Задачи урока:
Образовательная:
- обобщить знания учащихся о системах счисления, способах перевода и арифметических действиях в двоичной системе счисления; (Приложение 1)
- закрепление навыков выполнения различного рода переводов и арифметических действий над двоичными числами.
Развивающая:
- способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности.
Воспитательные:
- формирование интереса к предмету;
- воспитание культуры работы за компьютером;
- воспитание ответственности, самостоятельности и уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
Карточки с вопросами для каждой команды;
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Взаимоопрос внутри групп – 10 мин.
- Взаимоопрос между группами – 10 мин.
- Конкурс капитанов и индивидуальная работа участников команд за компьютером – 4 мин.
- Эстафета – 10 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент:
/Учащиеся разбиты на две группы, примерно равные по знаниям/.
Мы заканчиваем изучение темы “Системы счисления”, к которой вернемся для расширения знаний в 10 классе. Задача на сегодня – вспомнить весь изученный материал для того, чтобы успешно справиться с контрольной работой. Команда должна выбрать себе капитана. Каждая группа за правильно выполненное задание получает жетон. Участники группы, набравшей наибольше количество жетонов, получают за урок оценку 5. Итак, приступаем к первому этапу.
2. Работа в группах:
Каждая команда получает список вопросов по теме. По которым опрашивают друг друга внутри группы. В конце этого опроса каждая команда должна определить вопрос и отвечающего из противоположной группы.
Вопросы:
- Что такое система счисления?
- Какие виды систем счисления вы знаете?
- Что понимается под позиционной системой счисления?
- Что понимается под непозиционной системой счисления?
- Что такое алфавит системы счисления?
- Что понимают под основанием системы счисления?
- Как выполнить переводы N10
- Правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления:
I. Сложение;
II. Умножение;
III. Вычитание.
3. Взаимоопрос между группами:
Команды по очереди задают трем участникам противоположной группы по одному вопросу.
Конкурс капитанов:
Капитаны получают карточку с заданием. Задача – кто быстрее разберется в полученной истории.
Условие карточки:
Прилетел как-то к земной девушке, красавице писанной, ухажер с планеты Double Fingers и ну замуж ее звать и похваляться, что зарплата де у него 1100000 долларов в месяц, и апартаменты у него общей площадью 10100 м2, и машин у него целых 10 штук. Однако девица наша с умом была и быстро разобралась, что к чему.
Установите истину.
5. Пока капитаны разбираются с предложенной историей, участники команд получают индивидуальные задания и выполняют их с помощью программы “Калькулятор”.
Задание: каждый участник получает десятичное число, требуется перевести его в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
6. Эстафета:
Доска разбита на две части. На каждой стороне записаны числа в десятичной системе счисления: 30,75 и 10,5. Требуется перевести эти числа в двоичную систему счисления и выполнить действия сложения вычитания и умножения. Каждый участник по очереди выполняет на доске по одному действию. Капитан на листе выполняет проверку.
7. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Итоговый контроль осуществляется на втором уроке пары с помощью компьютерной программы Hyper Test. Предлагаются задания в двух вариантах по 11 вопросов каждый. /Приложение 1/ Общее время выполнения теста – 30 мин. Критерии оценки: 90% правильных ответов – оценка 5, 80% правильных ответов – оценка 4, 65% правильных ответов – оценка 3.
Для учащихся быстро и успешно справившихся с тестом предусмотрены задачи на смекалку на дополнительную оценку. /Приложение 2/
Литература:
- Анеликова А.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. М.: Дрофа, 2004;
- Веретенников Е.Г. Тесты по информатике. М.: ИКЦ “МарТ”, 2003;
- Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. СПб.: БХВ, 2002;
- Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.