1. Пояснительная записка.
Программа “Химия вокруг нас” рассчитана на 34 недели, по 1 часу в неделю. Курс состоит из пяти разделов:
Тема № 1. Первоначальные химические понятия.
Тема № 2. Химическая лаборатория.
Тема №3. Химия и планета Земля.
Тема №4. История химии.
Тема №5. Химия вокруг нас.
Кроме изучения теоретического материала, учащимся предлагаются 3 практические работы. Цель практических работ - изучение правил ТВ при работе в кабинете химии, знакомство с лабораторным оборудованием, приобретение простейших практических умений и навыков при работе с веществами.
Первое знакомство с практической химией невозможно без посещения химической лаборатории. Планируется 2 экскурсии: 1)экскурсия в лабораторию 2) экскурсия в аптеку или поликлинику.
Учащиеся знакомятся с современными методами исследования, приборами и оборудованием, используемыми в настоящее время.
При отборе содержания курса учитываются возрастные особенности учащихся, непрерывность и преемственность в изучении предметов естественно-научного цикла.
2. Основные цели и задачи курса химии.
Как отмечается в Концепции школьного химического образования, “основной задачей пропедевтических курсов является формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
Независимо от варианта проведения занятий можно выделить следующие основные задачи, решаемые на пропедевтическом этапе обучения химии;
- создание мотивации к изучению химии;
- воспитание у учащихся бережного отношения к природе;
- создание в представлении учащихся образа химии как интегрирующей
- науки, имеющей огромное значение в жизни общества; S формирование у учащихся элементарных практических умений;
- подготовка учащихся к восприятию нового предмета, сокращение и облегчение адаптационного периода.
Главная цель курса - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
3. Планируемые результаты работы.
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
1) Что изучает химия?
2) Основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества).
3) Понятие “валентность”, “формула вещества”.
4) Понятие химической реакции, сущность химических превращений.
5) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д. Уметь обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ.
6) Историю развития химии.
7) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева.
8) Влияние человека на природу.
Учащиеся должны уметь:
1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси.
2) Составлять химические формулы веществ, определять валентность.
3) Отличать физические явления от химических.
4) Работать с простейшим химическим оборудованием.
5) Планировать и проводить эксперименты.
6) Описывать явления.
7) Составлять уравнения реакций
8) Предсказывать признаки и условия реакции.
4. Основное содержание тем.
Тема №1.
“Первоначальные химические понятия”.
(10 часов)
- Химия - наука о веществах.
- Школьный кабинет химии.
- Атом. Молекула. Простые и сложные вещества. Вещество и смесь.
- Знаки химических элементов.
- Химические формулы. Валентность.
- Физические и химические явления.
- Химические реакции.
- Уравнения химических реакций.
Тема №2.
“Химическая лаборатория”.
(6 часов)
- Правила техники безопасности.
- Химическая лаборатория.
- Химическая посуда.
- Лабораторный штатив.
- Спиртовка.
- Экскурсия.
- Практические работы
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией
№3 Признаки и условия химических реакций.
Тема №3.
“Химия и планета Земля”.
(8 часов)
- Воздух. Вода. Литосфера.
- Кристаллы. Полезные ископаемые.
- Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.
Тема №4.
“История химии”.
(4 часа)
- Алхимический период в истории химии.
- Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
- Химическая революция.
Основные направления развития современной химии.
Тема №5.
“Химия вокруг нас”.
(6 часов)
- Пища.
- Лекарства.
- Парфюмерия.
- Бытовая химия.
- Соединения, используемые для ремонта.
Тематическое планирование.
Тема №1.
“Первоначальные химические понятия”.
(10 часов.)
Урок 1 Химия - наука о веществах. Знакомство со школьным кабинетом химии. Правила ТБ при работе в кабинете химии.
Урок 2 Атом. Молекула. Простые и сложные вещества. Вещество и смесь.
Урок 3 Знаки химических элементов. Химические формулы. Валентность.
Урок 4 Составление формул бинарных соединений по валентности химических элементов, образующих их.
Урок 5 Определение валентности химических элементов, входящих в бинарные соединения, по химической Формуле.
Урок 6 Физические и химические явления. Химические реакции.
Урок 7,8 Уравнения химических реакций. Коэффициенты.
Урок 9 Типы химических реакций.
Урок 10 Урок-обобщение.
Тема №2.
“Химическая лаборатория”.
(6 часов)
Урок 11 Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.
Урок 12, 13 Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.
Урок 14,15 Практическая работа №3. Признаки и условия химических реакций.
Урок 16 Современные методы исследования. Экскурсия в химическую лабораторию.
Тема №3.
“Химия и планета Земля”.
(8 часов)
Урок 17 Воздух.
Урок 18 Влияние человека на атмосферу.
Урок 19 Вода - уникальное вещество.
Урок 20 Вода и жизнь людей.
Урок 21 Химия литосферы. Кристаллы.
Урок 22 Полезные ископаемые.
Урок 23 Круговорот химических элементов.
Урок 24 Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды. Влияние химических загрязнителей на живые организмы. Современные промышленные технологии, уменьшающие химическое загрязнение окружающей среды.
Тема №4.
“История химии”
Урок 25 Алхимический период в истории химии.
Урок 26 Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
Урок 27 Химическая революция.
Урок 28 Основные направления развития современной химии.
Тема №5.
“Химия вокруг нас”.
(6 часов)
Урок 29 Химические соединения, используемые при приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал, жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами.
Урок 30 Лекарственные вещества. Меры безопасности при обращении с ними. Экскурсия в аптеку или поликлинику.
Урок 31 Средства личной гигиены и парфюмерии, используемые человеком (мыло, парфюмерия). Меры безопасности при обращении с ними.
Урок 32 Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры безопасности при обращении с ними.
Урок 33 Химические соединения, применяемые для ремонта квартиры (известь, лаки, краски, растворители, клей и др.). Меры безопасности при обращении с ними.
Урок 34 Урок-обобщение.
Экскурсии: экскурсия в аптеку или поликлинику.
Демонстрации:
- устройство ватно-марлевой повязки;
- действие кислотных дождей на растения.