Урок “Галогены”
ЦЕЛЬ:
На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов изучить химические свойства простых веществ.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: рассмотреть строение атомов галогенов. Физические свойства простых веществ. Изучить химические свойства галогенов.
- Развивающая: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать и объяснять свойства, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитательная: воспитывать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, умение работать в группе.
Методы:
а) работа с дополнительной литературой;
б) работа в группах;
Оборудование: набор карточек с символами галогенов, образцы галогеносодержащих минералов и горных пород из школьной коллекции, приборы и реактивы для демонстрационных опытов.
РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ.
Класс делится на 5 групп “ ФТОР”, “ ХЛОР”, “ БРОМ”, “ЙОД”, “ АСТАТ”. Каждая команда готовит визитную карточку: (краткую историю открытия галогена), химического элемента (состав атома, электронная формула), простого вещества (формула молекулы, структурная формула, вид химической связи).
Домашнее задание (творческое): составление шарад, кроссвордов, загадок.
ХОД УРОКА
1. Конкурс “Угадай галоген”. Ответ - поднятая карточка с символом элемента.
- Какой галоген входит в состав зубной эмали?
- Какой галоген даже в твёрдом состоянии при температуре (-2520С) со взрывом соединяется с водородом?
- Без него не обходится ни одна зубная паста.
- Парадокс? Противоречие? Разрушитель зубы лечит! Подсказал науке слон: “кариесу……… заслон!” (Фтор)
- В жидком состоянии его впервые получил Майкл Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом.
- В переводе с греческого его название, означает “ желто-зелёный”.
- Он был использован в качестве первого отравляющего вещества.
- Хлорофилл не любит ……
- Это ведь отнюдь не вздор.
Слов стеченье роковое,
В …… гибнет всё живое. (Хлор). - Единственный жидкий неметалл.
- Мне сегодня …….. помог:
Я спокоен, словно йог. (Йод) - Самый неустойчивый галоген?
- Галоген, которого практически нет в природе?
- Мечта познать его пустая.
Он сам – сплошная тайна
Секундам счёт ведёт ……
И исчезая, тает. (Астат).
Конкурс “Мозговой штурм”.
Каждой команде выдаётся задание для осмысливания полученной информации.
Задание команде “Фтор”.
Допишите уравнения реакций:
а) SiO2+ ? = Si F4 + 2 H 2O
б) 2Sb + ? = SbCl5
в) 2 F2 + 2H2 O = ?
Задание команде “Хлор”
Одинаково ли количество молекул в:
а) 1 г. брома и 1 г. йода;
б) 1 мл. фтора и 1 мл. хлора.
Задание команде “Бром”
Объяснить в чём сходство и в чём различие атома хлора и иона хлора?
Задание команде “ Йод”
Почему фтор имеет только отрицательную степень окисления, а остальные галогены отрицательную и положительную?
Задание команде “ Астат”.
Почему молекулы галогены состоят только из двух атомов?
Конкурс “Аналитик”
Учитель проводит демонстрационные опыты. Команды записывают уравнения реакций.
Опыт 1. Вытеснение йода хлором.
Опыт 2. Взаимодействие йода с активными металлами (магний)
Составляют окислительно-восстановительные реакции.
Оценивается быстрота и правильность.
Конкурс “Разрядка напряженности”
Каждая команда представляет результаты своего творчества (шарады, кроссворды, загадки)
РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Каждый конкурс оценивается одним баллом побеждает команда, набравшая наибольшее количество.
Рефлексия деятельности на уроке.
- Какие теоретические знания вам пришлось привлечь для достижения целей?
- Какие из предложенных заданий вызвали наибольшие трудности и почему?
- Как вы считаете, какой из перечисленных ниже была атмосфера на уроке:
а) деловой;
б) дружеской;
в) гнетущей;
г) враждебной.