Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, принятой в 2001 году, в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. На это направлена и вся работа педагогического коллектива нашей школы. Мы считаем самым важным в развитии личности – способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.
С целью формирования ключевых компетентностей на первый план выходит необходимость обучить учащихся познавать. Эта работа проходит на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках учителя стараются создавать проблемные ситуации, включать учащихся в дискуссии, применять поисковую, исследовательскую работу, при которой учащиеся выполняют не самостоятельные действия, а включаются в самостоятельную деятельность.
Приобретенные знания, навыки они могут применять творчески или в другой нестандартной ситуации. Этому способствует система работы школы. Одной из программ школы является программа “Интеллект”. Ее целью является формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Она состоит из нескольких направлений:
- развитие творческих способностей;
- интеллектуальное развитие;
- психомоторное развитие;
- формирование мотивации и социальной активности учащихся.
Развитие творческих способностей в начальной школе – одно из важных направлений. Ведь интересы у большинства детей младшего школьного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Поэтому необходимо создать учащимся условия попробовать свои силы в различных видах деятельности и выбрать интересующее их направление. В школе работают объединения дополнительного образования. Учащиеся могут пробовать свои силы в дистанционных олимпиадах. В школьном концерте “Алло, мы ищем таланты!” показывают свои таланты не только учащиеся из объединений дополнительного образования, но и самодеятельные артисты. Не важен уровень представления, важен момент самореализации, творчества.
В нашей школе с целью развития творческих способностей проводится такая работа:
№ | Мероприятия | Класс | Месяц |
1. | Конкурс чтецов (классный, школьный) | 1-4 | ноябрь |
2. | Конкурс сочинителей (классный, школьный) | 4 | февраль |
3. | Концерт “Алло, мы ищем таланты” | 1-4 | ноябрь |
4. | Конкурсы рисунков (классные, школьные, городские) | 1-4 | постоянно |
5. | Участие во Всероссийской дистанционной
эвристической олимпиаде “Эйдос”: Русский язык Математика Сочинительство |
3-4 | Ноябрь, декабрь, май |
6. | Работа учащихся в творческих коллективах школы: вокальном, танцевальном, изобразительного искусства, школьном театре | 1-4 | По расписанию |
7. | Участие в городском фестивале детского творчества “Радуга” | 1-4 | ноябрь |
В каждом классе, учитель помогает учащимся и их родителям определиться с выбором творческого объединения, раскрыть потенциал школьника, развить его творческие способности.
В школе ведется большая работа по интеллектуальному развитию учащихся. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности основывается на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В нашей школе проводятся предметные олимпиады, школьные конкурсы. На основе городской программы “Одаренные дети”, совместно с городской гимназией, мы проводим рейтинговую олимпиаду. Лучшим учащимся вручаются сертификаты с приглашением учиться в городской гимназии. С открытием компьютерного класса, подключением к сети Интернет появилась возможность участия в Дистанционной эвристической олимпиаде “Эйдос”. С появлением региональных координаторов стало возможным участие в Международном игровом конкурсе “Русский медвежонок”, “Золотое руно”, “Кенгуру”. Все желающие могут принять участие в конкурсах.
№ | Мероприятия | Класс | Месяц |
1. | Школьные конкурсы: “Ученик года” “Лучший читатель” “Самый читающий класс” |
3-4 2-4 2-4 |
октябрь- апрель |
2. | Участие во Всероссийских конкурсах: “Русский медвежонок” “Золотое руно” “Кенгуру” |
2-4 3-4 2-4 |
ноябрь февраль март |
3. | Проведение библиотечных уроков | 1-4 | По плану |
4 | Предметные олимпиады по русскому языку и математике | 2-4 | март |
5 | Рейтинговая олимпиада | 4 | март |
6 | Интеллектуальные игры “Планета знаний” “КВН по математике” “КВН по естествознанию и ОБЖ” “Литературная игра” |
1 2 3 4 |
апрель |
7 | Экстернат | По заявлениям | |
8 | Работа в предметных кружках: “Секреты орфографии” “Эрудит” “Занимательная информатика” “Счастливый английский” |
3-4 3-4 2-4 2-4 |
По расписанию |
Учащиеся школы участвуют не только в соревнованиях на личное первенство, но и в командных. Такое разнообразие форм, предметных дисциплин и учет их общего развития, дает возможность всем учащимся проявить себя, показать свои знания, попробовать свои силы.
Немаловажным является и психомоторное развитие учащихся. Согласно программе проводятся: зарядка до уроков, занятия в школьном бассейне, спортивных часов, спортивные мероприятия, работает фитобар. В спортивных соревнованиях принимают участие дети с родителями, проходят соревнования школьные и между образовательными учреждениями.
№ | Мероприятия | Класс | Месяц |
1. | Спортивные соревнования: “Я и папа – силачи!” “А ну – ка, мальчики!” |
3-4 2 |
ноябрь февраль |
2. | Школьный шашечный турнир | 1-4 | ноябрь |
3. | Праздник “Игры народов Севера” | 2-4 | октябрь |
4 | Спортивный праздник “Веселое пятиборье” | 3-4 | март |
5 | Спортивно – театрализованное представление “По дорогам былинных героев” | 1-2 | март |
С целью формирования компетентности, которая состоит в способности и желании у учащихся учиться, в школе проводится большая работа всего педагогического коллектива: администрации, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного дня, по формированию мотивации и социальной активности учащихся. Проводятся линейки, награждаются победители. В школе создана Аллея Славы учащихся и педагогов. Проводятся экскурсии по городу, в музей Газпрома, в городской музей, краеведческий. Уже традиционными стали мероприятия “День чести школы”, на котором чествуются лучшие ученики года по разным направлениям деятельности. Важным в формировании школьной мотивации является и участие в работе “Клуба интеллектуалов”. Учащиеся работают в классных и школьных органах соуправления.
В школе обучаются дети разных национальностей, культур, религий. Участвуя в соревнованиях, конкурсах, КВНах в одной команде, они обучаются жизни в многокультурном обществе.
Программа “Интеллект” взаимосвязана с воспитательной программой школы, рассчитана на четыре года для учащихся 1-4 классов. Она создавалась на протяжении ряда лет и призвана развивать интерес к предметам, пропагандировать хорее качество обучения. В связи с улучшением материально-технической базы школы вводятся новые формы работы с выходом на Всероссийский уровень
Мы считаем, что с помощью данной программы создаем благоприятную развивающую образовательно-развивающую среду. Только в таких условиях можно формировать ключевые компетентности младших школьников. Такая система работы соответствует изменениям в системе образования, требованиям родителей. Это помогает нашим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в средних школах города на второй ступени образования.