Урок-импровизация по теме: "И на Марсе будут яблони цвести" победителя конкурса "Учитель года" ЯНАО Василевич С.Н., преподавателя инженерной графики

Разделы: Технология


- Здравствуйте, я рада вас видеть у меня на уроке.

- Скажите, пожалуйста, какую знаменательную дату отмечает сейчас Россия? (День космонавтики).

- Верно! Именно этой дате и посвящена тема нашего урока: “И на Марсе будут яблони цвести”.

- Ответьте, пожалуйста, есть ли жизнь на Марсе? (Нет)

- Ребята, все в наших силах! Творить, созидать, строить, разводить сады даже на Марсе! Сегодня на уроке у вас есть уникальная возможность побыть в роли архитекторов, дизайнеров, модельеров-конструкторов. Работать вы будете самостоятельно, небольшими группами. Вашей задачей является усвоить понятия – развертка, объемная геометрическая форма (модель геометрического тела), выполнить модели геометрических тел по заданным чертежам и применить объемные геометрические формы в конкретных ситуациях, при этом проявляя свое творчество, индивидуальность, смекалку.

- Прослушайте, пожалуйста, задания группам и определитесь, в какой группе вы будете работать.

- Помните песню: “Ты да я да мы с тобой (2 раза), Землю обойдем, потом махнем на Марс…”. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие на Марс, в роли строителей- первопроходцев.

- Что строят строители-первопроходцы? (Дороги, дома)

- Верно, дороги, дома. Но я бы хотела, чтобы наши строители построили не простой дом.

- Знаменитый архитектор Гауди создал в Барселоне знаменитый на весь мир дом-шедевр. Это дом, все окна которого находятся с одной стороны фасада и все очень разные и необычные. Архитектура этого дома – это нечто берущее свое начало в живописи, скульптуре и архитектуре. И это нечто совсем не укладывающееся в рамки привычных категорий. Основная особенность этого дома – это извивающиеся линии и осколки цветной керамики.

- Так вот, я предлагаю нашим строителям создать дом шедевр на Марсе на долгую и вечную память о Землянах.

- Ребята, вернемся к теме нашего урока…

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас со словом – яблони? (Яблоко, сад, дерево)

- Вы слышали о знаменитом японском саде камней. Так вот вторая группа вылетает на Марс с заданием создать там такой же знаменитый сад, в котором будут цвести яблони.

- И еще раз вернемся к теме нашего урока. Ваши ассоциации с глаголом – цвести (цветы, сад, женщина).

- Прекрасно! Вслушайтесь в эти слова: “Женщина – цвести”. Женщина и на Марсе будет женщиной! И третьей группе добровольцев, вылетающих на Марс, я предлагаю выступить в роли модельеров, и сконструировать костюм для прекрасных женщин марсианок.

- Ребята! Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: “Творить – это не значит воображать или представлять, а значит строить, создавать, сооружать”.

- Любая творческая, созидательная деятельность человека связана с использованием моделей. Формы моделей крайне разнообразны. Конструирование геометрических моделей опирается на наш опыт наблюдения пространства. Я призываю вас использовать этот опыт в ходе выполнения ваших заданий. И сейчас, всем желающим принять участие в нашем десанте на Марс я предлагаю отправиться на эту планету, чтобы вдохнуть в нее жизнь.

- Пожалуйста, поаплодируем нашим добровольцам, которые не побоялись отправиться покорять просторы Марса.

- А мы с вами продолжаем урок. Еще раз повторюсь, что любая творческая, созидательная деятельность человека связана с использованием моделей. Нам с вами предстоит изготовление моделей, различных геометрических тел. Но пока, предлагаю вашему вниманию разминку на внимание и развитие пространственного мышления (игра “Точка”).

- Представьте себе квадрат три на три клетки (показываю рисунок), в центре находится точка. Сосредоточьтесь, будьте внимательны, точка начинает движение, мысленно следим за точкой, точка перемещается вверх, вправо, вниз, вниз, влево. Где находится точка? (Играем два – три раза).

- Прекрасно, ваше внимание сконцентрировано, и вы готовы работать дальше. Чтобы создать модель геометрического тела сначала по чертежу вычерчивают… что? Правильно, еще один чертеж-развертку. А что такое развертка? Развертка – это графическое изображение предмета в развернутом виде.

- Посмотрите, пожалуйста, на эти геометрические тела и их развертки. Вашим заданием будет по предлагаемой развертке создать модель геометрического тела. Получите все необходимое для работы и за работу! Кто не задействован в изготовлении макетов геометрических тел, получает другое задание: “мозаика”. Вы должны сложить и склеить на листе бумаги, разрезанные на неправильные многоугольники, геометрические фигуры (всем раздаются заготовки разверток разных геометрических тел, клей, конверты с разрезанными составными частями геометрических тел, листы бумаги) Время выполнения работы и у вас и у творческих групп 5 мин.

- Внимание! Прошло время… На Марсе создан дом-шедевр. Вашему вниманию представляется… Пожалуйста, слово строителям-первопроходцам, которые также были и в роли архитекторов этого дома.

(Идет защита проекта)

- Прошло время. На Марсе создан сад. Слово предоставляется второй группе нашего десанта на планету Марс, выступающей в роли дизайнеров. Посмотрим, какой сад создан их руками (Идет защита проекта).

- Прошло время… А женщина, остается женщиной и на Марсе. Слово нашим модельерам-конструкторам (Идет защита проекта).

- Ребята, вам нравятся воплощенные проекты наших первопроходцев? Поблагодарим ребят, за дивные творения рук их. Молодцы, просо потрясающе!

- Внимание, наш урок еще не окончен. Прошло время ... А что должно созреть на яблоне в нашем марсианском саду? (Плоды, яблоки) Я думаю, что плоды вашего труда на уроке, эти модели геометрических тел, что вы создали, и есть эти яблоки. Давайте, поместим их на нашу марсианскую яблоньку (вертикально-стоящая вешалка для одежды), чтобы вы порадовались плодами своего труда, а все остальные полюбовались этими плодами и порадовались вместе с вами этой красоте. И поблагодарим группы, которые выполняли задание “Мозаика”. Посмотрите, что у них получилось. Аплодисменты самим себе!

- Молодцы! Создавая жизнь на Марсе, мы с вами проектировали, конструировали, фантазировали. Ваши труды на уроке принесли свои плоды. В выполненной вами работе проявилось ваше творчество, широта и полет мысли. Я желаю вам созидать и творить всю свою жизнь, и кто знает, может быть именно благодаря вам, когда-нибудь на Марсе действительно зацветут яблоневые сады.

- Подвожу окончательный итог нашего урока: “Я знаю город, будет, я знаю саду цвесть, когда в России нашей такие люди есть”!

- Урок подошел к концу. Вам понравился наш урок? А теперь я попрошу всех сидящих в этой аудитории поднять правую руку и погладить, то есть поблагодарить соседа с правой стороны. У вас замечательный сосед, который с вами прекрасно сотрудничал весь урок. А теперь поднимите левую руку и погладьте соседа с лева. Он такой же замечательный, творческий сосед, как и справа, и мы благодарим его за это! Ну а теперь поднимите, пожалуйста, две руки и погладьте сами себя, вы самые лучшие! Вы прекрасно поработали на уроке, зарядились хорошим настроением, творческими идеями, которые, надеюсь, вас долго не покинут!

- Спасибо за работу. До новых встреч!

Самоанализ урока-импровизации по теме:

“И на Марсе будут яблоки цвести”

(Дается сразу после показа урока)

Тип представленного урока: применение знаний и умений учащихся, через игровые формы. Это урок, опирающийся на фантазию учащихся.

Цель урока: Раскрытие и развитие творческих способностей учащихся, через решение творческих задач.

Применяемые формы обучения: Фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся.

В процессе совместной деятельности, сотворчества, где роль каждого велика и ответственна, учащиеся пытались воплощать свои мысли, фантазию, свое личное Я, через работу над проектами: “Создание дома-шедевра”, “Создание сада”, “Моделирование и конструирование одежды”, выполнения заданий “Мозаика”.

Процесс развития творческой деятельности учащихся на уроке включал в себя следующие компоненты:

  • объект (что изучал?). Развертки, применение объемных геометрических форм в заданных ситуациях;
  • способ (как изучал?). Через фронтальную, индивидуальную и групповую систему обучения;
  • результат (для чего изучал?). Раскрытие и развитие творческих способностей в роли не объекта, а субъекта учебного процесса.

Групповая технология, показанная на уроке, предоставляет возможность самореализации творческого потенциала каждого ребенка, что в итоге позволило создать ситуацию успеха, которая возможна только в атмосфере сотрудничества, уважительного заинтересованного отношения к личности каждого учащегося.

Отрабатываемые понятия на уроке: развертка, объемная геометрическая форма (модель геометрического тела).

Навыки, полученные в ходе урока: основы проектирования, моделирования, конструирования. Развитие пространственного мышления формируют понимание учащимися перспектив изучения черчения с профессиональной точки зрения.

Применяемая на уроке методика – работа над проектами приучает ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Эта работа проходила через формы сотрудничества, соучастия, сотворчества между учащимися.

Такой вид работы способствует высокой мотивации обучения.

Следует отметить, что доминирующая роль учителя, на данном этапе, практически переходит в роль организатора событий.

При защите проектов особенно ярко проявляется, что учащиеся являются не объектом учебного процесса, а субъектом, так как выступают в роли архитектора, создавшего дом, дизайнера, создавшего сад, модельера создавшего костюм.

Созданная на уроке чувственно-эмоциональная сфера, вызвала благоприятные ощущения и эмоции.

Вывод: Считаю, цель урока была достигнута, урок прошел успешно, на уроке я формировала индивидуальное восприятие учащимися “картины мира”, готовила своих учеников к самостоятельной творческой деятельности.