Цели:
- развитие математических способностей, сообразительности, любознательности, логическое мышление, укрепление памяти учащихся.
- развитие и укрепление интереса к математике и информатике.
- развитие коммуникативных возможностей у учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предметам.
Оформление и оборудование:
1. Высказывания о математике:
• “...А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит” М.В.Ломоносов;
• “Великая книга природы написана математическими словами” Галилей.
• “Программирование – зеркало разума” Дж. Вейнберг.
2. “Посвящение в математики и информатики”
3. Магнитофон. Фонограммы.
4. Два листа ватмана.
5. Карточки с задачами.
6. Ручки.
7. Мячи.
8. Клятвы.
I. Вступительное слово.
1) Построение. Под звук фанфар входят учащиеся 8 “Г” класса. Рассаживаются на установленные места.
2) Вступительное слово.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Явился гость – царица всех наук,
И не забыть нам радость этих встреч.
Есть о математике молва , что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь для победы трудностей закалку. Учится с тобою молодежь развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты, мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов.
Сегодня по традиции мы собрались в этом зале, для посвящения наших юных друзей, в круг любителей точных наук.
Это звание очень почетно и ответственно! Так просто в этот элитный круг людей не попадешь, поэтому вам, ребята, сегодня предстоит показать себя с лучшей стороны, убедить присутствующих в этом зале в том, что вы самые достойные, самые смекалистые, самые знающие.
Поэтому вам, учащиеся 8Г класса предстоит пройти не сложные, но очень ответственные испытания! И тогда наше уважаемое жюри решит, достойны ли вы, вступить в почетный круг любителей математики и информатики или вам стоит еще повременить!
Проверь познания и чувства,
Отъедини от бреда явь.
И труд на уровень искусства
Рукою мастера поставь.
Гляди вперед добрей и шире,
Переступи тоску и страх.
Все совершенство – в этом мире,
И мир стоит на мастерах.
3) Представляем вам жюри.
II. Конкурсы-испытания
.1) Приветствие команд.
2) Разминка. За 1 минуту нужно угадать как можно больше слов, для каждого слова дается по три определения.
Вопросы первой команде:
1) Чему равно? 122 (144)
2) Чему равно?142 (196)
3) А угол в квадрате чему равен? (90°)
4) Существует ли простое число, которое является четным? (2 )
5) Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2;2)
6) Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут шесть куриц за шесть дней? (12).
7) В семье пять сыновей и у каждого сестра. Сколько детей в этой семье? (6)
8) Все высоты данного треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник? (Прямоугольный)
9) Кто впервые построил математическую теорию музыки? (Пифагор)
10) Угадайте слово. Первое предлог, второе – летний дом. А целое порой решается с трудом (задача).
Вопросы второй команде:
1) На руках сколько пальцев? (10)
2) А на руках сколько? (50)
3) Когда частное равно делимому? (когда делитель равен 1)
4) Сколько будет половина от половины? (1/4)
5) На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? (0,5)
6) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 минуты)
7) Мотоцикл ехал в поселок. На дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? (1 мотоцикл)
8) В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3 человека)
9) Какая геометрическая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
10) Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
3) Музыкальный конкурс. Необходимо пропеть формулировку теоремы на определенную мелодию. (Звучит фонограмма для каждой теоремы – 2 раза с остановкой)
• Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны?
• Если диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм.
• Сумма углов в треугольнике равна 180°.
• Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
• Центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис.
• В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
4) Конкурс художников.
В качестве домашнего задания, учащиеся 8Г класса должны были нарисовать эмблему нашего праздника "Посвящения в математики и информатики" и придумать ее защиту.
5) Конкурс капитанов. Конкурс "Сосчитай!"
1 команде
24 | 6 | 18 | 35 | 2 | 29 | 13 |
20 | 26 | 15 | 9 | 22 | 5 | 32 |
3 | 34 | 25 | 12 | 19 | 27 | 11 |
30 | 10 | 28 | 23 | 7 | 1 | 16 |
17 | 33 | 4 | 21 | 14 | 31 | 8 |
2 команде
11 | 19 | 3 | 26 | 16 | 7 | 33 |
23 | 34 | 6 | 13 | 9 | 35 | 22 |
27 | 25 | 20 | 18 | 28 | 2 | 15 |
8 | 17 | 29 | 4 | 12 | 21 | 30 |
14 | 31 | 1 | 24 | 32 | 10 | 5 |
Конкурс "Не собьюсь!"
Каждый капитан должен считать, начиная с 1. При этом будет указана цифра, которую при счете нельзя называть, причем не только ее, а такие числа, которые на нее делятся и которые в нее входят. Вместо этих чисел нужно говорить фразу "Ай, да, я!"
6) Эстафета. Задания с мячом.
Участники команд становятся друг за другом: каждый член команды должен с мячом, как в баскетболе, добежать до столика с заданиями, написать ответ на свой вопрос и бежать обратно. Передача мяча сверху над головами и снизу – передача эстафеты.
Вопросы участникам команды.
№ | Вопрос | Ответ | ||
1. | Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону. | Высота | ||
2. | Число, обратное 2. | 1/2 | ||
3. | Параллелограмм, у которого есть прямой угол. | Прямоугольник | ||
4. | Число, которое делится без остатка на данное число. | Кратное данному | ||
5. | Часть прямой, ограниченная двумя точками. | Отрезок | ||
6. | Результат сложения. | Сумма | ||
7. | Прямоугольник, у которого все стороны равны. | Квадрат | ||
8. | Чему равно З2? | 9 | ||
9. | Хорда, проходящая через центр окружности. | Диаметр | ||
10. | Как найти делимое? | Делитель умножить на частное | ||
11. | Луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам. | Биссектриса | ||
12. | Формула площади треугольника. | 8=1/2аЬ | ||
13. | Результат вычитания. | Разность | ||
14. | Чему равна площадь квадрата? | 5=а2 | ||
15. | Как называется первая координата точки на плоскости? | Абсцисса | ||
16. | Чему равна величина угла равностороннего треугольника? | 60° | ||
17. | Как называется фигура, которая состоит из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки этой плоскости? | окружность |
7) Ребусы по информатике.
Командам предлагаются по три ребуса. В течение 2 минут участники команд должны подписать ответы к каждому рисунку и сдать результаты жюри. (Приложение1- Ребусы)
Ответы:
Дисковод
Винчестер
Порт
Массив
Монитор
Исполнитель
8) Конкурс логиков.
В строчке известного стихотворения все слова заменяются на противоположные. Игроки из перевертыша должны составить оригинал. По очереди отвечает каждая команда.
- По ней движутся кометы. Преувеличение. График обратной зависимости. (Гипербола)
- Ее любят летчики. Отрезок в треугольнике. Бывает над уровнем моря. (Высота)
- Их считают в двигателе машин. Есть такая шляпа. Он похож на кастрюлю. (Цилиндр).
- Это постоянно делают младенцы. Знаменитое число. Связь длины и диаметра окружности. (Пи)
- Раньше знак высшего образования. На генеральских погонах в старой армии. Косой квадрат. (Ромб)
- SQR – Qbasic. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
- Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
- У одних органов она нормальная, а у других ненормальная. В информатике – стандартная .... Иногда мы строим ее график. (Функция)
- За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
- 3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
- Бывает на номере углового дома. Этим стреляют из ружья. Ее выстукивают на барабане. (Дробь)
- У круга их нет. Проходит из угла в угол. В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагональ)
- Похож на елку. Шутовской колпак. Круглая пирамида. (Конус)
- В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
- У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и
- Подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь
- Держать ...” (Ответ) 18.Она нужна, чтобы не говорить глупостей. Когда одно вытекает из другого. Бывает математическая, а бывает женская. (Логика)
- Как муравьев в муравейнике... Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
- Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают. Когда строишь дом, ее нужно выдерживать. Равные отношения. (Пропорция)
- Он есть у луны и у тангенса. У меня сейчас он тяжелый. Если функция постоянно повторяется, то она имеет. (Период).
- Бывает музыкальный. Есть у квадрата и у тяжести. Середина диаметра. (Центр)
- Он очень толстый. Мы на нем живем. Похож на арбуз. (Шар).
- Круг, вписанный в прямоугольник. Если на круг посмотреть немного сбоку. Такая форма у орбиты Земли. (Эллипс)
- Их не хватает детям капитана Гранта. Военные их не разглашают. Бывают у вектора и у точки на плоскости. (Координаты)
- Бывает Евклидова, а бывает Лобачевского. Там одних теорем – штук сто. Главное в ней хороший чертеж. (Геометрия).
- Бывают такие коробки. В них играют малыши. Объемный квадрат (Куб)
- Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
- Оно бывает важное в функции. Может иметь историческое... Мама говорит, “Не предавай этому ...” (Значение)
- У толстых он большее. Есть у комнаты. Проще всего его найти у куба. (Объем)
- В физике их тоже много. На него можно сместиться. Складываются по правилу треугольников. Направленный отрезок. (Вектор).
- .На ней выступают акробаты. Бывает в птичьей клетке. Усеченный треугольник. (Трапеция)
- С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
- На них разбивают решение задачи. Есть в спектакле. Бывают арифметические (Действия).
- Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент).
- Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
- Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе ...” (Урок)
- Она есть на узорах и орнаментах. Она есть у квадрата, у круга, а у треугольника не всегда. Что справа, то и слева. (Симметрия)
- В классе их четыре. Измеряется транспортиром. Маленьких и непослушных туда ставят (Угол).
- Они есть для массы, длины, тока – для всего. Самое первое число. Не двойка, а еще хуже. (Единица).
- С них начинается любая тема. Без него не поймешь, о чем идет речь. Объясняют, что и как называется. (Определение).
- Оно требует логики. В геометрии их больше, чем в алгебре. Цепочка умозаключений. (Доказательство).
- Их придумывают математики. Есть – про треугольник, а есть про функции. Их нужно доказывать. (Теорема).
- Раньше это была бумажка, а сейчас монетка. В хоккее они меняются. Получать их приятно. (Пятерка).
9) Пока жюри подводит итоги и делает выводы мы с вами посмотрим домашние задания ребят. А домашнее задание было творческим на тему "Неопознанные математические объекты".
III. Подведение итогов. Поздравления.
Дается клятва.
Все учащиеся 8Г класса встают на колено поют песню
Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даем,
Мажорные звуки
Из нас посыпались и мы поем!
Пускай мы Пифагорами не станем,
А вдруг!
Ведь столько не разгадано еще вокруг!
Ведь творчества муки,
Нам интереснее сердечных мук!
и повторяют вслед за членом жюри:
“ Я, благородный рыцарь,
преклоняю свое колено перед Дамами моего Сердца, Царицами всех наук
- МА ТЕМА ТИКОЙ и ИНФОРМА ТИКОЙ!
Пройдя через трудные испытания, огонь, воду и медные трубы, всенародно клянусь:
- чтить и уважать МАТЕМАТИКУ, верить в ее теоремы и аксиомы;
- осваивать информационные технологии и программировать на всех известных и неизвестных языках;
- служить им преданно и верно;
- выполнять все задания, сколько трудны они не были;
- никогда не изменять этим Дамам;
- защищать их честные имена на всех турнирах и состязаниях!
Клятва была произнесена на торжественном “Посвящении в математики и информатики!”
Каждому ученику вручается текст клятвы. Звучат фанфары. А сейчас примите поздравления от уже опытных математиков и информатиков учащихся 9 Г класса, 10 Г класса, 11 Г класса.