ЦЕЛЬ: формирование умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать.
ЗАДАЧИ:
- вывести способы проверки парной согласной на конце слова;
- познакомить с графическим обозначением новой орфограммы;
- продолжить работу над формированием языкового чутья детей.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:
И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.
Лыжи, чаща, чугун, щучка, зверь, Андрей, гроза, утюг.
(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нём орфограмму)
- Все ли так написали? (На доске появляются варианты записи утюк ? утюг )
- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?
- В чём разница?
- А где в слове утюг вы увидели парную согласную? (На конце слова)
- Какой же будет тема урока?
Формулирование темы урока "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".
- Как узнать кто написал правильно, а кто ошибся? (Мы должны проверить)
- А умеем ли мы проверять парные согласные? (Нет)
- Чему же мы должны научиться? (Постановка цели и задач урока)
3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Итак, нам необходимо найти объяснение выбранному вами варианту.
Как вы написали слово утюг? Почему?
(Поочерёдно выслушиваются гипотезы детей верные, неверные).
- Какое же из объяснений вы считаете верным?
-Значит, когда парный согласный слышится чётко?
- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?
- Откроем учебник на странице138 и проверим наши предположения.
- Мы оказались правы. Молодцы!
- Сколько способов проверки нам предлагают авторы?
- Какой 1-й способ проверки? (Один - много)
- Какой 2-й способ проверки? (Слово нет)
- Какой из способов проверки применяли мы? (1-й)
- А можем применить 2-й?
- Можем ли мы теперь ответить, какую букву написать на конце в слове утюг? Почему?
4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
а) Физминутка.
- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы приседаете.
Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.
б) Фронтальная работа.
- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице138 есть упр.239. Выполним его устно.
Образец рассуждения: в слове отряды я чётко слышу д, значит и в слове отряд буду писать д. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове отряды гласную-помощницу подчеркну двумя чертами.
в) "Ручеёк" (Работа в парах сменного состава).
Задание: - Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Дети работают по вариантам. У каждого – своя карточка. Карточек в наборе столько, сколько учащихся сидит на ряду.
глаза – глаз
зубы – зуб
флаги – флаг
грузы – груз
ежи – ёж
морозы – мороз
носы – нос
грибы – гриб
дубы – дуб
шкафы – шкаф
Инструкция для детей:
I вариант | II вариант |
1. Диктую. | 1. Записываю слово, изменяю его так, чтобы оно . обозначало один предмет, обозначаю орфограмму. |
2. Проверяю по образцу. | 2. Диктую. |
3. Записываю слово, изменяю его так, чтобы оно обозначало один предмет, обозначаю орфограмму. | 3. Проверяю по образцу. |
Обмен карточками
Обмен парами
Ученики II варианта передвигаются на одну парту вперёд. Далее – работа по инструкции.
Работа продолжается до тех пор, пока ученики II варианта не займут свои места.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Чему научились?
7. РЕФЛЕКСИЯ
У каждого ученика флажок.
- Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? (Парные согласные)
- Определите своё место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)