Обобщающий урок по теме: "Системы счисления"

Разделы: Информатика


Задачи урока:

Образовательная:

  • обобщить знания учащихся о системах счисления, способах перевода и арифметических действиях в двоичной системе счисления; (Приложение 1)
  • закрепление навыков выполнения различного рода переводов и арифметических действий над двоичными числами.

Развивающая:

  • способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности.

Воспитательные:

  • формирование интереса к предмету;
  • воспитание культуры работы за компьютером;
  • воспитание ответственности, самостоятельности и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

  • Карточки с вопросами для каждой команды;
  • Карточки с задачами для капитанов;
  • Карточки для индивидуальной работы;
  • Персональные компьютеры с запущенной программой Калькулятор;
  • Жетоны.

План урока:

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Взаимоопрос внутри групп – 10 мин.
  3. Взаимоопрос между группами – 10 мин.
  4. Конкурс капитанов и индивидуальная работа участников команд за компьютером – 4 мин.
  5. Эстафета – 10 мин.
  6. Подведение итогов – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент:

/Учащиеся разбиты на две группы, примерно равные по знаниям/.

Мы заканчиваем изучение темы “Системы счисления”, к которой вернемся для расширения знаний в 10 классе. Задача на сегодня – вспомнить весь изученный материал для того, чтобы успешно справиться с контрольной работой. Команда должна выбрать себе капитана. Каждая группа за правильно выполненное задание получает жетон. Участники группы, набравшей наибольше количество жетонов, получают за урок оценку 5. Итак, приступаем к первому этапу.

2. Работа в группах:

Каждая команда получает список вопросов по теме. По которым опрашивают друг друга внутри группы. В конце этого опроса каждая команда должна определить вопрос и отвечающего из противоположной группы.

Вопросы:

  • Что такое система счисления?
  • Какие виды систем счисления вы знаете?
  • Что понимается под позиционной системой счисления?
  • Что понимается под непозиционной системой счисления?
  • Что такое алфавит системы счисления?
  • Что понимают под основанием системы счисления?
  • Как выполнить переводы N10
  • Правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления:

I. Сложение;
II. Умножение;
III. Вычитание.

3. Взаимоопрос между группами:

Команды по очереди задают трем участникам противоположной группы по одному вопросу.

Конкурс капитанов:

Капитаны получают карточку с заданием. Задача – кто быстрее разберется в полученной истории.

Условие карточки:

Прилетел как-то к земной девушке, красавице писанной, ухажер с планеты Double Fingers и ну замуж ее звать и похваляться, что зарплата де у него 1100000 долларов в месяц, и апартаменты у него общей площадью 10100 м2, и машин у него целых 10 штук. Однако девица наша с умом была и быстро разобралась, что к чему.

Установите истину.

5. Пока капитаны разбираются с предложенной историей, участники команд получают индивидуальные задания и выполняют их с помощью программы “Калькулятор”.

Задание: каждый участник получает десятичное число, требуется перевести его в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

6. Эстафета:

Доска разбита на две части. На каждой стороне записаны числа в десятичной системе счисления: 30,75 и 10,5. Требуется перевести эти числа в двоичную систему счисления и выполнить действия сложения вычитания и умножения. Каждый участник по очереди выполняет на доске по одному действию. Капитан на листе выполняет проверку.

7. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.

Итоговый контроль осуществляется на втором уроке пары с помощью компьютерной программы Hyper Test. Предлагаются задания в двух вариантах по 11 вопросов каждый. /Приложение 1/ Общее время выполнения теста – 30 мин. Критерии оценки: 90% правильных ответов – оценка 5, 80% правильных ответов – оценка 4, 65% правильных ответов – оценка 3.

Для учащихся быстро и успешно справившихся с тестом предусмотрены задачи на смекалку на дополнительную оценку. /Приложение 2/

Литература:

  1. Анеликова А.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. М.: Дрофа, 2004;
  2. Веретенников Е.Г. Тесты по информатике. М.: ИКЦ “МарТ”, 2003;
  3. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. СПб.: БХВ, 2002;
  4. Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.