Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое - далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся-теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи - насущная задача народов современной России и наша. По существу мы являемся свидетелями такого восстановления в самых разных областях жизни.
У дошкольных учреждений в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи - в передаче из поколения к поколению самого основного, сердцевинного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять свое лицо, занимать свое собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Еще в недалеком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости” - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становиться ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благодарный путь возрождения забытых ценностей.
Из всего выше сказанного я определила для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1.Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственн связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2.Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3.Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4.Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5.Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
6. Использовать устное народное творчество для развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) фонематического слуха, правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества , познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Опираясь на программу “Наследие” М. Ю. Новицкой, работу по приобщению детей к русским традициям и народной культуре распределила по пяти основным циклам: “Круглый год”, “Встанем в круг”, “Семейный круг”, “Азбука народной мудрости”, “Волшебный завиток”. Каждый из этих блоков относительно самостоятелен и имеет определенный круг задач.
Цикл “Круглый год” построен на основе народного календаря. Он ознакомит детей с жизнью природы, способствует чувственно-эмоциональному развитию ребенка, формирует исторический кругозор через изобразительную и театральную деятельность. Познавательная деятельность, организованная в мирном ритме календаря – день за днем, позволяет ребенку как нельзя лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и время как единое целое.
Цикл “Семейный круг” служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку идет в нескольких направлениях. Она опирается на вторую важнейшую объединяющую людей духовную ценность – гармонию семейных взаимоотношений, дружное взаимодействие разных поколений ради общего блага.
Цикл “Встанем в круг”, основанный на народных играх, он решает задачи специального, эмоционального, сенсорного, физического и психического развития детей.
Материал народной игровой культуры используется в самых разных целях: активизация памяти, внимания, мышления; подготовка детей к определенным видам деятельности, социальным ролям, решению психокоррекционных задач, повышению двигательной активности детей.
Цикл “Азбука народной мудрости”. Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям разных фольклорных жанров, к ценностям родной культуры через литературу, что выделено в отдельный цикл ввиду его особой принципиальной значимости, хотя можно рассматривать его также как одно из направлений цикла “Семейный круг”. Ведь издавна традиция семейного чтения была важнейшей составляющей национального воспитания. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании эталонных представлений ребенка о добре и зле, которые в последствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.
Цикл “Волшебный завиток” призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливают изделия, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах и воспитывать при этом чувство формы, ритма, симметрии. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех ранее названных циклов.
Предлагаю вашему вниманию разработанный мною перспективный план для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Поэтапно – перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры (средняя группа)
Название цикла |
Тема занятия |
Фольклорное содержание |
Месяц |
Цикл “Круглый год” | Занятие-развлечение “Русские потешки” | Знакомство с потешками, пословицами, поговорками. | Сентябрь |
Фольклорный праздник “В гостях у времен года”. | Пение песен об осени, отгадывание загадок о временах года, русские народные игры. | Октябрь |
|
Игровая программа “На бабушкином дворе”. | Знакомство с особенностями быта русских людей. | Август |
|
Цикл “Азбука народной мудрости” | Конкурс загадок “В гости к хозяюшке”. | Знакомство с загадками. | Ноябрь |
Развлечение “В тереме расписном я живу,…” | Использование на занятии русских народных пословиц. | Январь |
|
Досуг “Жихарка”. | Викторина по народным сказкам. | Июнь |
|
Цикл “Семейный круг” | Игра-драматизация “Баю, баюшки, баю, Машеньку мою”. | Укачивание младенца – куклы Маши. Пение колыбельных. | Декабрь |
Занятие-развлечение “Матрёшки”. | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение игр “Кошки- мышки”, “Салки-догонялки”. | Апрель |
|
Цикл “Встанем в круг” | Игра-эстафета “В гости к солнышку”. | Знакомство со считалками. Проведение командных игр с народной тематикой. | Май |
Спортивный праздник в честь дня Ивана-Купалы. | Использование народных игр с водой. | Июль |
Поэтапно – перспективный план по приобщению детей к истокам народной культуры (старшая группа)
Название цикла |
Тема занятий |
Фольклорное содержание |
Дата |
Цикл “Азбука народной мудрости” | Занятие “Труд кормит, а лень портит”. | Использование пословиц и поговорок о труде. | Ноябрь |
Занятие-развлечение “Песня – душа народа”. | Знакомство с особенностями колыбельных песен. Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен, стихов, хороводов. | Январь |
|
Фольклорный досуг “В гости к хозяюшке”. | Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение игры “Заря- заряница”. | Декабрь |
|
Цикл “Семейный круг” | Декоративное рисование “Весёлая ярмарка” | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Лепка и роспись детьми игрушек по типу дымковской. | Октябрь |
Развлечение “Русская матрёшка” | Знакомство с историей возникновения матрёшки. Рисование матрёшек по образцу. | Декабрь |
|
Праздник “Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна” | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение игры “Прялица”. | Март |
|
“Этот волшебный завиток” | Знакомство с основными элементами хохломской росписи. Рисование узоров. | Июнь |
|
Цикл “Круглый год” | Праздник “Осень в гости к нам пришла” | Рассказ воспитателя о празднике “Семёнов день”, о приметах и событиях, с ним связанных. | Сентябрь |
Развлечение “Честная масленица – широкая боярыня”. | Рассказ о масленице. Проведение игр “Бабка Ёжка”, “Башмачник”. | Февраль |
|
Игровая программа “Ай да берёзка”. | Знакомство с обрядами “завивания” берёзки, “проводов русалок”. Игры “Венок”, “В кресты”. | Май |
|
Цикл “Встанем в круг” | Занятие – развлечение “Мы поедем в Городец покупать себе ларец” | Использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. | Апрель |
Спортивный праздник “Солнышко, выгляни, высвети”. | Использование скороговорок, считалок, закличек с народной тематикой. | Июнь
|
|
Спортивный досуг “Иван- царевич и жар-птица”. | Проведение подвижных игр “Петушиный бой”, “Водяной” и других на основе русских сказок. | Август |
Поэтапно-перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Месяц | Тема занятия | Содержание |
|||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
||
Январь |
Зимние Святки |
Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период Зимних Святок (Рождество, Новый год). | Рассказ о рождественских песнях- колядках. Загадывание загадок о зиме. Разучивание и пение колядок. | Игротека “Встанем в круг”. Проведение русских народных игр “Бабка Ёжка”, “Прялица”, “Башмачок”. | Фольклорный праздник “Пришла Коляда- отворяй ворота”. |
Февраль |
Масленица |
Рассказ воспитателя о масленице. Знакомство с русской народной игрой “Гори, гори ясно”. | Разучивание русской народной игры “Горелки”. Знакомство с закличками и потешками о весне. | Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы. | Игротека “Встанем в круг”. Проведение игр “Горшки”, “Горелки”, “Родничок”, “Ручеёк”. |
Март |
Алексей-с гор потоки. |
Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. | Знакомство и пение песен, исполняемых в эти дни. | Игровая программа, посвященная празднованию Масленицы. | Рассказ о народном празднике “Алексей-с гор потоки”. Рассказывание докучных сказок, дразнилок. |
Апрель | Вербное воскресенье Пасха |
Посещение “избы”. Рассказ Хозяйки о
праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Игротека “Встанем в круг”. Игры “Ерыкалище” и “Верба-вербочка”. |
Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. | Знакомство с русским обычаем
обмениваться на Пасху яйцами, о значении этого
действия. Раскрашивание пасхальных яиц. Проведение игр с яйцами. |
Фольклорный досуг “Красная горка”. |
Май |
Ляльник |
Рассказ о народном празднике Лялин день. | Инсценировка сказки о Ляле. | Разучивание потешек о весне. Исполнение народной песни “Как по морю, морю синему”. | Игротека “Встанем в круг”. Русская народная игра “Ляля”. |
Сентябрь | Семёнов день |
Рассказ воспитателя о празднике Семёнов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. | Фольклорный досуг “Осенины”. | Игротека “Встанем в круг”.Русская народная игра “Муха” и другие. | Осенний праздник “Капустница”. |
Октябрь | Покров |
Рассказ о празднике Покров, приметах и обычаях, с ним связанных. | Конкурс загадок об осени. Исполнение песни “Я по рыночку ходила”. | Проведение русских народных игр “В углы”, “Карусель”. | Досуг “Покров- натопи избу без дров”. |
Ноябрь Декабрь |
Кузьма- Демьян |
Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. | Посиделки “Кузьминки-об осени одни поминки”. | Рассказ воспитателя о празднике Кузьма-Демьян. | Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. |
Июнь |
Троица |
Знакомство детей с праздником “Троица”, с обрядами “завивания берёзки”, “кумления” и “проводов русалок”. | Разучивание песни “Берёзонька”. Хоровод “Во поле берёзонька стояла”. | Игротека “Встанем в круг” Игры “Венок” и “В кресты”. | Досуг “Троица”. |
Август |
Успение |
Рассказ о праздниках “Медовый спас”, “Яблочный спас”, “Ореховый спас” и “Успение”. | Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками.0 | Игротека “Встанем в круг”. Игра Кто с нами?”. | Загадывание загадок, разучивание потешек, закличек, пословиц и поговорок о лете. |