ТЕМА: "СТРОЧНАЯ БУКВА М"
Цели урока:
- научить правильно, писать строчную букву м, соединениям в буквосочетаниях.
- формировать и совершенствовать графический навык, пробуждать мысль учеников, вовлекать их в посильную исследовательскую деятельность.
- развивать память, внимание, логическое мышление, творческие способности, письменную и устную речь.
- создавать положительную мотивацию учения. Воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение к почерку.
Оборудование:
- пропись № 2 (В.А.Илюхина, Чудо-пропись № 2), изображение на плакате "Девушка - осень";
- демонстрационная таблица с буквами м и м;
- индивидуальные демонстрационные карточки со строчной буквой м;
- карточки с изображением мухомора, метро, мамонта;
- магнитофон с записью музыки П.Чайковского из цикла "Времена года";
- доска; цветной мел; цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парту дружно сели
И в окошко посмотрели.
Музыку послушали,
Навострили ушки мы.
Звучит "Осенняя песня" (октябрь) из цикла "Времена года" П.Чайковского.
- Какое настроение передалось через музыку и природу октября?
- Дорогие, ребята! К нам в гости пришла Осень!
На доске плакат с изображением "Девушки-Осени".
- Она рассыпала по доске листочки – задания, предлагает выполнить их.
Будьте внимательными, прилежными, в прописях работайте аккуратно.
II. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Осень предлагает начать урок с устного диктанта "Назови букву по её словесному описанию". Ваша задача – слушать внимательно словесное описание и графически выполнить на чистой верхней строке предлагаемые действия.
1) Кладем "качалочку" на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3 ,выписываем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
2) Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз поворот на месте, крючок до середины.
- Какие буквы записали? (л,и)
Молодцы! Знания написания алгоритмов букв л,и помогут нам в успешном путешествии по стране "Букволандия".
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
На доске рисунок с изображением мухомора.
Осень приготовила загадку:
Вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- Умнички! Какие слова помогли определить, что это мухомор?
- Изобразите в цвете звуковую схему слова мухомор.
Один ученик работает у доски, остальные - в прописях.
- Назовите звук, который в слове мухомор повторяется дважды ([М]).
- Дайте полную характеристику звуку [М].
- Какой буквой на письме обозначается звук [М]?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Строчная буква м)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте главную цель и задачи урока.
Используйте для этого написанные на доске фразы:
Писать строчную букву…
Проговаривать алгоритм …
Соединять …
Писать слова …
Играть …
(Главная цель - научиться красиво писать строчную букву м, научиться проговаривать алгоритм написания строчной буквы М.
Задачи урока - научиться соединять букву М с другими буквами, писать слова с новой буквой. Играть в игры Веры Алексеевны Илюхиной: "Отметь место", "Переполох", Матрешка")
- Умницы!
IV. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
- Дорогие ребята! Осень предлагает поиграть в игру.
"Продолжай, не зевай!
И себя проверяй!"
С целью повторить правила посадки, умение держать ручку, правильно располагать пропись на парте, умение правильно передвигать ручку вдоль строки. (Дети называют правила и контролируют себя).
V. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ЗДРАВСТВУЙ!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).
VI. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. ПРОБНЫЙ АНАЛИЗ НАПИСАНИЯ БУКВЫ М.
- Внимательно рассмотрите письменную строчную букву м.
- Какие знакомые элементы вы увидели?
- У каких букв есть такие элементы? (л, и)
Конструирование.
Учитель демонстрирует наложение буквы л к букве и.
Дети убеждаются в правильности своих ответов.
- Молодцы! Строчная буква м состоит из первого элемента буквы л и из
буквы и – королевы страны "Букволандия".
- Попробуйте сами проговорить, как пишется строчная буква м.
(Дети дают словесное описание строчной буквы м)
Кладем "качалочку" на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3 ,выписываем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины, "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
- Сколько "шалашиков"?
- Сколько "половинок"?
- Сколько"1/3"?
- Осень предлагает прописать строчную букву м в воздухе с проговариванием.
- А теперь пропишите пальчиком по индивидуальной карточке.
- Кто желает прописать букву м мокрой кисточкой на доске?
2. ПИСЬМО ДВУХ БУКВ ПО ТОЧКАМ ПОД ДИКТОВКУ УЧИТЕЛЯ.
- Ребята! Осень тоже написала строчную букву м. Она очень старалась! Но ветер сместил "элементы". Посмотрите какой "переполох" получился!
Объясните недочеты в графическом написании букв.
(На доске написаны разные варианты букв м с каллиграфическими ошибками).
(Нет наклона, нет "шалашиков", нет параллельности, нет крючковой линии)
- Как устранить ошибки?
- Учитывая недочеты, пропишите самостоятельно два раза букву м.
3. САМОАНАЛИЗ НАПИСАННОГО.
- Самые удачные, на ваш взгляд, буквы подчеркните.
Осень радуется за вас. Ей очень приятно, что у вас внимательные глазки и трудолюбивые пальчики.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
VII. ПИСЬМО БУКВОСОЧЕТАНИЙ.
(Разбор всех приемов соединений с последующими буквами и подачей словесного описания) ма ам ом вм
- Прочитайте буквосочетания
- На какие группы можно разделить данные буквосочетания?
- Прочитайте открытые слоги. Выбор обоснуйте.
- Прочитайте закрытые слоги. Выбор обоснуйте.
- Докажите, что буквосочетание вм не является слогом.
- Осень предлагает поиграть в игру "Отметь место".
Отметьте все места соединений букв и элементом в буквах.
Двое учеников работают у доски,остальные в прописях.
- А теперь пропишите буквосочетания.
- Придумайте слова, где применяются данные буквосочетания.
- Молодцы!
VIII. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
1. Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5.
Повторите упражнение 4 раза.
2. Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, считайте до 5.
Повторите упражнение 4 раза.
3. Вытяните правую руку вперед. Медленно двигайте указательным пальцем влево вправо и следите за ним взглядом. Голову держите неподвижно.
Повторите упражнение 4 раза.
IX. ПИСЬМО СЛОВ С БУКВОЙ М.
1. МАМА
– Осень приготовила стихотворение
(подготовленный ученик читает наизусть)
Есть на свете слово нужное и важное.
Словно солнце греет это слово каждого.
Написать без кляксы стремятся его дети!
Это слово самое любимое для всех детей планеты.
- О каком слове идет речь в стихотворении?
- Что чувствуют ваши сердечки, когда вы слышите слово "мама"?
- Кто бы хотел написать его очень красиво?
- Произнесите слово "мама" четко, выделяя голосом каждый звук.
Р- азделите на слоги. Сколько слогов?
- Работаем с первым слогом. Слог ма – это слияние твердого согласного звука [м] и гласного [а]. Пишу ма, гласная а.(Аналогично второй слог).
- Поставьте ударение, гласные буквы подчеркните.
- Сравните свою работу с образцом в прописи.
Осень приготовила игру "Слово – родня".
Подберите слово – родню к слову мама:
- мамочка
- мамуленька
- маменька
- Чаще называйте маму ласково, ласковое слово – сердце греет.
2. МЕТРО
- Осень приготовила еще загадку:
Железная дорога, по которой поезда мчатся под землей (метро)
Плакат с изображением метро .
- Метро это подземный вид транспорта. Быстро мчатся поезда, перевозят
людей, самое большое метро в Москве. Строят метро и в других городах.
Ближайшее метро в г. Новосибирске.
1. Игра "Звук – буква":
метро – [м э т р о]
1 звук [м] – буква м
2 звук [э] – буква е
3 звук [т] – буква т
4 звук [р] – буква р
5 звук [о] – буква о
2. Определите вид соединения ме ет тр ро
Пропишите самостоятельно слово метро, выполняя правильно все соединения.
Поставьте ударение, разделите на слоги.
- Мягкие согласные подчеркните зеленым карандашом.
- Твердые согласные подчеркните синим карандашом.
- Обозначьте ошибкоопасное место красным карандашом.
3.Игра "Отметьте место"
- Разгадайте ребус (зашифровано слово мамонт).
- Рассмотрите картинку с изображением мамонта.
- Что знаете о мамонте?
Мамонт – это слон с длинной шерстью и большими загнутыми бивнями.
- Отметьте | 1/3 |
1/2 | |
шалашики гнездышки в слове мамонт |
- Пропишите один раз красиво, учитывая наклон букв, параллельность элементов, правильно соединяя элементы.
- В какую игру хотели бы поиграть? ("Матрешка")
- Из букв слова мамонт составьте новые слова.
нота тон мант там мат том
- Выберите слово, в написании которого есть буква м, пропишите самостоятельно, правильно выполняя соединения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На уроке буквы пишем, от старанья еле дышим
Раз, два, раз, два наклонилась голова.
Мы немножечко устали, но писать не перестали
Раз, два, раз, два буква первая видна.
Отдохнув, начнем все то же, Гном секретик нам поможет
Раз, два, раз, два пишем буквы кружева.
4. Игра "Найди пару"
- Прочитайте слова (слова записаны в прописи)
молоко малина мост маска
- К какому из них подходят слова он, она, оно?
- Пропишите слова на чистой строке, разделите вертикальной чертой на слоги.
Осень приготовила схему:
- Выберите слово, которое подходит к схеме (маска).
- Маска – имеет прямое и переносное значение.
1. Специальная накладка на лицо с вырезами для глаз, а так же человек с такой накладкой.
2. Предохранительная ткань на лицо. Маска от гриппа.
3. Притворный вид, видимость. Например: маска радости
- Изобразите маску радости для осени.
- А буква м вам тоже дарит маску радости!(Плакат с изображением буквы м ).
- Дорогие ребята! И Осень и буква м радуются тому, как вы научились красиво писать слова с новой буквой. Умнички!
X. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
(В прописи написано предложение печатными буквами)
У Ромы мама и папа строители.
Осень предлагает игру "Переводчик"
- Что знаете о предложении?
(Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. На письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец точкой, восклицательным или вопросительным знаком. Слова записываются отдельно друг от друга. Имена собственные пишутся с большой буквы.)
- Прочитайте предложение в прописи.
- Рассмотрите линейные схемы:
1.I_ __ __ _ __ __ . 2. I_ I_ __ _ __ __ . 3. _ I_ __ _ __ __.
- Какая схема подходит к данному предложению. Ответ обоснуйте.
- Спишите предложение, сохраняя ширину букв, расстояние между словами. Разделите каждое слово на слоги, поставьте ударение, выделите ошибкоопасные места.
- Выделите все орфограммы предложения (начало, конец, V- пробел между слов).
У V Ромы V мама V и V папа V строители.
XI. ИТОГ УРОКА.
- Какую букву научились писать?
- Какие звуки она обозначает?
- Назовите алгоритм написания строчной буквы м.
XII.РЕФЛЕКСИЯ.
- Что было самым трудным на уроке?
- Что нужно посоветовать своему другу, однокласснику, чтобы преодолеть трудности?
- Осень благодарит вас за активную работу. Мы выполнили все задания Осени.
Спасибо. Урок окончен.