Некоторые подходы к моделированию внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В единстве с обязательным курсом, она создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы, ведь зачастую она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.

Перед нашей гимназией стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, подготовки высокообразованной личности, способной мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций для воспитания у них потребности к самообучению и саморазвитию, для формирования широкого и гуманного взгляда на мир.

Система внеурочной работы в гимназии направлена на решение указанных задач. Существенная роль в этом отводится иностранным языкам, которые обладают большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся.

Можно выделить следующие подходы к моделированию внеурочной деятельности при обучении английскому языку учащихся-лингвистов в нашей гимназии:

1. Кружок страноведения

Ведущим звеном во внеурочном образовании учащихся психолого-лингвистических групп являются занятия кружка страноведения. Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку английского языка, нежели все остальные виды внеурочной работы по предмету, но в то же время не дублируют его. Можно сказать, что они выполняют роль промежуточного звена между уроком и другими различными формами внеклассной работы.

Внеурочный курс дополнительного образования “ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ” разработан для учащихся психолого-лингвистических групп 10–11 классов гимназии и предусматривает изучение английского языка и культуры англоговорящих стран. Этот курс призван установить взаимосвязь между английским языком и рядом других гуманитарных предметов, таких как история, география, политология, психология.

Характерной особенностью данного курса страноведения является изучение американского английского как основного международного варианта английского языка, знание которого в современном мире необходимо каждому образованному человеку.

В программе кружка страноведения ставятся как приоритетные следующие воспитательные и дидактические задачи:

  • разгрузка учебной деятельности познавательными и творческими формами во внеурочное время;
  • создание благоприятных условий для личностной самореализации учащихся во внеклассных формах работы.

Развивающие формы обучения и планируемая результативность предполагают обучение декларативному, эмоциональному представлению традиций, особенностей культур англоязычных стран, риторические приемы предъявления и изложения страноведческой тематики и инсценирование литературного, песенного, фольклорного своеобразия культурного наследия человечества.

Экстралингвистическая направленность кружка способствует расширению кругозора, развитию эмоциональной сферы, лингвистического диапазона учащихся в рамках диалога культур, проникновению в этические и эстетические ценности народов и ориентированно на воспитание современного человека, ответственного за себя и судьбу своей Родины, осознание им проблем современной жизни, их преодоление.

Спецкурс способствует развитию умения воспринимать и оценивать информацию, а также выражать в устной форме собственные суждения и отношение к прочитанному. Разработанная система упражнений в достаточной мере охватывает все языковые аспекты – фонетический, грамматический и лексический.

Программа курса страноведения предусматривает также прослушивание и изучение песен, которые любят петь и слушать жители англоговорящих стран.

Оценочный критерий не является решающим. Зачетная система освоения программы учитывает накопление страноведческой суммы знаний, ее творческую, исследовательскую проработку и выход в форме выступлений, сообщений, рефератов.

2. Учебно-исследовательская деятельность по предмету

Немаловажную роль в организации внеурочной работы по предмету в нашей гимназии отводится учебно-исследовательской деятельности, которой занимаются лингвисты, начиная с 8 класса.

Исследование – это особый, отличный от других вид внеурочной деятельности, задаваемый определенными нормами, это один из способов познания человеком окружающего мира. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Главная цель любого исследования – это, прежде всего установление истины.

Исследовательские работы учащихся можно условно разделить на две группы:

1) Реферативные работы (литературные обзоры)

Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме – непростая задача для начинающих. При написании реферата подразумевается, что автор проработает какое-то количество монографий, сборников, статей, касающихся интересующей его теме. Без реферативных работ не обойтись на начальном этапе обучения проведению исследований (8 класс). Чаще всего восьмиклассникам предлагается написать рефераты по страноведческим темам, таким как:

  • Государственное устройство.
  • Города и их достопримечательности.
  • Известные деятели.

2) Научно - исследовательские работы

В работах такого типа обязательно есть элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, анализ полученного материала. Благодаря договору с ИГЛУ у нас появилась возможность некоторым лингвистам заниматься исследовательской работой по темам, предложенным преподавателем ИГЛУ , которая и является их научным руководителем.

Практика проведения учебных исследований с гимназистами рассматривается как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

3. Видеоклуб “Relax”

Видеозанятия в системе обучения английскому языку способствуют приобщению учащихся к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях важны аутентичные материалы, в том числе и видеофильмы. Их использование помогает реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия: непроизвольное внимание переходит в произвольное; использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Занятия видеоклуба проводятся еженедельно в течение четверти и 2 или 3 раза в неделю на каникулах согласно графику просмотра видеофильмов лингвистами разных возрастных групп.

В структуре учебного видеозанятия можно выделить три этапа:

1) подготовительный – предварительное снятие языковых и лингвострановедческих трудностей;

2) просмотр видеофильма;

3) контроль понимания основного содержания.

В нашей видеотеке имеются в наличии фильмы разного типа: учебные, познавательные, художественные, мультфильмы. По степени сложности: с титрами и без них.

4. Декада английского языка

Декады стали неотъемлемой частью внеурочной работы по английскому языку в гимназии.  Как правило, в III четверти ребята принимают активное участие в декаде английского языка, которая включает в себя разнообразные внеклассные мероприятия, цель которых формировать познавательные интересы, повышать уровень владения языком и развивать креативную активность лингвистов.

Мероприятия во время декады планируются по нескольким направлениям. Например:

Направления Мероприятия
1) Профориентационное
  • Внутригимназическая олимпиада “Готов ли ты быть гимназистом”;
  • Выпуск постеров “Зачем мне английский”
2) Учебно-исследовательское
  • Консультирование учащихся-исследователей научным руководителем
3) Конкурсное
  • Сочинение-продолжение рассказа;
  • Литературный перевод аутентичных текстов и стихотворений;
4) Театрально-художественное
  • Музыкальный марафон “Нам песня английский учить помогает”;
  • Конкурсно-театрализованное представление учащихся-лингвистов для начальной школы “Встречайте гостей из Британии”
5) Информационно-развлекательное
  • Слабое звено “О США и не только”
6) Продуктивно-познавательное
  • Создание галереи писателей и поэтов Британии и США;
  • Проектная работа: Электронный журнал “Я и моя семья”
7) Интеллектуально-игровое
  • Викторина “О Британии вкратце”;
  • Интеллектуальная игра “Мы хотим стать чемпионами”

При организации и проведении внеклассных мероприятий от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся,   учет их возрастных и психологических особенностей.

5. Консультативно-коррективные занятия

Говоря о подходах к моделированию внеурочной деятельности лингвистов, хотелось бы обратить внимание еще на один – это консультативно-коррективные занятия. Такого рода занятия, проводимые еженедельно, необходимы для осуществления индивидуальной работы с учащимися, что позволяет создать оптимальные условия для более полного раскрытия их способностей, а также в системе расширять их знания, умения и навыки.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внеурочная работа оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.