Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Естественно то, что эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физической и эмоциональной активности и возможности деятельного участия в нём. Я придерживаюсь мнения, что физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую, и считаю, что ребёнок никогда не перепутает глаголы, если при этом будет бегать, прыгать или “летать”. Физическая активность на уроке не только помогает сделать процесс многократного повторения и заучивания учебного материала более увлекательным и разнообразным, но и просто снять напряжение, дать возможность лишний раз встать из-за парты, что так необходимо маленьким ученикам.
Используемые релаксации на уроках немецкого языка в начальной школе:
- Разрядка с использованием различного вида движения. Например, элементы немецкого танца, когда поются весёлые детские песенки.
- Выполнение команд: 1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen wir! (Руки) – Oben! Vor! Zur Seite! Unten! или: Lauft! Springt! Arbeitet! Tanzt! Stampft! Patscht! Klatscht!
- Игры.
- Песни.
- Гимнастика для глаз.
- Шутливые истории на уроке.
- Комплименты друг другу, куклам или сказочным персонажам учебника, которые помогают изучать немецкий язык с первых страниц учебника во 2-м классе.
Конечно, было бы слишком скучно для младших школьников просто так входить в класс, каждый раз начиная и кончая урок одними и теми же фразами. Поэтому значительную роль в формировании положительной мотивации при обучении иностранному языку и принадлежит использованию учебных игр.
В игре могут отображаться мечты и желания детей. И тот опыт, который они получают в игре, является большим вкладом для развития личности. Игры помогают также преодолеть усталость детей.
Игры, которые предпочитают учащиеся:
Тема “Погода”. Помочь детям запомнить необходимую лексику можно, сопровождая речь следующими движениями:
Die Sonne scheint. Руками показываем круглое солнце, а сами улыбаемся.
Es ist windig. Размахиваем руками из стороны в сторону, губы вытягиваем в “трубочку” и произносим “у-у-у”, изображая завывание ветра.
Es regnet. Резко “встряхиваем” капли дождя с рук.
Es schneit. Медленно, волнообразно опускаем руки сверху вниз, изображая падающий снег.
Es ist kalt. Обхватываем себя руками, “съёжившись” от холода.
Es ist warm / heiss. Обмахиваемся веером “при сильной жаре”.
Дети с удовольствием “показывают” погоду, даже не замечая, что обучаются довольно серьёзной лексике.
Тема “Животные”. “Превращаемся” в различных животных при помощи “волшебных” слов: “Ich will…sein.” Чтобы “превратиться” обратно в человека, надо сказать: “Ich will…nicht sein” и издать соответствующий звук.
Использование вышеназванных приёмов при обучении ИЯ повышает познавательный интерес к изучению иностранного языка, способствует успешному достижению поставленных учебных задач и целей.
ХОД УРОКА
I. Приветствие учителя
Тихо звучит немецкая классическая музыка.
– Guten Tag, liebe Kinder! Willkommen in der deutschen Stunde! Дети, сегодня у нас необычный урок! Во-первых, многие из вас будут изображать сказочных героев, которых мы встречаем на страницах нашего учебника. Во-вторых, за некоторые правильные ответы на уроке вы будете получать вот такие значки (учитель показывает). Тот, кто сумеет набрать их наибольшее количество, получит приз. Also? Die Stunde beginnt!
II. Mundgymnastik
– A,a,a – Anna, Ada, Monika… (учащиеся повторяют хором).
- Sprecht nach: jung, alt, gross, klein, gut, bose, lustig, traurig, interessant, hilfsbereit, hasslich, nett, fleissig, schon, freundlich, tapfer, klug; Daumelinchen, Schneewittchen, Rotkappchen, Frau Holle, Nussknacker, Baron von Munchhausen, Zwerg Nase, Till Eulenspiegel, weise Eule, Aschenputtel, Lulu, Waldo, Pixi, Moisi.
- Рифмовки: AEIOU – raus bist du !; 1,2,3 – du bist frei!; 1,2,3 – bicke, backe, bei, rips, raps raus – du bist aus! и др.
III. Развитие устной речи
Учитель задает вопрос Wer ist das?, показывая картинки с изображением героев немецких сказочников братьев Гримм. Учащиеся отвечают, используя РО1.
Игра “Wer fehlt?” (Ученики закрывают глаза, учитель убирает одну из картинок с изображением сказочного героя. Нужно отгадать, кто отсутствует, употребив РО1.)
Игра с мячом: Ubersetzt! (Работа в режиме У – У1.)
Kleine Szenen: Rotkappchen, Hexe, Buratino, Albi, Waldo, Pierot und Malwina, Malwina.
Дети одевают маски и разыгрывают маленькие
сценки в форме монолога., используя изученные РО
и лексику.
Например: Ich heisse Rotkappchen. Ich bin freundlich und hilfsbereit. Ich komme
aus einem Marchen.
Или: Liebe Malwina! Du bist so gut, so schon! Ich liebe dich!
Появляется Петрушка. Wer ist das? Дети называют
его. Давайте сделаем ему комплименты! Учащиеся
высказываются, используя выражения: Liebеr Hampelmann! Du
bist so …! и по прилагательные: jung, alt, gross, klein, gut, bose,
lustig, traurig, interessant, hilfsbereit, hasslich, nett, fleissig, schon, freundlich,
tapfer, klug.
Учитель предлагает детям спеть песню “Jetzt kommt
Hampelmann!”и станцевать вместе с симпатичной
игрушкой, используя элементы немецкого танца.
IV. Делаем гимнастику для глаз
V.Чтение и письмо
Используя таблицу, дети называют хором буквы, по желанию любой учащийся может назвать весь алфавит. Под аккомпанемент поется песня “Das ABC – Lied”.
– Schlagt eure Lehrbucher auf! Wir lesen Ubung 2 auf der Seite 4!
Учитель предлагает написать исчезнувшие
буквы в словах (ребусы), которые написаны на
доске. Ученики по одному подходят к доске и
исправляют ошибки. Например: s.hon? .ung, kl.in и т.д.
Учитель предлагает охарактеризовать наших
героев, опираясь на РО2.
Учитель предлагает написать друг другу
комплименты, раздает листочки.
Учащиеся зачитывают вслух свои записи, которые у
всех начинаются со слов Liebe( r) X.! Du bist so…!, и отдают
тому, кому они адресованы.
VI. Делаем зарядку
Stampfen! Patschen! Klatschen!
1, 2, 3, 4 – alle, alle turnen/springen/laufen/tanzen wir!
Mit den Handen klapp, klapp, klapp!
Mit den Fussen trapp, trapp, trapp!
Einmal hin, einmal her, rund herum – das ist nicht schwer!
VII. Страноведческая викторина
Учащиеся демонстрируют свои лингвострановедческие знания, получая за каждый правильный ответ бумажный значок:
- назвать страну , где говорят по-немецки, где она расположена, её столицу;
- названия немецких городов (Koln, Dresden, Bremen, Cottbus, Erfurt, Hamburg, Gottingen, Munchen, Jena, Leipzig, Saarbrucken, Rostock, Potsdam, Frankfurt, Nurnberg, Weimar, Torgau, ulm, Berlin, Bonn, Stuttgart, Dusseldorf, Schwerin);
- немецкие имена людей (Heidi, Heini, Hans, Otto, Ada, Deni, Susi, Pixi, Hanna, Ina, Ute, Toni, Emma, Jan, Jens, Uli, Hugo, Rudi, Beate, Berndt, Elke, Franz, Dieter, Veronika, Sabine, Lilli, Rudi);
- клички животных (Lumpi, Hasso, Ulf, Oskar, Rex, Waldo, Albi);
- поем песенку с немецкими именами “Anna, Hanna,…”;
- по желанию могут рассказать о себе, используя свои мини – проекты “Meine Familie”;
- поём песенку “Hab ne Tante in Marokko”.
VIII. Подведение итогов урока
Выявляется победитель, знаток немецкого
языка, который получает самодельный нагрудный
знак.
Домашнее задание не даётся, потому что это – урок-повторение.
Снова тихо звучит классическая музыка. Учитель
проходит по рядам и выставляет учащимся оценки в
дневники.
Урок заканчивается, учитель прощается со своими
учениками:
– Auf Wiedersehen! Tschus!