Урок-презентация по теме: "Галогены". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Урок “Галогены”

ЦЕЛЬ:

На основе анализа положения галогенов в периодической системе элементов изучить химические свойства простых веществ.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная: рассмотреть строение атомов галогенов. Физические свойства простых веществ. Изучить химические свойства галогенов.
  • Развивающая: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать и объяснять свойства, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, умение работать в группе.

Методы:

а) работа с дополнительной литературой;
б) работа в группах;

Оборудование: набор карточек с символами галогенов, образцы галогеносодержащих минералов и горных пород из школьной коллекции, приборы и реактивы для демонстрационных опытов.

РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКУ.

Класс делится на 5 групп “ ФТОР”, “ ХЛОР”, “ БРОМ”, “ЙОД”, “ АСТАТ”. Каждая команда готовит визитную карточку: (краткую историю открытия галогена), химического элемента (состав атома, электронная формула), простого вещества (формула молекулы, структурная формула, вид химической связи).

Домашнее задание (творческое): составление шарад, кроссвордов, загадок.

ХОД УРОКА

1. Конкурс “Угадай галоген”. Ответ - поднятая карточка с символом элемента.

  • Какой галоген входит в состав зубной эмали?
  • Какой галоген даже в твёрдом состоянии при температуре (-2520С) со взрывом соединяется с водородом?
  • Без него не обходится ни одна зубная паста.
  • Парадокс? Противоречие? Разрушитель зубы лечит! Подсказал науке слон: “кариесу……… заслон!” (Фтор)
  • В жидком состоянии его впервые получил Майкл Фарадей, охлаждая в смеси поваренной соли со льдом.
  • В переводе с греческого его название, означает “ желто-зелёный”.
  • Он был использован в качестве первого отравляющего вещества.
  • Хлорофилл не любит ……
  • Это ведь отнюдь не вздор.
    Слов стеченье роковое,
    В …… гибнет всё живое. (Хлор).
  • Единственный жидкий неметалл.
  • Мне сегодня …….. помог:
    Я спокоен, словно йог. (Йод)
  • Самый неустойчивый галоген?
  • Галоген, которого практически нет в природе?
  • Мечта познать его пустая.
    Он сам – сплошная тайна
    Секундам счёт ведёт ……
    И исчезая, тает. (Астат).

Конкурс “Мозговой штурм”.

Каждой команде выдаётся задание для осмысливания полученной информации.

Задание команде “Фтор”.

Допишите уравнения реакций:

а) SiO2+ ? = Si F4 + 2 H 2O
б) 2Sb + ? = SbCl5
в) 2 F2 + 2H2 O = ?

Задание команде “Хлор”

Одинаково ли количество молекул в:

а) 1 г. брома и 1 г. йода;
б) 1 мл. фтора и 1 мл. хлора.

Задание команде “Бром”

Объяснить в чём сходство и в чём различие атома хлора и иона хлора?

Задание команде “ Йод”

Почему фтор имеет только отрицательную степень окисления, а остальные галогены отрицательную и положительную?

Задание команде “ Астат”.

Почему молекулы галогены состоят только из двух атомов?

Конкурс “Аналитик”

Учитель проводит демонстрационные опыты. Команды записывают уравнения реакций.

Опыт 1. Вытеснение йода хлором.

Опыт 2. Взаимодействие йода с активными металлами (магний)

Составляют окислительно-восстановительные реакции.

Оценивается быстрота и правильность.

Конкурс “Разрядка напряженности”

Каждая команда представляет результаты своего творчества (шарады, кроссворды, загадки)

РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Каждый конкурс оценивается одним баллом побеждает команда, набравшая наибольшее количество.

Рефлексия деятельности на уроке.

  1. Какие теоретические знания вам пришлось привлечь для достижения целей?
  2. Какие из предложенных заданий вызвали наибольшие трудности и почему?
  3. Как вы считаете, какой из перечисленных ниже была атмосфера на уроке:

а) деловой;
б) дружеской;
в) гнетущей;
г) враждебной.