnberg, Weimar, Torgau, ulm, Berlin, Bonn, Stuttgart, Dusseldorf, Schwerin);
  • немецкие имена людей (Heidi, Heini, Hans, Otto, Ada, Deni, Susi, Pixi, Hanna, Ina, Ute, Toni, Emma, Jan, Jens, Uli, Hugo, Rudi, Beate, Berndt, Elke, Franz, Dieter, Veronika, Sabine, Lilli, Rudi);
  • клички животных (Lumpi, Hasso, Ulf, Oskar, Rex, Waldo, Albi);
  • поем песенку с немецкими именами “Anna, Hanna,…”;
  • по желанию могут рассказать о себе, используя свои мини – проекты “Meine Familie”;
  • поём песенку “Hab ne Tante in Marokko”.

VIII. Подведение итогов урока

Выявляется победитель, знаток немецкого языка, который получает самодельный нагрудный знак.
Домашнее задание не даётся, потому что это – урок-повторение.
Снова тихо звучит классическая музыка. Учитель проходит по рядам и выставляет учащимся оценки в дневники.
Урок заканчивается, учитель прощается со своими учениками:

– Auf Wiedersehen! Tschus!