Цель проекта.
На основе реализации нового хозяйственно-экономического механизма обеспечить формирование высокоэффективной системы услуг, отвечающей образовательным потребностям населения поселка Зеленоборск.
Задачи проекта.
- Способствовать стабилизации и укреплению хозяйственно-экономического положения МДОУ детский сад “Березка”.
- Удовлетворять потребности населения поселка в разнообразных образовательных услугах.
- Создавать условия для профессионального роста педагогических кадров.
Актуальность проекта.
В преддверии грядущих реформ в образовании (введение предшкольного обучения детей 5-6 лет и долевое финансирование дошкольных образовательных учреждений) возникает серьезная угроза для сокращения числа детей и даже закрытия некоторых дошкольных учреждений. Необходимость смягчить последствия этих реформ для своего учреждения, предугадать возможные потери в штатах, в количестве воспитанников требует сегодня от руководителей образовательных учреждений разработки особой хозяйственно-экономической стратегии, умения предвидеть предстоящие изменения и гибко перестроить деятельность вверенных им учреждений.
Никто не может сохранить прежние взаимоотношения и гарантии государства и общества перед образовательными учреждениями, а особенно перед ДОУ, в связи с переходом в рыночную экономику.
Очень важной причиной для разработки нового хозяйственно-экономического механизма является снижение платежеспособности и уровня образовательной культуры населения. Особенно заметно это в небольших поселках и селах, где уровень жизни не высок, большой процент безработного населения.
Такая ситуация возникла в настоящее время и в поселке Зеленоборск. Анализ состава семей воспитанников детского сада за 2005-2006 учебный год по их семейному положению выявил следующие цифры:
- на 130 воспитанников детского сада приходится 122 семьи, или 236 родителей;
- из 122семей – 85 полных (70%), с зарегистрированным браком и наличием обоих родителей; 10 семей(8%) живут в гражданском браке, в 27 семьях (22%) детей воспитывает одна мать;
- из 85 полных семей 8 семей (9%) находится в состоянии развода;
- в настоящее время детский сад посещают дети из 17 многодетных семей (14%), в 2-х семьях родители являются инвалидами 1 и 2 групп.
По профессиональному составу родителей выявлено следующее:
- из 236 родителей трудятся рабочими 110 человек;
- 55 – безработные и домохозяйки;
- в частных предприятиях (в основном – продавцами) работает 17 родителей;
- служащими является 38 родителей, и только 16 родителей работает в сфере интеллектуального труда (педагоги детского сада, школы и др.).
По уровню образования родителей получены следующие цифры:
- высшее образование имеет 21 человек;
- среднее профессиональное образование имеет 53 человека;
- начальное профессиональное образование и общее среднее образование имеет 181 человек.
В первом полугодии 2005 года из 132 детей МДОУ д/с “Березка” 63 ребенка воспитывалось в малоимущих семьях. В настоящее время число таких семей составляет 60.
Сегодня мы не предлагаем родителям иных форм содержания детей, кроме как 12-часовой режим пребывания, стараясь сохранить финансирование и штаты. Завтра такая ситуация может оказаться роковой – потеря воспитанников, уменьшение бюджетного финансирования.
Поэтому надо смотреть реальности в глаза и стремиться как можно быстрее менять хозяйственно-экономический механизм образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Будет 100% востребованность дошкольного образования в поселке.
- Осуществится стабильное функционирование и развитие МДОУ д/с “Березка” в интересах детей, семьи, общества.
- Расширится сеть образовательных услуг (бесплатных и платных).
- Появятся новые источники финансирования МДОУ д/с”Березка”.
Описание проекта.
Проект нового хозяйственно-экономического механизма дошкольного образовательного учреждения детский сад “Березка” является долгосрочным проектом, рассчитанным на его реализацию в течение 4-х лет.
Особо значимыми для реализации проекта выделены следующие подсистемы и элементы хозяйственно-экономического механизма:
1. Экономическая подсистема. Она включает в себя:
- планирование
- финансирование
- использование финансовых средств
- экономический анализ и контроль
- стимулирование
2. Правовая подсистема. Она включает в себя:
- федеральное законодательство
- региональное законодательство
- нормативные акты органов местного самоуправления.
3. Организационно-управленческая подсистема. Ее составляющие элементы:
- аппарат управления в МДОУ детский сад “Березка”
- формы управления
- методы управления
- система государственной оценки качества образовательной работы.
В настоящем проекте основной упор сделан на развитие экономической подсистемы хозяйственного механизма. В нем предпринята попытка объединить все подсистемы хозяйственного механизма в образовании и связать их с общеэкономической системой городского поселения Зеленоборск.
Исходная база для реализации настоящего проекта
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Березка” имеет с 1995 года, со времени передачи в муниципальную собственность, финансово-экономическую и хозяйственную самостоятельность с получением статуса юридического лица и открытием собственных расчетных счетов.
На основе программно-целевого принципа управления в МДОУ д/с “Березка” в настоящее время проводится серьезная организационно-управленческая работа по увеличению каналов финансирования, осуществляется сравнительный анализ уровня расходов и целенаправленного снижения затрат, не имеющих непосредственной связи с образовательным процессом.
Наряду с позитивными изменениями, происшедшими за последние годы в МДОУ д/с “Березка”, выявились противоречия между потребностью в новых экономических отношениях и наличием несовершенной организационно-управленческой подсистемой и нормативно-правовой базой. Иными словами, экономическая подсистема, хоть и важнейшая, но всего лишь часть хозяйственного механизма, а потому не может эффективно функционировать, если организационно-управленческая и правовая подсистемы не вполне соответствуют изменившимся экономическим отношениям.
Анализ деятельности МДОУ д/с “Березка” позволяет утверждать, что экономическая подсистема, являющаяся базисной частью хозяйственного механизма, наиболее эффективно будет функционировать при адекватной организационно-управленческой и правовой подсистемой.
Основные направления работы в рамках настоящего проекта.
В настоящем проекте разрабатывается новая организационно-управленческая подсистема хозяйственного механизма, а также продолжается разработка экономической подсистемы, уточняется локальная нормативно-правовая база.
Организационно-управленческая подсистема.
Для реализации данного проекта важнейшим направлением нашей работы станет разработка динамической модели организационной структуры управления дошкольным учреждением, отражающей цели и задачи управляющей и управляемой подсистем.
В основу управленческого регулирования закладывается современная система педагогического и экономического мониторинга, основанная на применении современных информационных технологий.
Система мониторинга общего развития подкрепляется и дополняется системой государственной оценки качества образовательной работы в процессе аттестации и аккредитации, которые наше дошкольное образовательное учреждение успешно прошло в феврале 2005 года.
Экономическая подсистема.
Основной задачей экономической подсистемы является достижение максимальной реалистичности и обоснованности всех финансовых планов. С целью решения поставленной задачи более рационального использования бюджетных средств в настоящее время активно используется труд лиц, стоящих на учете в районном центре занятости населения в летний период, ведется контроль за потребляемыми ресурсами, что в итоге позволяет нам выходить на обоснованное нормирование финансовых затрат по соответствующим статьям сметы расходов.
Переход на работу дошкольного образовательного учреждения в условия финансово-экономической самостоятельности заставляет административно-управленческий персонал детского сада активно изучать и внедрять различные методы экономического анализа, осваивать новые информационные технологии. Будет продолжена разработка эффективной системы материального поощрения работников детского сада.
Правовая подсистема.
В данной подсистеме планируется обеспечить локальными нормативно-правовыми актами все инновации, осуществляемые в рамках настоящего проекта.
Этапы реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма дошкольного образовательного учреждения детский сад “Березка”.
1. Первый этап. Подготовительный. 2005 -2006 г. г.
Правовая подсистема.
- Изучение федерального законодательства, регионального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления по бюджетному и внебюджетному финансированию ДОУ.
- Изучение налогового законодательства РФ.
- Изучение нормативно-правовой базы деятельности Попечительского совета.
- Изучение нормативно-правовой базы индивидуальной педагогической деятельности.
Экономическая подсистема.
- Экономический анализ действующей системы финансирования ДОУ.
- Маркетинг: изучение спроса родителей на образовательные услуги.
- Планирование: составление бизнес-плана на ближайшую перспективу.
- Использование финансовых средств: “аутсорсинг” (вне ресурсов) – оказание образовательных и иных услуг по договорам для организаций и учреждений п. Зеленоборск.
- Стимулирование: разработка Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников МДОУ д/с “Березка” на 2006 г.
Организационно-управленческая подсистема.
- Аппарат управления: привлечение единомышленников для подготовки и реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма деятельности МДОУ.
- Формы управления: разработка пиар-рекламы, выдвижение лозунга
“Детский сад – открытое образовательное пространство”
- Методы управления: разработка модульной системы подготовки педагогических кадров.
- Новые информационные технологии: открытие электронной почты в детском саду.
2. Второй этап. Частичная реализация проекта. 2006-2007 г. г.
Экономическая подсистема.
- Планирование: реализация краткосрочного бизнес-плана (2005-2006 г. г. ), подготовка долгосрочного бизнес-плана (2006-2008 г. г. )
Финансирование: использование внебюджетных средств через предоставление платных образовательных услуг; выход на районный и (или) региональный гранты с проектом “Детский сад как открытое образовательное пространство”; создание Попечительского совета на территории городского поселения Зеленоборск.
- Использование финансовых средств: продолжать использовать систему работы на договорных основах с организациями и предприятиями поселка по системе “аутсорсинга”; открытие различных групп развития детей.
- Экономический анализ и контроль: мониторинг предоставляемых платных образовательных услуг и эффективности реализации нового хозяйственного механизма.
- Стимулирование: разработка дополнительных дифференцированных мер стимулирования работников ДОУ.
Правовая подсистема.
- Подготовка нормативно-правовой базы для новых форм внебюджетной деятельности: открытия групп кратковременного пребывания; оказания платных дополнительных услуг; создания Попечительского совета.
- Заключение договоров с предприятиями и организациями на предоставление услуг ДОУ (образовательные, просветительские, хозяйственные, интеллектуальные, художественно-эстетические).
Организационно-управленческая подсистема.
- Аппарат управления: подготовка резерва административно-управленческого кадров.
- Формы управления: внедрение корпоративной культуры в коллективе; самоаудит образовательной и хозяйственно-экономической деятельности.
- Методы управления: подготовка педагогов по модульной системе с целью интеграции различных направлений педагогической деятельности.
3. Третий этап. Реализация проекта нового хозяйственно-экономического механизма в деятельности ДОУ. 2007-2008 г. г.
Экономическая подсистема.
- Планирование: реализация долгосрочных бизнес – планов.
- Финансирование: работа Попечительского совета; спонсорство; выход на гранты; широкое использование внебюджетных средств.
- Использование финансовых средств: система “аутсорсинг”; платные дополнительные услуги; различные группы развития детей.
- Экономический анализ и контроль: маркетинг и мониторинг, аудит использования внебюджетных средств.
- Стимулирование: гибкое материальное стимулирование работников в зависимости от личного вклада каждого в развитие ДОУ.
Правовая подсистема.
- Совершенствование нормативно-правовой базы для внебюджетного финансирования ДОУ.
Организационно-управленческая система.
- Аппарат управления МДОУ: подготовка к работе в условиях финансовой самостоятельности.
- Формы управления: совершенствование корпоративной культуры у работников МДОУ.
- Методы управления: создание модульной системы управления.
- Система государственной оценки качества образовательной работы: подготовка к аттестации и аккредитации МДОУ – самоанализ и самооценка деятельности.
Промежуточные результаты реализации проекта.
- Изучены документы федерального законодательства, подготовлены локальные акты по МДОУ для создания Попечительского совета как некоммерческой общественной организации.
- Изучается налоговое законодательство РФ для получения льготы при оказании платных дополнительных услуг.
- Проведен анализ системы финансирования МДОУ за предыдущие 3 года, утверждены сметы расходов по бюджетному и внебюджетному финансированию на 2006 год, направленные на развитие МДОУ (строительство нового здания, создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг).
- Проведен мониторинг среди родителей по оказанию дополнительных платных услуг, который выявил активное желание родителей: из 64 человек хотят оплачивать занятия детей в танцевальном кружке 37 человек, занятия логоритмикой – 31 человек, в изостудии- 40 человек, занятия по компьютерной программе по коррекции развития речи – 31 человек.
- Составлен бизнес-план на 2005-2006 годы, направленный на развитие МДОУ.
- Успешным было в 2005 году взаимосотрудничество МДОУ с организациями и учреждениями поселка в рамках договоров и совместных планов работы: со средней школой, Домом культуры, библиотекой, спортивным комплексом “Олимп”,участковой больницей, домом комплексного социального обслуживания.
- Действующее в 2005 году Положение о стимулировании труда работников труда работников МДОУ д/с “Березка” способствовало росту оплаты труда, явилось стимулом для повышения эффективности педагогической деятельности.
- Привлечены единомышленники для реализации проекта, создана творческая группа в составе специалистов и воспитателей МДОУ.
- Успешно реализуются в МДОУ инновационные технологии и направления: интеграция в образовательной деятельности, проектный метод и региональный компонент в организации учебно-воспитательного процесса.
- Реализованы в жизнь проекты: “Интеграция учебно-воспитательного процесса в ДОУ”, “Мой родной поселок”, готовится к реализации проект психолого-педагогического просвещения родителей “Отличники детства”.
- Обобщен опыт педагогического сотрудничества с родителями МДОУ, на ежегодной традиционной родительской конференции в апреле 2005 года выдвинут лозунг “Детский сад- открытое образовательное пространство”.
- Разрабатывается модульная система подготовки кадров с активным освоением педагогами современных информационных технологий.
- Открыта электронная почта в МДОУ по адресу:Sadic 53,E mail @. ru
- Педагогический коллектив значительно повысил свой профессиональный уровень:95% педагогов прошли курсы повышения квалификации, 88 % педагогов имеют квалификационные категории, высшее и незаконченное образование имеет 50% педагогов.
- Имеются все предпосылки для успешной реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма в организации деятельности МДОУ д/с “Березка”.