Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Изучить физико-географическое положением Африки.
- Познакомить с историей исследования материка.
- Продолжить формирование навыков работы с картой.
Задачи:
1. Образовательные:
- проверка теоретических знаний и практических умений и навыков,
- умение работать с различными источниками, географической информации и с компьютером,
- умение анализировать, обобщать и делать выводы.
2. Развивающие:
- развитие устной монологической речи, внимания, памяти,
- развитие познавательного интереса.
3. Воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе,
- повышение географической культуры учащихся.
Методы:
- частично-поисковый,
- наглядный,
- объяснительный,
- практический.
Формы:
- групповая (парная),
- индивидуальная.
Оборудование:
- физическая карта Африки,
- атласы,
- персональные компьютеры,
- мультимедийный диск - серия “Образовательная коллекция”
Учебное электронное издание. ”География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны”. Для учащихся 7 классов общеобразовательных заведений.
Авторы учебного материала: Душина И. В. , Коринская В. А. , Щенев В. А.
Номенклатура:
- Индийский и Атлантические океаны,
- Красное море, Средиземное моря,
- Гвинейский залив,
- остров Мадагаскар,
- мыс Игольный,
- мыс Бен-Секка,
- мыс Альмади,
- мыс Рас-Хафун.
Раздаточный материал:
- личная карта с заданиями (приложение №1 и №2).
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало.
- Актуализация знаний.
- Цели.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Физкультминутка
- Самостоятельное добывание знаний.
- Проверка усвоения материала.
- Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало.
Ребус “Карфаген”.
- А теперь, чтобы вы настроились на творческую, плодотворную работу - небольшая зарядка для мозгов.
Попытайтесь разгадать ребус (cм. рисунок №1).
Этот город находился на территории настоящего Туниса. Во втором веке до н. э. в окрестностях этого города проживали берберские племена “афарики”. Вероятно, от названия этих племён и появилось название материка, с которым сегодня мы будем знакомиться.
3. Актуализация знаний.
Мулитимедийный диск - “География 7 класс”.
“Презентация” материка с выводом на большой экран – 35 сек.
-А что вы знаете об этом материке? Чем он ещё знаменит?
Чем он вам интересен?
Ответы учеников (пирамиды, р. Нил, второй по площади материк и т. д. )
4. Цели.
Молодцы, вы уже много знаете об Африке. Но эти все знания нужно разложить по полочкам. Для этого нам понадобится несколько уроков.
А сегодня у нас первое знакомство с Африкой. Подумайте, что мы сегодня будем изучать на первом уроке по этому материку.
Ответы учеников – географическое положение материка, океаны и моря омывающие материк, крайние точки, историю открытия.
5. Изучение нового материала.
-Вы уже умеете описывать ГП материка, поэтому сейчас вы выполните на оценку задание №1 на своей личной карте по плану (cм. приложение №1 и приложение №2 ). Используйте в атласе физическую карту мира и карту Африки. Географические координаты и протяжённость материка определяйте по вариантам. Кто раньше выполнит задание №1 делает дополнительное задание “Отличия ФГП Африки и Австралии”.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель помогает слабым ученикам в определении координат и протяжённости материка.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Проверка правильности определения географических координат крайних точек – два человека (по вариантам).
- Протяжённость материка с севера на юг (по 20 градусу в. д. ) и с запада на восток (по северному тропику в градусах и км. ) – два человека (по вариантам).
Ученики объясняют как производили вычисления.
- Монологический ответ у карты “ГП Африки” - один ученик,
- Рецензия на предыдущий ответ – один ученик.
7. Закрепление изученного материала.
Компьютерный практикум (контроль в парах).
- А теперь закрепление полученных знаний на практике. Сейчас вы по очереди будете в роли учителя и ученика. В своей личной карте впишите в задании №2 в колонку - “учитель” свои Ф. И. О. , а в колонку “ученик” - Ф. И. соседа, с кем вы будете работать в паре на компьютере. Когда ученик выполняет задание вы будьте внимательны и оценивайте выполнение задания. Критерии оценок у вас написаны (см. приложение №1 и приложение №2 ).
Учащиеся разбиваются на пары и садятся за компьютеры. Выбирают практику по материку Африка (задание №1). Располагают географические объекты на карте. Оценки демонстрируются поднятием руки (“5”, “4”, “3”).
8. Физкультминутка.
Упражнения для отдыха глаз:
- сильно зажмурить оба глаза, затем открыть (3раза);
- круговые вращения глазными яблоками по часовой стрелке, против часовой стрелки (по три раза);
- движения глазными яблоками вправо, влево (по три раза).
9. Самостоятельное добывание знаний.
- У нас остался не освещённым один вопрос – история исследования материка.
Мультимедийный диск “География 7 класс” с выводом на большой экран.
“Открытие и исследование материка” - 30 сек.
- Сейчас прослушайте сообщения об исследователях Африки и запишите, что они открыли и когда (сообщения об открытиях Васко де Гамы и Давида Ливингстона).
- Открытия остальных учёных впишите в таблицу №3 (см. приложение №1 и приложение №2) самостоятельно по вариантам. Сведения об исследователях берёте в электронном учебнике из темы “Открытие и исследование материка”.
10. Проверка усвоения материала.
Игра “Закончи предложение”.
- Африка располагается в полушариях…
- Африка посередине пересекается…
- Нулевой меридиан пересекает Африку на…
- С севера материк омывает…
- Южной крайней точкой является…
- Водопад Виктория открыл и назвал…
- Самый большой остров у берегов Африки…
- Африка по площади занимает…
- Открыл путь в Индию вокруг Африки…
- Африку с запада омывает…
11. Итоги урока.
Комментирование оценок, домашнее задание.