Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Знакомство с орфограммой "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: формирование умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать.

ЗАДАЧИ:

  • вывести способы проверки парной согласной на конце слова;
  • познакомить с графическим обозначением новой орфограммы;
  • продолжить работу над формированием языкового чутья детей.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова:

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

- Запишите под диктовку слова, выделите известные орфограммы.

Лыжи, чаща, чугун, щучка, зверь, Андрей, гроза, утюг.

(Дети затруднились с написанием последнего слова, не смогли выделить в нём орфограмму)

- Все ли так написали? (На доске появляются варианты записи утюк ? утюг )

- Почему же так произошло: слово я продиктовала одно, а написали вы его по-разному?

- В чём разница?

- А где в слове утюг вы увидели парную согласную? (На конце слова)

- Какой же будет тема урока?

Формулирование темы урока "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

- Как узнать кто написал правильно, а кто ошибся? (Мы должны проверить)

- А умеем ли мы проверять парные согласные? (Нет)

- Чему же мы должны научиться? (Постановка цели и задач урока)

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- Итак, нам необходимо найти объяснение выбранному вами варианту.

Как вы написали слово утюг? Почему?

(Поочерёдно выслушиваются гипотезы детей верные, неверные).

- Какое же из объяснений вы считаете верным?

-Значит, когда парный согласный слышится чётко?

- Давайте сделаем вывод. Как же проверить парный согласный на конце слова?

- Откроем учебник на странице138 и проверим наши предположения.

- Мы оказались правы. Молодцы!

- Сколько способов проверки нам предлагают авторы?

- Какой 1-й способ проверки? (Один - много)

- Какой 2-й способ проверки? (Слово нет)

- Какой из способов проверки применяли мы? (1-й)

- А можем применить 2-й?

- Можем ли мы теперь ответить, какую букву написать на конце в слове утюг? Почему?

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

а) Физминутка.

- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы приседаете.

Слова: стол, флаг, снег, шум, стог, шар, сад, пол, план, крик.

б) Фронтальная работа.

- Мы открыли новое знание, а теперь научимся применять его. В учебнике на странице138 есть упр.239. Выполним его устно.

Образец рассуждения: в слове отряды я чётко слышу д, значит и в слове отряд буду писать д. Орфограмму в слове обозначу одной чертой, а в проверочном слове отряды гласную-помощницу подчеркну двумя чертами.

в) "Ручеёк" (Работа в парах сменного состава).

Задание: - Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Дети работают по вариантам. У каждого – своя карточка. Карточек в наборе столько, сколько учащихся сидит на ряду.

глаза – глаз

зубы – зуб

флаги – флаг

грузы – груз

ежи – ёж

морозы – мороз

носы – нос

грибы – гриб

дубы – дуб

шкафы – шкаф

Инструкция для детей:

I вариант II вариант
1. Диктую. 1. Записываю слово, изменяю его так, чтобы оно . обозначало один предмет, обозначаю орфограмму.
2. Проверяю по образцу. 2. Диктую.
3. Записываю слово, изменяю его так, чтобы оно обозначало один предмет, обозначаю орфограмму. 3. Проверяю по образцу.

Обмен карточками

Обмен парами

Ученики II варианта передвигаются на одну парту вперёд. Далее – работа по инструкции.

Работа продолжается до тех пор, пока ученики II варианта не займут свои места.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Чему научились?

7. РЕФЛЕКСИЯ

У каждого ученика флажок.

- Перед вами вершина знаний. (Рисунок на доске). Кто на ней? (Парные согласные)

- Определите своё место на пути освоения нового знания. (Дети приклеивают флажки)