Цели занятия:
- воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила;
- в доступной форме познакомить детей с элементарными правилами личной гигиены;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: предметы личной гигиены (мыло, зубная щетка, расческа); макет “Цветка Здоровья”; проигрыватель или магнитофон; рисунки детей.
Ход праздника
1. Организационный момент.
Сегодня у нас не совсем обычное заседание клуба “Румяные щечки”. Мы подводим некоторые итоги работы нашего клуба, покажем, что мы знаем и умеем.
Далее учитель начинает фразу, дети ее заканчивают:
У: Наш клуб
Д: Румяные щечки!
У: Наш девиз: Будь здоров!
Д: Всегда здоров!
- Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье.
- А как вы понимаете значение этого слова? Что значит: “Быть здоровым”? (Быть чистым и аккуратным, вести здоровый образ жизни, не курить, вовремя обращаться к врачу, заниматься спортом…).
- Молодцы! Как много вы знаете о том, что значит для человека здоровье. Сегодня эти знания вам пригодятся.
2. Знакомство с первым лепестком “Цветка Здоровья” - “Чистотой”.
- Ребята, мы договорились, что обозначим наше здоровье символически в виде цветка, где каждый лепесток обозначает одну из составляющих здоровья. Сегодня на заседании клуба наш цветок раскроет несколько своих лепестков.
Учитель подходит к “Цветку”, пытается открыть один лепесток. В это время к доске выбегают “микробы” (3 ученика, одетых в костюмы “микробов”). Они поют (на мелодию песни “Чунга-Чанга”):
Мы – микробы весело живем,
Мы – микробы песенку поем.
Мы – микробы очень любим грязь,
Мы – микробы ненавидим вас.
Всех, кто любит умываться, сам умеет причесаться,
Руки мыть и чистить зубы мы не любим.
А нерях, грязнуль, лентяев,
Неумытых разгильдяев
Очень любим, очень любим, очень любим.
Учитель: Микробы! Сейчас же уходите отсюда!
Микробы (отвечает один ученик): И не подумаем! Нам здесь очень нравится! Правда, микробы?
“Микробы” (хором): Да!
Учитель: Как же нам от них избавиться? А, хорошо, что у меня есть волшебный колокольчик. Сейчас я позвоню, и к нам на праздник придут друзья Мойдодыра. Не волнуйтесь, ребята, сейчас мы узнаем, чего боятся эти ужасные микробы.
Учитель звонит в колокольчик. Выходят дети с предметами гигиены в руках и по очереди загадывают загадки. После того, как отгадка названа, ученик показывает предмет, о котором шла речь.
1 ребенок.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне –
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
2 ребенок.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С пастой мятной дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
3 ребенок.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Во время разгадывания загадок “микробы” прячутся друг за друга, кричат: “Нет! Не хотим! Уберите щетку!”, падают на пол, дрыгают ногами. Потом убегают.
1 ребенок.
Топ-топ, топ-топ,
Шел по яблоку микроб.
Очень страшный был микроб,
Очень грязный был микроб.
Просто, просто, просто, просто
Безобразный был микроб.
2 ребенок.
Был микроб большой злодей,
Нападал он на людей.
А я яблоко помыл
И микроба победил!
3 ребенок.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам…
Хором:
Стыд и срам! Стыд и срам!
Учитель: Молодцы! Мы смогли прогнать злых микробов. Попробуйте догадаться, что написано на этом лепестке? Что так важно для нашего здоровья? (Чистота).
Учитель открывает один из лепестков “Цветка Здоровья”. На нем надпись: “Чистота”.
Учитель: Недаром казахская народная пословица гласит: “Чистота – основа здоровья, здоровье – основа богатства”. Тот, кто любит умываться, дружит с мылом, зубной щеткой у того щечки какие? (Румяные).
3. Знакомство со вторым лепестком “Цветка Здоровья” - “Витамины”.
Учитель: Теперь мы посмотрим, что скрывается за вторым лепестком. Ой, а к нам опять гости. Да какие странные.
Входит “Обжора” с двумя поварятами.
Обжора: Записывайте. На сегодня: тортов разных – 350 килограммов, печенья – 400 килограммов, варенья – 300 килограммов.
1 поваренок: А как же суп?
Обжора: Какой такой суп-муп? Пиши: суп отменить, заменить пастилой в шоколаде – 200 килограммов.
2 поваренок: А фрукты?
Обжора: Какие такие фрукты-мрукты? Пиши: фрукты заменить конфетами!
Учитель: Погодите, погодите! Да разве можно так питаться?
Обжора: Можно, можно. Даже нужно! А вы почему такие худые? В моем королевстве все должны быть толстыми, как я. Сейчас я вас всех превращу в толстяков… Ой-ой-ой! (Падает, хватается за живот). Что это со мной?!
Учитель: Все понятно, Сладостей переел. А ведь поварята правильно говорили тебе: ешь суп, второе, фрукты.
Обжора: Не люблю я эти фрукты…
Учитель: А зря. Фрукты и овощи очень полезны. Чем они полезны? (Ответы детей).
Учитель (обобщая ответы): В овощах и фруктах много полезных витаминов. И ребята скажут тебе, что нужно для того, чтобы быть здоровым? (Витамины).
Открывается лепесток на “Цветке Здоровья”.
Учитель: От витаминов щечки у тебя Обжора, у твоих Поварят, да и у всех детей станут какими, ребята? (Румяными)
4. Проведение физминутки.
Учитель: Наш клуб дает тебе, Обжора, совет – ешь лучше витамины и обязательно похудей, иначе ты не сможешь играть в разные интересные игры.
Обжора: Как же я смогу похудеть?
Учитель: Как? Делай зарядку!
Обжора: Какую такую зарядку?
Учитель: А мы тебе сейчас покажем несколько упражнений из утренней зарядки.
Под танцевальную музыку дети делают упражнения, Обжора пытается повторить несколько движений. После того, как физминутка закончилась:
Обжора: Хорошо, я попробую похудеть. Только это очень уж тяжело. (Вместе с поварятами уходит).
Открывается еще один из лепестков на “Цветке Здоровья”.
Учитель: Что же так необходимо, чтобы быть здоровым? (Зарядка)
5. Подведение итогов. Психологическая зарядка.
Учитель: Вот наш “Цветок Здоровья” и начал распускать свои лепестки. Сегодня он раскрыл для нас только три своих лепестка. Давайте хором прочитаем, что же необходимо для того, чтобы стать Неболейкой.
Дети хором читают: чистота, витамины, зарядка.
Учитель: Много секретов нам еще предстоит открыть. А сейчас я предлагаю вам собрать руки вот так (полукругом), представить себе фонтан Здоровья. Представили?
Какими цветами радуги он у вас засиял?
Кому бы вы хотели подарить фонтан любви и доброты – может, близким людям? Может, вашим друзьям? А теперь мы этот фонтан “подарим”: потихоньку дунем на него.
А теперь все вместе скажем:
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!
Спасибо всем вам за праздник! Постарайтесь выполнять то, чему научил вас Цветок здоровья. И будьте здоровы!
Ниже предлагаю примерную тематику заседаний клуба “Румяные щечки”.
2 класс.
№ | Тема заседания | кол-во часов | дата |
1. | Мой день. Что такое режим дня. | 1 | сентябрь |
2. | Что такое осанка? | 1 | октябрь |
3. | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? | 1 | ноябрь |
4. | “Праздник Здоровья” | 1 | декабрь |
5. | Как нужно питаться, чтобы быть здоровым? | 1 | январь |
6. | Зачем нужно спать? | 1 | февраль |
7. | Физкультура и спорт. | 1 | март |
8. | Моя семья, мой дом и мое место в нем. | 1 | апрель |
9. | Итоговое занятие: “Если хочешь быть здоров…” | 1 | май |
Рекомендуемая литература:
- Волина В. В., Маклаков К. В. Естествознание. В 2-х кн. Кн. 1: Человек. Земля и Вселенная. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
- Голубева Е. Б. Занимательное естествознание (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997.
- Журнал “Начальная школа Казахстана” № 7 – 2004 год
- Материалы газеты “Первое сентября”
- Мельничук В. М. Дневничок-здоровячок: Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. – 3-изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Сапгир Г. Румяные щечки. М., 1986.
- Семенова И. И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1991.