Календарно-тематическое планирование по "Основам безопасности жизнедеятельности" в 5–6-х классах

Разделы: ОБЖ


Количество часов по учебному плану: 5 кл. (34 час), 6 кл. (34 час)

Составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-6-х классах и Программы авт. Б.И. Мишин "Основы безопасности жизнедеятельности" Утверждена МО РФ 1-11-е кл. М.:  "Дрофа" 2002.

Учебники: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельгости: 5-6-й класс, Учебник для общеобразовательных учреждений М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

№ урока Тема  Обще-
учебные
знания
умения
и навыки
 
Практи-
ческая
работа
 
Вид
контроля (мони-
торинг
учителя, администрации школы, МУО)
 
Учебно-
методи-
ческое
обеспе-
чение
 
Домашнее задание 

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Раздел 1. Чрезвычайные, опасные ситуации (6 час.) 
1 Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Безопасность. Опасные, чрезвычайные, крупномасштабные, экстремальные ситуации.   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §1, вопр. стр. 8
2 Главные формулы ОБЖ. Правила поведения в опасной ситуации Нарисовать схему дороги в школу, указать опасные места  Мониторинг учителя    §2, вопр. стр. 10 Памятка.
3 Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Причины возникновения опасных ситуаций: незнание, непослушание, каприз, глупость, невнимательность и т.д. Рекомендации – предостережения. Рисунок – проект знаков опасности Мониторинг учителя   Пословицы, поговорки об опасностях. §3, зад. 5 стр. 15
4 Опасные ситуации в городе. Основные виды городских опасностей и их причины: загрязнение окружающей среды, транспорт, правонарушения, городские соблазны. Экскурсия  Мониторинг учителя     §4. отчет по экскурсии
5 Службы ЧС и сигналы оповещения об опасности. МЧС, ГОЧС, ПСС, сигналы оповещения, городская служба МЧС    Мониторинг учителя экстренные телефонные номера в городе §5 зад 5, 6 стр. 25
6 Правила эвакуации из школьного здания. План эвакуации,
сигнал эвакуации, эвакуационные надписи в школьном здании, соблюдение правил эвакуации.
Практ. работа “Спасение из школьного здания”  Мониторинг учителя   план эвакуации из школы Повт.§1–5, зад.3, 5 стр. 20
Раздел 2. Безопасность в жилище (7 час.) 
7 Опасные ситуации в жилище. Возгорания, бытовые травмы, падения с высоты, конфликты, утеря ключей, кражи, мошенничество, затопления, повреждения здания, имущества, лифт.   Мониторинг учителя  Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §6 , зад.6 стр. 31
8 Пожары, и как их не допустить Эвакуация из горящего здания, средства тушения пожара. Причины пожаров, последовательность неотложных и обязательных действий, средства тушения пожара, пенный, порошковый, углекислотный огнетушители Практ. работа "Устройство огнетушителя" Мониторинг учителя Инструкция по устройству огнетушителя §7, памятка
9 Опасные газы. С ними не шутят. Угарный газ, оксид азота, бытовой газ, правила оказания помощи при отравлениях газом. Практ работа: "Оказание помощи при отравлении газом" Мониторинг учителя   §9, зад5. стр. 45
10 Затопление жилища. Причины затопления, последовательность действий при затоплениях, правила предотвращения затопления. Службы ремонта (адреса, телефоны) Практ. работа “Как сообщить об аварии по телефону” Мониторинг учителя   §10, алгоритм
11 Взрыв и обрушения в доме. Землетрясения. Причины разрушения, последовательность действий при разрушениях. Практ. работа “Безопасные места в школе при землетрясении” Мониторинг учителя   §11
12 Опасные вещества в быту Средства бытовой химии, надписи на упаковках, косметические препараты, лекарства, ядовитые вещества: формальдегид, тяжелые металлы, пестициды, нитраты, Практ. работа "Оказание помощи при отравлении средствами бытовой химии" Мониторинг учителя   §12.1
13 Отравления и оказание первой доврачебной помощи при отравлениях Признаки отравления, последовательность оказания помощи, вызов врача Выставка-экскурсия по этикеткам средств бытовой химии Мониторинг учителя   §12.2
Раздел 3. Безопасность на дорогах, транспорте (5 час.) 
14 Опасные ситуации на дорогах и тротуарах Правила дорожного движения: светофор, перекресток, разметка на дорогах, тормозной путь, тротуар. Экскурсия по городу "Светофор. Разметка дороги” Мониторинг учителя   §13.1
15 Безопасность в общественном и личном транспорте Посадка и выход в общественном транспорте. Пожар, авария, внезапная остановка, Практ. работа. Ролевая игра “Случай в автобусе” Мониторинг учителя А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §13.2
16 Безопасность на железнодорожном транспорте. Я пассажир поезда. Причины опасных ситуаций на ж\д. Правила на ж\д. Знаки на ж\д: шлагбаум, переезд, стоп-кран, эскалатор, турникет   Мониторинг учителя А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §16, памятка
17 Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте Несчастные случаи на воде: судороги, "смелость и лихость", столкновения судов, пробоины в днище лодки, поломки механизмов, взрыв на судне, шторм. Эвакуация с судна. Советы опытных спасателей. Команды на судах   Мониторинг учителя А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §17, памятка
18 Аварийные ситуации на воздушном транспорте Авиалайнер, условные знаки в аэропорту и в самолете, герметизация, разгерметизация, трап, вынужденная посадка   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §19, памятка
Раздел 4. Безопасность в городе (5 час.) 
19 Опасности на улицах города. Толпа. "Паническое бегство" источник опасности, паника, правила поведения в толпе Практ работа “Пройди в толпе”   А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §15
20 Опасности тонкого льда. Способы спасения и выживания в холодной воде. Полынья, кромка льда, скользящий шаг, дрожь (озноб), страховка, правила спасения тонущего, оказание первой помощи пострадавшему   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §15.2. 18
21 Ситуации криминального характера Покушение, жертва, преступник, бдительность, самообладание, язык жестов, агрессия Ролевая игра “Преступник–жертва” Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §20.1
22 Как защитить свой дом. Кража, ограбление. Причины проникновения в дом воров. Действия при попытке проникновения Практ. работа “Один дома” Мониторинг учителя   §20.2
23 Криминальные ситуации на улице и других общественных местах. Уголовный кодекс, закон, статья закона, происшествие, самооборона, угроза применения оружия

 

  Мониторинг учителя Документы: Закон, Уголовный кодекс

 

§20.3
Раздел 5. Экологическая безопасность (5 час.) 
24 Нарушение экологического равновесия. За воздух без смога. Экологические проблемы, окружающая среда, аварийные выбросы, бытовые, промышленные отходы, потенциальные источники, смог, самозащита, чистый воздух Коллективный коллаж-рисунок “Кто и чем загрязняет наш город” Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §21.1
25 Вода – формула жизни Синтетические моющие средства (СМС), кислотные дожди, питьевая, промышленная вода, фильтр,   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §21.2
26 Загрязнение почвы Исчезновение почвы, опустынивание, эрозия почв   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §21.3
27 Продукты питания – под контролем Чистые продукты, сертификат качества, Экскурсия в продуктовый магазин “Качественные и некачественные продукты” Мониторинг учителя   §21.4
28 Шум. Радиация. Вибрация. Безопасный компьютер “Шумовое загрязнение”, инфразвуки, “вибрационная болезнь”, электромагнитные излучения, радиация,   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ §21.5
6 раздел. Оказание первой медицинской помощи (4 час.) 
29 Виды ранений, кровотечений. Первоначальная обработка раны. Неотложные меры, кровотечение (капиллярное, венозное, артериальное), жгут, закрутка, инфицирование, антисептики, Практическая работа “Знакомство с предметами для оказания помощи” Мониторинг учителя   §22.1 Памятка в тетради
30 Носовое, внутреннее кровотечение Пузырь со льдом. Практическая работа “Наложение повязки. Обработка раны” Мониторинг учителя   §22.1 Памятка в тетради
31 Помощь при термических ожогах Термический ожог, степени ожогов, правила оказания помощи при ожогах Практическая работа “Помощь при ожоге” Мониторинг учителя   §22.2 Памятка в тетради
32 Помощь при химических отравлениях и ожогах. Концентрированная кислота, щелочь, негашеная известь Практическая работа “Помощь при химическом отравлении” Мониторинг учителя   §22.3 Памятка в тетради
33 Контрольно-обобщающий урок Знание памяток поведения в опасных ситуациях. Общественный смотр знаний (администрация, родители)    

 

34 Экскурсия по улицам города Скоро каникулы. Правила поведения дома, на улице, на проезжей части.        

6-й класс

№ урока  Тема  Общеучебные знания умения и навыки  Практическая работа  Вид контроля (мониторинг учителя, администрации школы, МУО)  Учебно-методическое обеспечение  Домашнее задание 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях (22 час.) 

1 Введение Чрезвычайные и экстремальные ситуации, безопасность человека       Стр.3–5
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее (3 час.) 
2 Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Опасность, автономное существование, природная среда, климатогеографические особенности   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 1
3 Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. Природные, техногенные, социальные факторы, личное, групповое снаряжение, Практ. работа. Игра “Собери рюкзак” Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 2 зад.
стр.15
4 Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе. Факторы неудачи: страх, боль, переутомление, уныние. Физиологические факторы: холод, жара, жажда, голод,   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 3
5 Алгоритм действий в экстремальной ситуации в природе Как успокоиться, как оценить ситуацию, построение плана действий в конкретной ситуации Практ. работа в группах “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 4
Глава 2. Смена климатогеографических условий (2час) 
6 Особенности акклиматизации в различных местах Земли. Климат, климатические зоны Земли, акклиматизация, смена климата, жаркий, холодный, горный, морской климаты, кислородное голодание, горная болезнь, тепловой удар. Практ. работа с картой “Климатические, природные зоны Мира” Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 5 зад. 6
стр. 30–31
7 Общие правила успешной акклиматизации Режим питания, потребления питьевой воды, сезонная, погодная одежда, реакклиматизация   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 6
Глава 3. Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (16 час.) 
7 Если ты отстал от группы. Оценка ситуации, принятие решения   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 7
8 Если ты заблудился в лесу Ориентирование на местности, определение сторон света, движение по ориентирам, использование подручных средств для ориентирования   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 8 зад.
стр. 40
9 Авария транспортного средства в безлюдной местности. Аварии автомобиля, самолета и др. транспортных средств, поисково-спасательные группы, “точка возврата”   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 9
10 Сигналы бедствия. Сигналы местонахождения, способы подачи сигналов, Сигналы международного кода Практическая работа “Как подать сигнал о местонахождении, просьбу о спасении” Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 10
11 Ориентирование по компасу. Компас, правила пользования, ориентирование по компасу Практическая работа “Ориентирование по компасу!” Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 11
12 Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. Гномон, солнечные часы, звездное небо   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” §12
13 Ориентирование по местным признакам Природные ориентиры   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 13 зад.1, 2
стр. 58–59
14 Как находить дорогу к жилью. Сакма, тропа человека, звериная тропа, приметы дороги в лесу, в песках, степи   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 14
15 Устройства временных укрытий (жилищ) Временное укрытие, выбор места, постройка укрытия в разное время года из различного материала Практ. Работа “построй укрытие” (кубики, карандаши, ткань, веревка и др.) Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 15
16 Добывание огня, разведение костра. Место для костра, способы добычи огня, Разжигание костра: растопка, “зажигательные палочки”. Сохранение огня. Типы костров. Очаг. Практ. Работа “Типы костров” Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 16
17 Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление бытовых приборов из подручных средств   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 17 Практ. работа “Изготовление бытовых приборов из различного материала”
18 Поиск и добывание воды. Водно-солевой режим человека. Как сохранить воду в организме. Природные признаки определения воды, добыча воды летом и зимой. Правила обезвреживания воды. Опреснение воды. Фильтрование.   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 18
19 Организация питания. Добывание пищи. Рецепты походных блюд. Голод. Источники пищи в в лесу, в пустыне, в степи, в пресной, соленой воде. Как добыть пищу. Орудия лова и охоты. Сохранение пищи. Практ работа “Меню для лесного, морского, степного обеда” Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 19
20 Личная гигиена в походе. Уход за одеждой и обувью. Чистый – значит здоровый. Природные моющие средства, уход за одеждой обувью   Мониторинг учителя Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 20
21 Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Правила поведения при встрече со зверем, как переправиться через водную преграду, как пройти по болоту, движение в горах, страховка. Защита от молнии   Мониторинг учителя Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖЭнциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” § 21
22 Контрольно-обобщающий урок по изученным темам. Памятки и правила при автономном существовании Игра-эстафета “Помоги себе сам” Мониторинг учителя Общественный смотр знаний (администрация, родители, учителя)  
Раздел 2. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях (12 час.) 
23 Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания помощи пострадавшему. Методы самоконтроля здоровья. Порядок оказания себе первой помощи. Принципы помощи пострадавшему (необходимо–недопустимо).   Мониторинг учителя   Стр. 136–137, памятка
24 Аптечка, природные лекарственные средства. Необходимое содержание походной аптечки. Лекарственные растения в природе. Практ. работа “Лесная аптека” Мониторинг учителя   Стр. 139–141, (коллекция этикеток лекарственных трав)
25 Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Потертости,мозоли. Причины их возникновения. Предупреждение. Первая помощь. Ссадина. Как оказать помощь.   Мониторинг учителя   Стр. 142–144
26 Закрытые травмы. Способы наложения шины. Повязки. Ушибы, растяжения, разрыв связок, вывихи, сдавление, размозжение, переломы (открытые, закрытые). Помощь при травмах. Практ. работа “как наложить шину” Мониторинг учителя   Стр. 144–149
27 Укусы животных. Гнус. Репелленты. Кровососущие, жалящие насекомые. Заболевания, передающиеся через укусы насекомых. Укусы пауков, змей, хищных животных. Интоксикация. Заболевания, передающиеся животными. Прививки. Сыворотка. Первая помощь.   Мониторинг учителя   Стр. 149–158, (коллекция изображений опасных животных)
28 Отравления.     Мониторинг учителя   Стр. 158–160
29 Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации. Как помочь тонущему. Предметы-помощники в спасении. Первая помощь: искусственное дыхание, наружный массаж сердца. Практ. работа “Помощь утопающему” Мониторинг учителя   Стр. 160–162
30 Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией Солнечный, тепловой удар. Признаки поражения. Обморок. Обморожение. Признаки обморожения. Первая помощь при обморожениях. Помощь пораженному молнией. Практ. работа “Помощь при солнечном ударе, обморожении” Мониторинг учителя   Стр. 162–167
31 . Заболевания глаз, удаление инородных тел их глаза, уха, носа. Слепота. Раздражение глаз. Конъюнктивит. Инородные тела в глазу, ухе, носу. Первая помощь.   Мониторинг учителя   Стр. 167–169
32 Переноска пострадавших без носилок. Практ. работа “Способы переноски пострадавших”   Мониторинг учителя   Стр.169–172
33 Контрольно-обобщающий урок. Игра-эстафета “Несчастный случай в походе” Общественный смотр знаний (администрация, учителя, родители)  
34 Скоро каникулы. Как сохранить свое здоровье летом. Правила поведения на улице, в тайге, на реке. Экскурсия по окрестностям города      

Для составления тематического планирования по данному курсу использована следующий УМК:

  • программа по ОБЖ составленная Мишиным Б.И., утвержденной Министерством образования Российской Федерации для 1–11-х классов в 2002 году;
  • учебник М.П. Фролов, Е.Н. Литвинцев, А.Т. Смирнов и др. “Основы безопасности жизнедеятельности” для 5–6-го класса. М.: Издательство АСТ, 2003;
  • детская энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ. М.: Издательство “Астрель”, 2003;
  • энциклопедия для детей “Личная безопасность”. М.: “Аванта+”, 2003;
  • А. Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях”. М.: “Эксмо”, 2003.