Математика является одним из самых важных аспектов школьного образования.
Школьная математика – это содержательное, увлекательное и доступное поле деятельности, дающее ученику богатую пищу для ума, связывающее его с общечеловеческой культурой, формирующее важнейшие черты его личности.
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта ее роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, ее воспитательным потенциалом.
Слова Галилея о том, что “природа написана на языке математики”, сказанные четыреста лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования.
В процессе обучения математике повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести пройденный материал в необходимый момент изучения нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, последний, в свою очередь, должен обогащать и расширять кругозор, привести знания в систему, самоорганизовать ученика.
Повторения бывают разные:
- Итоговое повторение – повторение в конце главы, четверти, полугодия, года;
- Обогащающее повторение – повторение при актуализации знаний – на этапе подготовки к изучению нового материала, так и при формировании новых понятий, закреплении изученного ранее организации самостоятельных работ различных видов, при проверке.
Формы повторений могут быть устные или письменные.
Если вовремя не проводить повторения, то у учащихся появляются пробелы знания, плохое усвоение нового материала, низкие баллы при сдаче традиционных экзаменов или ЕГЭ.
Цель доклада: ознакомление с опытом методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в 10 – 11 классах в виде самостоятельной работы.
Задачи:
- Составление самостоятельных работ для повторения предыдущей темы и для проверки знания.
- Составление самостоятельных работ для обогащающего повторения и для проверки знания.
- Использование тестов ЕГЭ для повторения предыдущей темы для проверки знания.
- Использование тестов ЕГЭ для обогащающего повторения и для проверки знания.
За 30 лет работы в школе выпустила 15 выпусков, обучая их алгебре и началам анализа в 10 – 11 классах по учебнику А.Н.Колмогорова. Из 7 выпусков школу закончили двое с золотой медалью, 11 учащихся с серебряной медалью, из 5 выпусков в 10 – 11 классах в улусных олимпиадах занимали призовые места, Дегтярев Петя в 2005 году в ! республиканской политехнической олимпиаде занял 6 место.
С первых дней обучения в 10 классе провожу основательно повторение курса основной школы: решение уравнений, решение неравенств, тригонометрию…Если класс слабый (из разных школ),то повторение ведем медленно, если веду с 5 класса, то темп убыстряем.
В данное время в некоторых улусах, школах тригонометрию в 9 классах не проходят или бегло проходят т.к. нет тригонометрии на государственном экзамене по окон чании основной школы Поэтому многие учащиеся затрудняются, блуждаются в правилах, формулах тригонометрии.
Как я провожу повторение?
Даю задание на определенную тему или несколько тем на повторение, собираю тетради и на оставшееся время разбираем кто-где не смог, ошибся. При работе разрешаю использовать учебник, шпаргалку, тетради.
Самостоятельная работа учащихся научит их усидчивости, самостоятельно находить решение – поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ, просидев 4 часа и в дальнейшем в студенчестве.
Необходимо научить учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система методов и приемов , позволяющих ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учебе, используя различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, семинар, зачетный урок).
Самостоятельные работы на повторение пишу на доске без варианта или в двух вариантах, или пишу страницу и номера из учебника, или даю тест ЕГЭ ( старые, использованные), где указываю какие задания будут решать.Например А2,А5,А9,…В2,…
Самостоятельные работы на повторение
Мониторинг итогов ЕГЭ (госэкзамена) за последние 6 лет
п/п |
Выпуск |
Кол-во учащ-ся |
Экзамен |
Поступили в ИМИ или педакадем. |
Поступили в ВВУЗ с математикой |
Поступили в ССУЗ с матемематикой |
% выполнения экзамена |
% качества экзамена |
|
Традиционные |
ЕГЭ |
||||||||
1 |
2000 года |
19 20 |
19 20 |
– |
1 1 |
3 3 |
3 – |
100% 100% |
73,6 80,0 |
2 |
2001 года |
24 |
21 |
3+4 |
– |
12 |
3 |
100% |
87,5 |
3 |
2002 года |
32 |
– |
32 |
1 |
9 |
4 |
100% |
65,6 |
4 |
2003 года |
20 |
– |
20 |
1 |
9 |
5 |
95% |
90% |
5 |
2004 года |
31 |
7 |
24 |
1 |
15 |
4 |
100% |
74,1 |
6 |
2005 года |
37 |
1 |
36 |
3 |
12 |
6 |
100% |
86,1 |
Повторение – мать учения. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без повторения необходимых тем, без системного повторения нет успешного обучения.
Поэтому мой опыт методики повторения на уроках алгебры и начала анализа в виде самостоятельных работ показал себя с лучшей стороны и поэтому рекомендую учителям, работающим в старших классах, применять мою методику повторения.