Количество часов по учебному плану: 5 кл. (34 час), 6 кл. (34 час)
Составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-6-х классах и Программы авт. Б.И. Мишин "Основы безопасности жизнедеятельности" Утверждена МО РФ 1-11-е кл. М.: "Дрофа" 2002.
Учебники: М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельгости: 5-6-й класс, Учебник для общеобразовательных учреждений М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
№ урока | Тема | Обще- учебные знания умения и навыки |
Практи- ческая работа |
Вид контроля (мони- торинг учителя, администрации школы, МУО) |
Учебно- методи- ческое обеспе- чение |
Домашнее задание | |||
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
|||||||||
Раздел 1. Чрезвычайные, опасные ситуации (6 час.) | |||||||||
1 | Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? | Безопасность. Опасные, чрезвычайные, крупномасштабные, экстремальные ситуации. | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §1, вопр. стр. 8 | ||||
2 | Главные формулы ОБЖ. | Правила поведения в опасной ситуации | Нарисовать схему дороги в школу, указать опасные места | Мониторинг учителя | §2, вопр. стр. 10 Памятка. | ||||
3 | Как научиться выявлять и предвидеть опасности. | Причины возникновения опасных ситуаций: незнание, непослушание, каприз, глупость, невнимательность и т.д. Рекомендации – предостережения. | Рисунок – проект знаков опасности | Мониторинг учителя | Пословицы, поговорки об опасностях. | §3, зад. 5 стр. 15 | |||
4 | Опасные ситуации в городе. | Основные виды городских опасностей и их причины: загрязнение окружающей среды, транспорт, правонарушения, городские соблазны. | Экскурсия | Мониторинг учителя | §4. отчет по экскурсии | ||||
5 | Службы ЧС и сигналы оповещения об опасности. | МЧС, ГОЧС, ПСС, сигналы оповещения, городская служба МЧС | Мониторинг учителя | экстренные телефонные номера в городе | §5 зад 5, 6 стр. 25 | ||||
6 | Правила эвакуации из школьного здания. | План эвакуации, сигнал эвакуации, эвакуационные надписи в школьном здании, соблюдение правил эвакуации. |
Практ. работа “Спасение из школьного здания” | Мониторинг учителя | план эвакуации из школы | Повт.§1–5, зад.3, 5 стр. 20 | |||
Раздел 2. Безопасность в жилище (7 час.) | |||||||||
7 | Опасные ситуации в жилище. | Возгорания, бытовые травмы, падения с высоты, конфликты, утеря ключей, кражи, мошенничество, затопления, повреждения здания, имущества, лифт. | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §6 , зад.6 стр. 31 | ||||
8 | Пожары, и как их не допустить Эвакуация из горящего здания, средства тушения пожара. | Причины пожаров, последовательность неотложных и обязательных действий, средства тушения пожара, пенный, порошковый, углекислотный огнетушители | Практ. работа "Устройство огнетушителя" | Мониторинг учителя | Инструкция по устройству огнетушителя | §7, памятка | |||
9 | Опасные газы. С ними не шутят. | Угарный газ, оксид азота, бытовой газ, правила оказания помощи при отравлениях газом. | Практ работа: "Оказание помощи при отравлении газом" | Мониторинг учителя | §9, зад5. стр. 45 | ||||
10 | Затопление жилища. | Причины затопления, последовательность действий при затоплениях, правила предотвращения затопления. Службы ремонта (адреса, телефоны) | Практ. работа “Как сообщить об аварии по телефону” | Мониторинг учителя | §10, алгоритм | ||||
11 | Взрыв и обрушения в доме. Землетрясения. | Причины разрушения, последовательность действий при разрушениях. | Практ. работа “Безопасные места в школе при землетрясении” | Мониторинг учителя | §11 | ||||
12 | Опасные вещества в быту | Средства бытовой химии, надписи на упаковках, косметические препараты, лекарства, ядовитые вещества: формальдегид, тяжелые металлы, пестициды, нитраты, | Практ. работа "Оказание помощи при отравлении средствами бытовой химии" | Мониторинг учителя | §12.1 | ||||
13 | Отравления и оказание первой доврачебной помощи при отравлениях | Признаки отравления, последовательность оказания помощи, вызов врача | Выставка-экскурсия по этикеткам средств бытовой химии | Мониторинг учителя | §12.2 | ||||
Раздел 3. Безопасность на дорогах, транспорте (5 час.) | |||||||||
14 | Опасные ситуации на дорогах и тротуарах | Правила дорожного движения: светофор, перекресток, разметка на дорогах, тормозной путь, тротуар. | Экскурсия по городу "Светофор. Разметка дороги” | Мониторинг учителя | §13.1 | ||||
15 | Безопасность в общественном и личном транспорте | Посадка и выход в общественном транспорте. Пожар, авария, внезапная остановка, | Практ. работа. Ролевая игра “Случай в автобусе” | Мониторинг учителя | А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §13.2 | |||
16 | Безопасность на железнодорожном транспорте. Я пассажир поезда. | Причины опасных ситуаций на ж\д. Правила на ж\д. Знаки на ж\д: шлагбаум, переезд, стоп-кран, эскалатор, турникет | Мониторинг учителя | А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §16, памятка | ||||
17 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте | Несчастные случаи на воде: судороги, "смелость и лихость", столкновения судов, пробоины в днище лодки, поломки механизмов, взрыв на судне, шторм. Эвакуация с судна. Советы опытных спасателей. Команды на судах | Мониторинг учителя | А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §17, памятка | ||||
18 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте | Авиалайнер, условные знаки в аэропорту и в самолете, герметизация, разгерметизация, трап, вынужденная посадка | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §19, памятка | ||||
Раздел 4. Безопасность в городе (5 час.) | |||||||||
19 | Опасности на улицах города. Толпа. | "Паническое бегство" источник опасности, паника, правила поведения в толпе | Практ работа “Пройди в толпе” | А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §15 | ||||
20 | Опасности тонкого льда. Способы спасения и выживания в холодной воде. | Полынья, кромка льда, скользящий шаг, дрожь (озноб), страховка, правила спасения тонущего, оказание первой помощи пострадавшему | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §15.2. 18 | ||||
21 | Ситуации криминального характера | Покушение, жертва, преступник, бдительность, самообладание, язык жестов, агрессия | Ролевая игра “Преступник–жертва” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §20.1 | |||
22 | Как защитить свой дом. | Кража, ограбление. Причины проникновения в дом воров. Действия при попытке проникновения | Практ. работа “Один дома” | Мониторинг учителя | §20.2 | ||||
23 | Криминальные ситуации на улице и других общественных местах. | Уголовный кодекс, закон, статья
закона, происшествие, самооборона, угроза
применения оружия
|
Мониторинг учителя | Документы: Закон, Уголовный кодекс
|
§20.3 | ||||
Раздел 5. Экологическая безопасность (5 час.) | |||||||||
24 | Нарушение экологического равновесия. За воздух без смога. | Экологические проблемы, окружающая среда, аварийные выбросы, бытовые, промышленные отходы, потенциальные источники, смог, самозащита, чистый воздух | Коллективный коллаж-рисунок “Кто и чем загрязняет наш город” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §21.1 | |||
25 | Вода – формула жизни | Синтетические моющие средства (СМС), кислотные дожди, питьевая, промышленная вода, фильтр, | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §21.2 | ||||
26 | Загрязнение почвы | Исчезновение почвы, опустынивание, эрозия почв | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §21.3 | ||||
27 | Продукты питания – под контролем | Чистые продукты, сертификат качества, | Экскурсия в продуктовый магазин “Качественные и некачественные продукты” | Мониторинг учителя | §21.4 | ||||
28 | Шум. Радиация. Вибрация. Безопасный компьютер | “Шумовое загрязнение”, инфразвуки, “вибрационная болезнь”, электромагнитные излучения, радиация, | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ | §21.5 | ||||
6 раздел. Оказание первой медицинской помощи (4 час.) | |||||||||
29 | Виды ранений, кровотечений. Первоначальная обработка раны. | Неотложные меры, кровотечение (капиллярное, венозное, артериальное), жгут, закрутка, инфицирование, антисептики, | Практическая работа “Знакомство с предметами для оказания помощи” | Мониторинг учителя | §22.1 Памятка в тетради | ||||
30 | Носовое, внутреннее кровотечение | Пузырь со льдом. | Практическая работа “Наложение повязки. Обработка раны” | Мониторинг учителя | §22.1 Памятка в тетради | ||||
31 | Помощь при термических ожогах | Термический ожог, степени ожогов, правила оказания помощи при ожогах | Практическая работа “Помощь при ожоге” | Мониторинг учителя | §22.2 Памятка в тетради | ||||
32 | Помощь при химических отравлениях и ожогах. | Концентрированная кислота, щелочь, негашеная известь | Практическая работа “Помощь при химическом отравлении” | Мониторинг учителя | §22.3 Памятка в тетради | ||||
33 | Контрольно-обобщающий урок | Знание памяток поведения в опасных ситуациях. | Общественный смотр знаний (администрация, родители) |
|
|||||
34 | Экскурсия по улицам города | Скоро каникулы. Правила поведения дома, на улице, на проезжей части. | |||||||
6-й класс |
|||||||||
№ урока | Тема | Общеучебные знания умения и навыки | Практическая работа | Вид контроля (мониторинг учителя, администрации школы, МУО) | Учебно-методическое обеспечение | Домашнее задание | |||
Раздел 1. Безопасность и защита человека в экстремальных природных условиях (22 час.) |
|||||||||
1 | Введение | Чрезвычайные и экстремальные ситуации, безопасность человека | Стр.3–5 | ||||||
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее (3 час.) | |||||||||
2 | Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | Опасность, автономное существование, природная среда, климатогеографические особенности | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 1 | ||||
3 | Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. | Природные, техногенные, социальные факторы, личное, групповое снаряжение, | Практ. работа. Игра “Собери рюкзак” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 2 зад. стр.15 |
|||
4 | Факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе. | Факторы неудачи: страх, боль, переутомление, уныние. Физиологические факторы: холод, жара, жажда, голод, | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 3 | ||||
5 | Алгоритм действий в экстремальной ситуации в природе | Как успокоиться, как оценить ситуацию, построение плана действий в конкретной ситуации | Практ. работа в группах “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 4 | |||
Глава 2. Смена климатогеографических условий (2час) | |||||||||
6 | Особенности акклиматизации в различных местах Земли. | Климат, климатические зоны Земли, акклиматизация, смена климата, жаркий, холодный, горный, морской климаты, кислородное голодание, горная болезнь, тепловой удар. | Практ. работа с картой “Климатические, природные зоны Мира” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 5 зад. 6 стр. 30–31 |
|||
7 | Общие правила успешной акклиматизации | Режим питания, потребления питьевой воды, сезонная, погодная одежда, реакклиматизация | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 6 | ||||
Глава 3. Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (16 час.) | |||||||||
7 | Если ты отстал от группы. | Оценка ситуации, принятие решения | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 7 | ||||
8 | Если ты заблудился в лесу | Ориентирование на местности, определение сторон света, движение по ориентирам, использование подручных средств для ориентирования | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 8 зад. стр. 40 |
||||
9 | Авария транспортного средства в безлюдной местности. | Аварии автомобиля, самолета и др. транспортных средств, поисково-спасательные группы, “точка возврата” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 9 | ||||
10 | Сигналы бедствия. | Сигналы местонахождения, способы подачи сигналов, Сигналы международного кода | Практическая работа “Как подать сигнал о местонахождении, просьбу о спасении” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 10 | |||
11 | Ориентирование по компасу. | Компас, правила пользования, ориентирование по компасу | Практическая работа “Ориентирование по компасу!” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 11 | |||
12 | Ориентирование по Солнцу, Луне, звездам. | Гномон, солнечные часы, звездное небо | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | §12 | ||||
13 | Ориентирование по местным признакам | Природные ориентиры | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 13 зад.1, 2 стр. 58–59 |
||||
14 | Как находить дорогу к жилью. | Сакма, тропа человека, звериная тропа, приметы дороги в лесу, в песках, степи | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 14 | ||||
15 | Устройства временных укрытий (жилищ) | Временное укрытие, выбор места, постройка укрытия в разное время года из различного материала | Практ. Работа “построй укрытие” (кубики, карандаши, ткань, веревка и др.) | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 15 | |||
16 | Добывание огня, разведение костра. | Место для костра, способы добычи огня, Разжигание костра: растопка, “зажигательные палочки”. Сохранение огня. Типы костров. Очаг. | Практ. Работа “Типы костров” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 16 | |||
17 | Обеспечение бытовых потребностей. | Изготовление бытовых приборов из подручных средств | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”,А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 17 Практ. работа “Изготовление бытовых приборов из различного материала” | ||||
18 | Поиск и добывание воды. | Водно-солевой режим человека. Как сохранить воду в организме. Природные признаки определения воды, добыча воды летом и зимой. Правила обезвреживания воды. Опреснение воды. Фильтрование. | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 18 | ||||
19 | Организация питания. Добывание пищи. Рецепты походных блюд. | Голод. Источники пищи в в лесу, в пустыне, в степи, в пресной, соленой воде. Как добыть пищу. Орудия лова и охоты. Сохранение пищи. | Практ работа “Меню для лесного, морского, степного обеда” | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 19 | |||
20 | Личная гигиена в походе. Уход за одеждой и обувью. | Чистый – значит здоровый. Природные моющие средства, уход за одеждой обувью | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 20 | ||||
21 | Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. | Правила поведения при встрече со зверем, как переправиться через водную преграду, как пройти по болоту, движение в горах, страховка. Защита от молнии | Мониторинг учителя | Энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖЭнциклопедия “Личная безопасность” “Аванта+”, А.Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях” | § 21 | ||||
22 | Контрольно-обобщающий урок по изученным темам. | Памятки и правила при автономном существовании | Игра-эстафета “Помоги себе сам” | Мониторинг учителя | Общественный смотр знаний (администрация, родители, учителя) | ||||
Раздел 2. Основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальных ситуациях (12 час.) | |||||||||
23 | Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания помощи пострадавшему. | Методы самоконтроля здоровья. Порядок оказания себе первой помощи. Принципы помощи пострадавшему (необходимо–недопустимо). | Мониторинг учителя | Стр. 136–137, памятка | |||||
24 | Аптечка, природные лекарственные средства. | Необходимое содержание походной аптечки. Лекарственные растения в природе. | Практ. работа “Лесная аптека” | Мониторинг учителя | Стр. 139–141, (коллекция этикеток лекарственных трав) | ||||
25 | Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. | Потертости,мозоли. Причины их возникновения. Предупреждение. Первая помощь. Ссадина. Как оказать помощь. | Мониторинг учителя | Стр. 142–144 | |||||
26 | Закрытые травмы. Способы наложения шины. Повязки. | Ушибы, растяжения, разрыв связок, вывихи, сдавление, размозжение, переломы (открытые, закрытые). Помощь при травмах. | Практ. работа “как наложить шину” | Мониторинг учителя | Стр. 144–149 | ||||
27 | Укусы животных. | Гнус. Репелленты. Кровососущие, жалящие насекомые. Заболевания, передающиеся через укусы насекомых. Укусы пауков, змей, хищных животных. Интоксикация. Заболевания, передающиеся животными. Прививки. Сыворотка. Первая помощь. | Мониторинг учителя | Стр. 149–158, (коллекция изображений опасных животных) | |||||
28 | Отравления. | Мониторинг учителя | Стр. 158–160 | ||||||
29 | Первая помощь утопающему. Основные приемы реанимации. | Как помочь тонущему. Предметы-помощники в спасении. Первая помощь: искусственное дыхание, наружный массаж сердца. | Практ. работа “Помощь утопающему” | Мониторинг учителя | Стр. 160–162 | ||||
30 | Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией | Солнечный, тепловой удар. Признаки поражения. Обморок. Обморожение. Признаки обморожения. Первая помощь при обморожениях. Помощь пораженному молнией. | Практ. работа “Помощь при солнечном ударе, обморожении” | Мониторинг учителя | Стр. 162–167 | ||||
31 | . Заболевания глаз, удаление инородных тел их глаза, уха, носа. | Слепота. Раздражение глаз. Конъюнктивит. Инородные тела в глазу, ухе, носу. Первая помощь. | Мониторинг учителя | Стр. 167–169 | |||||
32 | Переноска пострадавших без носилок. | Практ. работа “Способы переноски пострадавших” | Мониторинг учителя | Стр.169–172 | |||||
33 | Контрольно-обобщающий урок. | Игра-эстафета “Несчастный случай в походе” | Общественный смотр знаний (администрация, учителя, родители) | ||||||
34 | Скоро каникулы. Как сохранить свое здоровье летом. | Правила поведения на улице, в тайге, на реке. | Экскурсия по окрестностям города |
Для составления тематического планирования по данному курсу использована следующий УМК:
- программа по ОБЖ составленная Мишиным Б.И., утвержденной Министерством образования Российской Федерации для 1–11-х классов в 2002 году;
- учебник М.П. Фролов, Е.Н. Литвинцев, А.Т. Смирнов и др. “Основы безопасности жизнедеятельности” для 5–6-го класса. М.: Издательство АСТ, 2003;
- детская энциклопедия “Я познаю мир”: ОБЖ. М.: Издательство “Астрель”, 2003;
- энциклопедия для детей “Личная безопасность”. М.: “Аванта+”, 2003;
- А. Ильин “Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях”. М.: “Эксмо”, 2003.