Актуальность: В современных условиях одной из составных частей функциональной грамотности является компьютерная грамотность, как неотъемлемая часть общего уровня образования населения.
Ориентируясь на основные черты и особенности нынешнего этапа развития общества, следует отметить, что существенными качествами личности школьника должны стать функциональная грамотность и мобильность.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем.
- самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности, творчески мыслить.
- грамотно работать с информацией.
- быть коммуникабельными, контактными в разных группах, уметь работать сообща.
- самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.
Цель: Использование ИТ в преподавании физики. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках физики с использованием ИТ.
Введение:
Информационные технологии – процесс подготовки и передачи учащимся информации, средствами осуществления могут являться компьютер, магнитные носители, книги и средства массовой информации.
Информационная технология по словам Б.Гейтса “способна гуманизировать среду образования. Вынуждая постоянно учиться, она превратит этот процесс в удовольствие и сразу же даст почувствовать практические результаты”.
Использование компьютера в подготовке школьника характеризуется следующими признаками:
- Наличие либо обучающей программы, либо адаптация имеющейся пользовательской программы.
- Поэлементная подача учебного материала.
- Циклический характер информационной связи между учеником и техническим средством.
- Индивидуальным темпом в обучении и применении технических средств.
Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности, по мнению И.В.Роберт заключается в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы.
Метод проектов в создании мультимедийных презентаций
Известный разработчик компьютерных обучающих программ по математике и физике Л.Я.Боревский, рассматривая вопрос гуманизации информационных технологий обучения, пишет: “Заинтересовать, рассмешить, создать комфортную обстановку, похвалить за малейшие успехи, дать ощущение легкости, сделать минимальной ступеньку перехода от незнания к знанию, использовать эффект узнаваемости- наша главная цель”.
Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге?
Прежде всего, личностную открытость преподавателя обучаемым. Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальным образом. Глубина смысла в игре текстов, использовании мудрых мыслей, афоризмов также повышает эффективность обучения.
Хотя школьные классы и остались школьным классом новые технологии позволяют что-то изменить в нем. Метод проектов является одной из эффективных форм организации практической деятельности учащихся. Проект представляет собой самостоятельную практическую работу учащихся.
На обзорно-обобщающих уроках я практикую мультимедийные презентации, созданные детьми (смотри приложение). Ученики работают небольшими группами по 2-3 человека. Стараюсь следить чтобы в группах работали учащиеся с различным уровнем знаний и способностей. Роль учителя сводится к консультациям по возникшим вопросам.
Благодаря четкому структурированию содержания проекта на отдельные этапы работы и участию учащихся в связи с этим в различных видах деятельности, наблюдается интерес у школьников к выполнению своей работы.
В качестве обязательных в проект входят следующие этапы:
- выбор темы проекта;
- четкое формулирование цели проекта и конкретных задач;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- защита проектов.
Использование опорных конспектов-презентаций в 9 классе по разделам “Кинематика”, “Динамика”.
С 2003 года на уроках использую опорные конспекты в виде презентаций (программа Power Point) в 9 классе по разделам “Кинематика”, “Динамика”.(Смотри приложение)
Опорный конспект – презентация представляет собой документ с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (признаки, слова) ученик фактически запоминает и их расшифровку.
Опорный конспект -презентация позволяет ученику:
- глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
- легче запомнить изучаемый материал;
- используя презентации при ответе, грамотно, точно изложить материал;
- приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
Использование обучающих программ, компьютерных моделей программных продуктов на уроках физики
Компьютер позволяет сделать шаг вперед в прогрессе наглядного обучения по сравнению с нынешними инструментами. Возможности компьютера позволяют заменить неровные строки и кривые схемы четкими шрифтами и красочной графикой – миллионами учебных иллюстраций, фотографий.
Мультимедийные продукты частично берут на себя функции учебников и учебных пособий. Существующие сегодня CD-ROM диски позволяют представить, что такое интерактивность. Программное обеспечение реагирует на команды, выводя информацию в виде текста, звука и изображения. CD-ROM диски постоянно используются детьми и в школе и дома.
Мультимедийные продукты дают не только знания, но и возможность вставлять из них материалы в документы. К сожалению интерактивных образовательных программ у нас очень мало.
Одно из направлений использования компьютеров на уроках физики – моделирование физических процессов и явлений. Наиболее эффективным на мой взгляд из имеющихся у нас в наличии программ является CD “Открытая физика 1.1” (Физикон, 1996-2001)
Далее привожу описание одного внеклассного занятия: “Человек, познай себя”
Тема: Человек, познай себя.
Эпиграф:
“Главным предметом изучения человечества является человек”
Гёте
Цель: Формирование убеждений о том, что самопознание – основа познания человеком окружающей природы.
Задачи:
- Расширить знания учащихся в связи с другими предметами: с анатомией, валеологией, экологией, якутской литературой, создание целостного представления о феномене человека;
- Формировать навыки в обращении с измерительными приборами.
- Дать ученикам представление о том, что существуют критические значения параметров состояния организма человека и окружающей среды, превышение которых вредно для здоровья и даже опасно для жизни.
- Воспитание уважения друг к другу и к своему народу.
Предварительная подготовка: учащиеся должны иметь устойчивый навык работы на компьютере; навык работы в программе Excel;
Оборудование:
- компьютерный класс с программным обеспечением; принтер, CD-ROM 1С/РЕПЕТИТОР БИОЛОГИЯ и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА,
- метровка,
- секундомер,
- весы,
- психрометр,
- барометр,
- тонометр.
План занятия:
1. Введение.
2. Групповая работа: “Наши органы жизнедеятельности с точки зрения физики” по материалам мультимедийной программы 1С РЕПЕТИТОР БИОЛОГИЯ и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА. Выступления учащихся.
3. Исследовательская работа по группам:
1) измерения массы, роста, параметров состояния здоровья, данных об окружающей среде.
2) составление сравнительного анализа в электронной таблице Excel, построение диаграмм, вывод и защита работ.
4. Заключение. Вывод.
Ход занятия
1. Введение. Вступительное слово учителя:
Нас на Земле более 6 млрд. человек. Мужчин и женщин. Так похожих друг на друга, и в то время таких разных. Каждый день я вижу себя в зеркале. Каков я сам? Что я знаю о себе? Казалось бы, нет ничего проще – рассказать о себе…Кого- кого, а себя-то я знаю. Но оказывается, это невероятно трудно. Я сам – тайна. Каждый человек – тайна. Сегодня мы попробуем чуть-чуть приоткрыть завесу этой тайны.
Тема занятия: Человек, познай себя.
Как же жить, не имея четкого представления о себе? Возможно ли такое? Человек всегда стремился познать себя. Это его обостренная, постоянная потребность . Выступая на 18 Всемирном философском конгрессе швейцарский философ Эвандро Агацци поставил вопрос: “Можно ли считать, что человек – это тело?”. Кто-то скажет: “А какие могут быть сомнения?”.
Действительно, Я – это прежде всего мой стан, мои руки, мой ум, мои способности, мой характер, все мое природное естество.
Но сначала, конечно же, надо говорить о нашем теле.
2. Групповая работа по материалам мультимедийной программы 1С РЕПЕТИТОР и ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА: “Наши органы жизнедеятельности – с точки зрения физики”.
Первая группа: “Костно-мышечные рычаги”, “Опорно-двигательный аппарат” к темам “Рычаги”, “Деформации”.(Находит из 1С Репетитор часть 3 тема 01 раздел1; часть 3 тема 02.)
Вторая группа: “Сердце”, “Кровеносная система” к теме “Движение жидкости по трубам”. (1С Репетитор часть 3 тема 03 раздел 1)
Третья группа: “От чего защищает кожа?” к теме “Сопротивление материалов”. (1С Репетитор часть 3 тема 08).
Четвертая группа: “Чудо нашего глаза” по теме “Глаз”, “Органы слуха” к теме “Звуковые волны”. (1С Репетитор часть 3 тема 09).
В конце один человек из каждой группы делает сообщения.
И в итоге такая информация : исследователь В.Л.Серошевский в в монографии “Якуты” пишет : “У якутов из органов, лучше других развит орган слуха, затем зрения, вкуса и обоняния. Слышат они вообще прекрасно и различают даже слабые звуки на очень большом расстоянии. Все знакомые мне якуты дальнозоркие; близоруких я встретил всего одного.” (стр.243)
Если В.Л. Серошевский в 1896 году пишет, что почти все якуты были дальнозоркими, то в настоящее время почти 50 % якутов среднего возраста близоруки. Почему?
Вывод: Выслушав эти сообщения, мы пришли к выводу, что человека изучают многие науки: анатомия, антропология, биохимия, философия и.т. д. Оказывается, наши органы можно рассмотреть и с точки зрения физики.
А так же в век НТП больше всего страдают глаза, поэтому каждый должен придерживаться правил при работе с компьютером, телевизором и.т.д.
3. Исследовательская работа по группам:
1 группа - измеряет рост, массу, окружность головы, талии учащихся, находит средние показатели, сравнивает со стандартными показателями, с описанием данным В.Л.Серошевским ,строит диаграмму, делает вывод.
2 группа – измеряет температуру, артериальное давление, пульс учащихся, находит среднее значение, сравнивает с нормальным значением, строит диаграмму, делает вывод.
3 группа – измеряет температуру, влажность, атмосферное давление в нескольких местах в школе, сравнивает с нормальными значениями, строит диаграмму, делает вывод.
Каждой группе предоставляются таблицы о среднем росте, массе подростков соответствующего возраста, нормальной температуре тела человека, давлений – артериального и атмосферного, влажности.
Информация: В.Л.Серошевский в монографии “Якуты” (1896) пишет: “Якуты ростом 63- 64// (160 см) занимают середину между здешними русскими и тунгусами. Кости их толще,мышцы объёмнее тунгусских. Руки длинные и тонкие, ноги короткие, кривые, татарские. Ступня маленькая, голова небольшая, круглая, шаровидная”. ( стр.233)
В конце один человек из каждой группы защищает работу группы.
4. Заключительный этап.
Выступление одного ученика с информацией “Возможности человека”.
Резервы человеческого организма изучены не до конца.
Человек без пищи может продержаться 70-90 дней, без воды 4 дня, без воздуха 5 минут, выдержать температуру воздуха 175С, температуру тела 43 С, не спать 23 года, говорить в минуту около 1000 слов и.т.д.
Самый высокий человек имел рост 3 метра 20 см,
Самый маленький 38 см,
Самый тяжелый 635 кг и.т.д.
Заключение: Здоровый человек, нормально питаясь, занимаясь физическим трудом, не злоупотребляя, в нормальных условиях может прожить 120-140 лет. Каждый человек должен относиться к себе, как к высшему представителю живой природы. Человек должен относиться к своему организму бережно поскольку несет огромную ответственность перед будущими поколениями, которые у него появятся.
Заключение:
Использование информационных технологий на уроках физики смогут обеспечить следующие возможности:
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
- совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;
- постоянного испытания своих интеллектуальных способностей.
Использованная литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией Е.С.Полат; М, 2000, Академия.
- Из опыта работы В.Ф.Шаталов, В.М.Шейман, А.М.Хайт, М, Просвещение, 1989.
- Б.Гейтс. Образование- лучшее вложение денег.
- Боревский Л.Я. Верным курсом идете, товарищи? Мультимедиа в образовании, 2000, №1
- Школьные технологии №3(2001), №2(2002).