Цель урока: развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание.
Оборудование:
- карта-мозаика;
- карточки с примерами;
- дубовые листочки с примерами;
- макет дерева;
- числовые пирамиды;
- наглядный материал для решения задач;
- геометрический материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в лес. Да и лес, ребята, в который мы попадём, тоже, необычный математический. Путешествуя по нему, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, правильно строить отрезки логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь – это ваше участие в уроке.
III. Основная работа с учащимися
Учитель. А кто мне подскажет, какое
сегодня число? Открываем тетради, записываем ...
Классная работа. (Внимание на осанку.)
Вы знаете, ко мне в руки попало письмо, которое
написал один сказочный герой. Как же его зовут?
Это мы сейчас узнаем. Я вам буду называть
числовые выражения, а вы мне будете называть
значения этих выражений. Правильно вычислив эти
значения, мы сможем открыть букву имени
сказочного героя.
А оценивать ваши ответы мне помогут солнышки. (Можно
сделать из бумаги.) Если ответ правильный, то
солнце ярко светит на небосклоне. Если вы
ошиблись, но сами исправились, то солнышко
спрячется за тучку. Но если ответ неправильный,
то на небе появится грозная туча. Но я надеюсь,
что этого не случится.
Итак, отгадываем имя сказочного героя.
Ответ:
Л | Е | С | О | В | И | Ч | О | К |
15 16 21 24 28 30 38 50 60
Вопросы:
1. Чему равна сумма чисел 20 и 40?
2. Чему равна разность чисел 54 и 4?
3. Подумайте, какое число на 2 меньше, чем 40? 4. Какое
число на 3 больше, чем 12?
5. Увеличьте число 7 на 9.
6. Уменьшите число 51 на 30.
7. 12 плюс 12.
8. 19 плюс 9.
9. 68 минус 38.
Учитель. Лесовичок пригласил нас в гости и в своём письме передал нам карту, как его найти. Но карта эта – волшебная. Она состоит из мозаики. Нам предстоит её правильно сложить, а для этого нужно будет верно решить примеры, которые вы запишете в столбик.
Учитель. Карта – перед нами. Но, два квадрата выпали из мозаики. Подберите и вставьте необходимые квадраты.
Дети выполняют задание.
– Итак, наконец, карта собрана, и мы отправляемся в путь. Давайте потихоньку встанем. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения.
Звучит музыка.
Здравствуй, лес,
Необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Учитель. Начинаем наш путь по тропинкам. 3 ряда – 3 математические тропинки.
По цепочке каждый ряд начинает движение по своей тропинке (подробное объяснение игры).
- 1 ряд: Раскрасьте путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя от каждой клетки в одну из расположенных под ней, и набери по дороге сумму 25.
- 2 ряд: Раскрасьте путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя от каждой клетки в одну из расположенных под ней, и набери по дороге сумму 45.
- 3 ряд: Раскрасьте путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя от каждой клетки в одну из расположенных под ней, и набери по дороге сумму 55.
Игра на внимание “Хлопни в ладоши” (по необходимости).
Устная проверка с использованием сигнальных карточек.
Учитель. Мы получили один ответ,
значит, мы пришли в единую точку на карте, которая
обозначает дорогу, ведущую к Лесовичку. А по
дороге мы вышли с вами на поляну, где растёт
дубочек. Но, ребята, посмотрите, на дубке нет ни
одного листочка – это вредный леший украл его
наряд. Давайте поможем дубочку вернуть зелёную
“рубашку”!
Иди (имя ребёнка), подари дубочку листик. А
листики не простые, математические и на дубочек
они попадут, если (имя ребёнка) правильно решит
нам пример в столбик на доске, а вы, ребята, – в
тетради. (Листочки можно сделать из бумаги и
раскрасить)
Учитель. Дубочку помогли, пойдем дальше. А кто это у нас на пути? Сейчас посмотрим. Повторяйте мои движения, внимательно следя за ними. (Пальчиковая гимнастика.)
На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку – и молчок.
- 1–2-я строка: Левую руку, согнутую в локте, ставим перед собой.
- 3-я строка: Выполняем перебирающие движения пальцами: правой руки по левой руке сверху вниз.
- 4-я строка: Чертим указательным пальчиком левой руки крестик на внешней стороне правой руки.
- 5-я строка: Левой ладошкой изобразим гамачок.
- 6-я строка: Правую руку отводим за спину. Указательный палец левой руки прижимаем к губам.
– Идем по дорожке дальше. Ребята, посмотрите, а вот белочка с бельчатами, которые собирают в корзину грибы. Белочка собрала 25 грибов, а бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными.. А сколько же съедобных грибов оказалось в корзине? Да у нас же целая задача получилась. И не одна.
1. Посмотрите внимательно на левую часть доски, на условие одной из задач. Составьте по этому условию задачу:
- Белка собрала 25 грибов, бельчата 15.Сколько всего грибов собрала белка с бельчатами?
2. А теперь обратимся к правой стороне доски. Составьте задачу по этому условию:
- Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов в корзине?
3адание: Вы сейчас внимательно посмотрите на условие одной задачи и другой. И выберете одну из них, которую вы сами сможете решить. Пожалуйста, сделайте свой выбор. В своей тетради запишите условие, решение и ответ той задачи, которую вы выбрали. Можно приступить к работе.
Самостоятельная работа над задачей.
Учитель. Ребята, вы сейчас посмотрите решение той задачи, которую каждый из вас выполнил, и сравните со своим решением. Тем, у кого задача решена правильно, наша белочка дарит грибочек. Нарисуйте его рядом с ответом. (Анализ решения.) Меня радует, что в классе есть ребята, которые решили задачу повышенной трудности. Молодцы!
– Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
– По дороге мы вышли с вами к домику Лесовичка. А посмотрите, ребята, рядом с домиком растёт необычный цветок. Если внимательно к нему присмотреться, то можно заметить, что состоит он из геометрических фигур. А как называются эти геометрические фигуры? (Отрезки.)
– А что такое отрезок? (Отрезок – это часть
прямой, ограниченная началом и концом.)
– Посчитайте, сколько здесь отрезков. (12.)
– Давайте их покажем.
III. Итог урока.
Учитель. А вот и Лесовичок.
Лесовичок.
Трудна была ко мне дорога,
Но вы с ней справились, друзья,
Каких талантливых детишек
В своем лесу встречаю я!
Учитель. Ребята, а что нужно было вам знать и уметь, чтобы прийти в гости к Лесовичку? А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!