В последнее время педагоги и медицинские работники, встревоженные массовым ухудшением здоровья школьников, пытаются вводить оздоровительный режим, стремятся к улучшению питания, вводят щадящую технологию обучения. Это хорошо, но важно ещё поставить дело так, чтобы сам школьник мог участвовать в укреплении своего здоровья, противодействуя негативным влияниям, умея в экстремальных ситуациях оказать себе и товарищам необходимую помощь.
О.И.Воленко, Т.И. Петракова, В.Г. Цыгурский подготовили программу для начальной школы “Расти здоровым!” Эта программа разработана в лаборатории дополнительного образования Института общего образования МО РФ. В ней формулированы следующие задачи:
- овладение навыками общей культуры, включающей культуру тела, жилища, основы санитарии и гигиены;
- развитие двигательной активности;
- профилактические меры, отказ от вредных привычек;
- использование полезных рекомендаций о рациональном питании;
- знакомство с правилами социальной безопасности;
- овладение простейшими приемами психотерапии.
Приобщение к здоровому образу жизни предполагает комплексное воздействие на личность ребенка. В соответствии с этим авторы выделяют 4 основные направления, по которым будет строиться вся работа:
- физическое совершенствование
- психическое здоровье
- социальная безопасность
- основы экономических знаний.
К особенностям данной программы отнесем сочетание познавательного и воспитательного аспектов, приоритет нравственно-психологического направления.
Пользуясь этой программой я, в 1 классе провела уроки здоровья на такие темы: “Режим дня”, “Уход за телом”, “Как беречь зубы”, “Здоровые зубы – здоровый организм”, “Зуб – живой орган”, “Чистота – залог здоровья”, “Учимся делать зарядку”.
На всех уроках обязательным этапом является проведение подвижных игр.
Во 2 классе основное внимание уделяли таким темам: “Быть сильным и красивым”, “Умывание и купание”, “О лакомствах или почему болят зубы”, “Наш друг – вода”, “Об одежде и закаливании”, “Точки лечебные (массаж)”, “Зачем нам скелет”. Итогом этих уроков был выпуск стенгазет из 4 номеров “Будь здоров”.
В 3 классе были проведены уроки здоровья на такие темы: “Лекарственные травы” (оформили стенд), “Наш организм”, “Мышцы”, “Скелет”, “Упражнения, развивающие мышцы”, “Осанка”, “Органы пищеварения”. Выпустили 8 стенгазет, раскрыли такие темы: Сердце. Ухо. Нос. Органы пищеварения. Глаз. Осанка. Легкие. Зубы.
Каждый год проводятся “Веселые старты” среди учащихся с родителями, между начальными классами. Особое внимание придается игровым, занимательным формам. Используем элементы “Веселых стартов” из телепередачи “Папа, мама, я – спортивная семья”.
Программа предлагает широкое привлечение к проведению урока самых разных специалистов (врачей, психологов, спортсменов, специалистов охраны окружающей среды и др.). Важно привлечь к работе энтузиастов здорового образа жизни, чтобы они могли вдохновлять своим примером детей и взрослых.
По данным Центра Госсанэпиднадзора Москвы, одним из факторов риска возникновения аллергических заболеваний являются неблагоприятные условия внутришкольной среды. Одним из основных факторов риска в развитии аллергологии в последнее время все чаще являются грибковые загрязнения воздуха, вызванные плохой работой отопительно-вентиляционных систем. Установлено, что внимание, способность запоминать, быстрота счета у школьников обратно пропорциональны температуре наружного воздуха. Так, подача в учебные помещения 40 куб.м воздуха на одного учащегося благоприятно сказывается на динамике физиологических функций, способствует существенному снижению частоты простудных заболеваний. При увеличении этого объема вдвое у детей наблюдается улучшение функционального состояния центральной нервной системы, дыхания и кровообращения.
По мнению специалистов, температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 градусов по Цельсию при обычном остеклении
- в учебных мастерских – 15-17 градусов
- в классе пения и музыки – 18-20 градусов
- в дисплейных классах допустимая – 18-22 градусов
- в спортзале – 15-17 градусов.
Соблюдение этих норм и мониторинг воздушной среды учебных помещений будет способствовать не только более успешному обучению, но и сохранению здоровья.
Из-за низкой температуры страдают дети. За последние 2-3 года ухудшилось состояние здоровья школьников. По наблюдениям медработника Слепцовой Полины Иннокентьевны, которая вот уже второй год ведет уроки “Часов здоровья”, за
1998 год ОРВИ болело 79 учащихся, ОРЗ – 40 учащихся, за 1999 – ОРВИ – 83 детей, ОРЗ – 43 учащихся, в 2000 году – ОРВИ – 87 учащихся, ОРЗ – 50 учащихся, 2001-2002 – 43,5%, 2002-2003 – 33,4%, 2003-2004 – 34,5%, 2004-2005 – 34%.
Типы заболеваний | 2001-2002 | 2002-2003 | ||
Кожи Органов пищеварения Органов нервной системы Лор заболевания |
9,09 % - 14 5,19 % - 8 6,49 % - 10 24,6 % - 38 |
10,3 % - 14 10,3 % - 14 7,40 % - 10 33,3 % - 45 |
||
Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья | ||||
Группа здоровья | 2001-2002 кол-во учащихся чел. % | 2002-2003 кол-во учащихся чел. % | 2003-2004 кол-во учащихся чел. % | 2004-2005 кол-во учащихся чел. % |
1 – здоровые дети 2 – с незначительным отклонением состояния здоровья 3 – с хроническим заболеванием 4- с значительным отклонением состояния здоровья 5 – инвалиды |
46,7 % - 72 24,0 % - 37 24,0 % - 37
- 5,1 % - 8 |
42,9 % - 58 27,4 % - 37 23,7 % - 32
- 5,9 % - 9 |
41,3% - 55 30% - 40 24% - 32
1,5% - 2 |
60,9% - 78 31,2% - 40 6,25% - 8
1,5% - 2 |
В результате анализа и медосмотра улусных врачей выявлено, что детей, входящих во 2, 3 группы здоровья, оказалось 44,8 %. Фактически здоровых составило – 55,2 %.
В 2001-2002 году из 154 учащихся в группе здоровые дети входят 46,7 % - это 72 учащихся, а в2002-2003 году из 135 учащихся составляет 42,9 % - это 58 учащихся. 2003-2004 году из 133 учащихся составляет 41,3% это 55 учащихся, 2004-2005 году из 128 учащихся составляет 60,9% это 78 учащихся.
Основные причины:
- несоответствие температурного режима школы в зимний период;
- несоответствующая одежда учащихся (в основном современная одежда из синтетики, полиестра);
- отсутствие у учащихся ориентации на здоровый образ жизни.
С 1998-1999 гг. систематически проводится пропаганда здорового образа жизни. В прошлом году провели месячник “Здоровье – умение жить”.
Проведены классные часы, объявлен конкурс стенгазет на тему “Для чего нам эти витамины?”, “Здоровый образ жизни”, конкурсы плакатов “Табакокурение и алкоголизм – наши враги”, вечер где смотрели слайды “как действует алкоголизм на наш организм, на нервную систему”.
А также проводятся следующие мероприятия:
1. Ежегодная и ежедневная витаминизация учащихся (витамин С, “Ревит”, “Гексавит”.
2. Два раза в год включаем в рацион три блюда(чай, компот, морс) - эпсорин в сахарном сиропе в течение 10 дней.
3. Кальция глюконат - 2 курса (октябрь, апрель) по 10 дней.
4. Профилактика от зоба “йодомарин” ежедневно 1 раз в день в течение учебного года.
5. Дибазол профилактика по три тура:1 тур - октябрь, 2 тур - январь, 3 тур - апрель.
6. Проводятся еженедельные лекции “Твое здоровье”.
С начала 2003-2004 года продолжаем работу по пропаганде здоровый образ жизни. Ежегодно проводится массовый кросс по бегу с девизом “Бег – залог здоровья”. Участвуют все классы, учителя, родители классов.
.Особый интерес вызвало создание агитбригады в 8 классе под названием “Надежда XXI века”, девиз которой стал “Мы за ЗОЖ!”. Они провели диагностирование по выявлению курильщиков из числа работников и семей, подготовили беседы для классных часов.
Было проведено много оздоровительных мероприятий ; в летний период были открыты лагеря труда и отдыха. Установлена тесная связь с природой родного наслега. Дети собрали лекарственные растения, ягоды. Научились дыхательной гимнастике, точечному массажу. Родители и дети очень довольны, предлагают каждое лето создавать такие лагеря сразу после учебного года.
В.А. Сухомлинский здоровье детей ставил всегда на первое место. В его школе существовала прочная связь физической культуры с другими сторонами жизни школы, когда организм испытывает большой недостаток витаминов, а значит и большое утомление, у всех детей слабеет здоровье, ребенок как бы выдыхается: снижаются работоспособность, сопротивляемость организма простудным заболеванием .В это время надо резко сокращать учебные нагрузки, проводить витаминизацию детей.
П.Ф. Лесгафт сказал, что двигательная активность людей должна быть озарена мыслью научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм - вот задачи современных уроков физкультуры. Физкультура - одна из основ нашего здоровья. И где, как не в школе, этот фундамент строить. Именно там надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. И не только это. Школа должна пойти дальше: её питомцы обязаны владеть физической культурой.
Чтобы иметь “много здоровья”, не болеть, а если болеть, то не тяжело, нужны постоянные упражнения. Физкультура и закаливание тренируют не только тело, но и характер. Игры и спорт воспитывают коллективизм…
Впрочем, никто не сомневаются в пользе здоровья. Вот если бы оно пришло само собой, без труда! Нет, этого не бывает. Нужны напряжения и ограничения, нужна воля.
К счастью, развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем здоровье взрослого. В детском организме ещё действуют врожденные программы активности, которые являются необходимым элементом роста.
Условия здоровья – это физические нагрузки, правильное питание и закаливание, но обязательно в условиях детского коллектива. Только в нем можно реализовать естественные задатки развития ребенка.
Здоровье, сила и красота предопределяют хорошее настроение ребёнка.
Используемая литература:
- Диалоги о воспитании (книга для родителей).
- Директор школы № 4, 1998 г.
- Мониторинг воздушной среды. Е.Ушакова, с. 89.
- Педагогика - № 1, 1995 г. Как растить здоровое поколение, с. 52.