Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Ребенок с агрессивным поведением приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди детей, имеющих повышенную агрессивность в поведении, чаще встречаются мальчики, чем девочки. И хотя таких детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает.
Многолетний опыт и собственные наблюдения убедили меня в том, что самое трудное в работе с дошкольниками – изменение устойчивых поведенческих реакций.
В чем же причина агрессивности детей дошкольного возраста? Определяющее значение для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребенка и его родителей, их установки, жизненные смыслы и ценности. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте.
Выделяется две группы детей, агрессивность которых имеет различную природу.
I гpynna. Родители не занимаются детьми, они предоставлены сами себе, между членами семьи существуют конфликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети.
Как правило, у таких детей завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами.
Агрессивность детей этой группы - это реакция на не удовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсутствие любви и признания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности, как у мальчиков, так и у девочек.
2 группа. Дети этой группы отличаются не только тем, что растут в социально-благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией, самооценкой).
У детей рассматриваемой группы - завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажется, оценка родителей совпадает с их собственной.
Эти особенности семейного воспитания учитывались при организации коррекционной работы с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении.
Как помочь агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного? На все эти вопросы помогает мне ответить педагог-психолог ДОУ.
По рекомендациям педагога-психолога на своих занятиях, я использую разнообразные игры и упражнения направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей.
Для устранения причин агрессивного поведения, для снятия внешних проявлений нарушенного развития в течение нескольких лет проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок и пр.
Цели нашей совместной работы:
- устранение причин агрессивного поведения;
- снятие внешних проявлений нарушенного развития.
При построении коррекционных занятий учитывалось:
- симптоматика (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения);
- отношение ребенка к своему поведению.
Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок, при этом ребенку с агрессивным поведением предлагаются роли слабых, нуждающихся в защите персонажей (чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте) и роли агрессивных персонажей (необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых).
Правила проведения занятий:
- Добровольное участие в них детей.
- Занятия проводятся 30-35 минут.
- Занятия не должны переутомлять детей.
- Занятия проводятся регулярно, 1 раз в неделю в течение 2-х месяцев.
- Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Оценка успешности занятий определяется:
1. Диагностика
- беседы;
- наблюдение;
- рисунок “Моя семья”.
2. Отзывы родителей.
3. Отзывы педагогов.
План совместной работы педагога-психолога и инструктора по физкультуре с детьми, имеющими повышенную агрессивность в поведении.
№ | Тема | Содержание | К-во час. | Деятельность ребенка |
1. | Знакомство |
|
1 |
|
2. | Прогулка в лесу. |
|
3 |
|
3. | На птичьем дворе. |
|
2 |
|
4. | В гостях у Бабы Яги. |
|
3 |
|
Всего: 9
Литература:
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль. 1997г.
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль. 1996г.
- Дошкольное воспитание. № 6, 1996г.
- Использовали материалы лекций и рекомендации преподавателей института им. Р. Валленберга.
Занятие 1. “Знакомство”.
Задачи:
- Сплотить детский коллектив.
- Помочь детям лучше понять себя и других.
- Сформировать у детей желание общаться.
- Познакомить с правилами взаимодействия по время занятий
- Разогреть группу, снять общее и мышечное напряжение
- Поднять эмоциональный тонус.
Часть 1.
Беседа: Дети стоят (или сидят) в кругу. Ведущий говорит. “Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?”
Далее ведущий сообщает правила взаимодействия:
- имеешь право делать то, что хочешь, при этом, не мешая другим;
- обязан оставаться в комнате, пока не закончится занятие;
- обязан не обижать и помогать друг другу.
Ритуал приветствия: Каждый ребенок произносит свое имя так, как ему хотелось бы, чтобы его называли. Остальные хором повторяют имя с той же интонацией, какую использовал “автор”. Далее дети говорят друг другу одну из фраз традиционного приветствия: “Приятно с тобой увидеться, познакомиться” и т.д.
Часть 2.
1. П/и “Мы, веселые ребята”: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!
После слова “лови” дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
2. Игра “Кто летает?”: Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово “летает” только в том случае, если воспитатель назвал действительно летающий предмет. На роль водящего назначаются и дети.
Этюды на выражение различных эмоций:
1. Удивление.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было.… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
2. “Остров плакс”
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети- плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
3. “Два сердитых мальчика”
Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот – вот подерутся.
4. “Страх”
Утенок боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился, что тогда?
Выразительные движения: голова откинута назад втянута, в плечи.
Мимика: брови идут вверх, глаза расширены рот раскрыт, как для восклицания.
5. “Чунга – чанга” (под музыку)
Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостные и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые, пестрые юбочки, на руках и ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, а в волосах красивые перья.
С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского “Чунга-чанга” вокруг путешественника и напевают.
Часть 3.
1. Расслабление, “Котенок спит” (муз.)
Ведущий: “ Котенок удобно ложиться на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох-выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие… котенок отдохнул, он слышит, как за окном лает собака и т.д. котенок потянулся, выгнул спину и встал”
2. Ритуал прощания
Дети благодарят друг друга за совместную игру (Спасибо, Алеша, мне очень приятно было с тобой познакомиться и вместе играть), кратко обсуждают вопрос кому какая игра понравилась больше всего высказывание претензий друг другу.