Цель утренника: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях.
Класс украшается листами с вежливыми словами. На доске:
Вежливость – это монета,
которая дающему ничего не стоит,
а принимающему доставляет удовольствие
Восточная мудрость
Ход праздника
Учитель: Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас!
Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости. Что такое – быть вежливым?
(Выслушиваются ответы детей)
Ведущая: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.
Ведущий: Иногда, ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как взрослые… Но это не так.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез.
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придешь обедать к трем часам, -
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам…
А сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Ведущая: Ребята, чтобы быть вежливым, какие надо знать слова?
Ведущая проводит игру «Словарь вежливых слов».
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого /спасибо/ - Зазеленеет старый пень
Когда услышит /добрый день/ - Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы /спасибо/ - Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь /здравствуйте/ - Когда нас бранят за шалости,
Говорим /прости, пожалуйста/ - И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… /до свидания/
Ведущий: Но это не простые слова, а «волшебные». И сейчас вы в этом убедитесь.
Стук в дверь в класс входят неряшливо одетые мальчики в кепках.
1-й: Ха! У них праздник! Как надо поступать, если ты вежлив?
2-й: мы и без них знаем правила вежливости.
1-й:
Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель: Согласны, ребята?
/ После ответов детей мальчик «расколдовывается», снимая головной убор /
2-й:
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
/«Расколдовываем», находя ошибки /
3-й:
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть, прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
Учитель: Согласны? /Ответы детей/
4-й:
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножку подставлять,
Пугать из-за угла…
Учитель: Что на это скажете? /Ответы детей/
А еще девочек надо уметь вежливо пригласить на танец.
Дети танцуют вальс под музыку И.Штрауса
1 чтец:
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
2 чтец:
За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
3 чтец:
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.
4 чтец:
Отменить, что ли, слово «пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
5 чтец:
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
6 чтец:
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
7 чтец:
Эти слова всем известны давно.
Видишь – они и просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!
Дети поют песню «Добрый день» /сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина /
Грохот, стук. В дверь вбегает Цыпленок, обегает круг.
Навстречу – Заяц, Курица. Цыпленок сбивает Зайца. Заяц падает.
Курица: Цыпленок! Что же ты Зайца с ног сбил и даже не извинился?
Ко-ко-ко! Какая невоспитанность.
Цыпленок: Я очень спешу!
Вы же сами пирогов напекли,
Гостей позвали…
Цыпленок видит стол с пирогами и сразу садится за стол.
Цыпленок: Сейчас попробую ваши пироги, Тетушка Курица.
Заяц: Невежа, не постучав, в дом вбежал, ног не вытер, не поздоровался.
Курица: Не умеете себя вести – в гости не ходи!
Ребята, как надо вести себя в гостях? /ответы детей/
Цыпленок: Воспитатели нашлись!
Вместо угощенья – одни поученья!
И зачем меня все воспитывают?
Цыпленок исполняет песню «Воспи-пи-пи-питание» /сл. Н.Пескова, муз. М.Либина/
Уйду в лес, один буду жить!
Появляется декорация леса. Цыпленок делает шалаш. Появляется медведь.
Медведь: Эй, Цыпленок, чей это шалаш?
Толкает Цыпленка, он падает, лезет в шалаш и ломает его.
Цыпленок:
Нельзя без приглашенья
В чужой дом входить.
Ты сломал мой дом-шалаш.
Научись себя вести –
Потом в гости приходи!
Не хочу быть на него похожим.
Буду всегда добрым и вежливым.
Дети исполняют песню «Если добрый ты» /сл. А.Хайта, муз. Б.Савельева/
Инсценировка стихотворения С.Маршака «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушлив будь и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай
И бабушку медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не нужно, нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Учитель: Да, мишку учили правильным поступкам, но еще нужно время, чтобы мишка стал вежливым. А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – молчите.
Ведущие задают загадки по очереди.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Ученица:
- Слушай, хорошенько, - кукле я сказала, -
Хватит наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А еще не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Старичкам в трамвае место уступают.
Будь и ты такой же – и тебя вот ту
Вежливою девочкой дети назовут.
Учитель: Ребята, а как можно проявлять добрые чувства к окружающим?
/Ответы детей/
1 чтец:
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
2 чтец:
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
3 чтец:
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
4 чтец:
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
5 чтец:
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
6 чтец:
И ежели вы вежливы,
То книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
7 чтец:
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
8 чтец:
Давайте с вами будем всерьез, не для игры,
Ко всем зверям и людям вежливы и добры.
Чтоб стал наш мир похожим на яблоню в цвету.
Дари, дари прохожим тепло и доброту.
9 чтец:
Будем вежливыми и добрыми всегда-всегда-всегда
И тогда нас не коснется беда никогда!
10 чтец:
Чтоб никого не обижать,
Друг друга надо уважать.
И не грубить, и не дразнить,
И «здравствуй» говорить.
11 чтец:
А если спросишь где-нибудь,
То очень, очень вежлив будь,
На плохую жизнь не жалуйся
И говори волшебное «пожалуйста».
Ведущий: Много славных дел ждет нас впереди, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Ведущая: И не забывать дарить людям улыбки.
Исполняется песня «Улыбка» /сл. Пляцковского, муз. В.Шаинского/
Учитель:
Тогда и я хочу сказать вам на прощанье,
Перед тем, как нам расстаться
И уйти по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Все (хором): Спасибо за внимание.
До встречи! До свидания!