Цели урока:
- Повторить и закрепить знания по основным темам раздела “География населения мира”.
- Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание терминов, умение работать с картами, диаграммами, картосхемами.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения: урок в форме игры, работа в группах.
Оборудование:
- политическая карта мира,
- атласы,
- карта мира,
- карточки с заданиями,
- картины,
- изображающие население разных стран.
Накануне учащимся дается задание:
- повторить основные понятия и термины, вопросы темы;
- потренироваться в составлении тестов;
- сформировать четыре группы по 5-6 чел.
Ход урока
- Организация класса.
- Конкурс “Разминка”.
- Характеристика половозрастных пирамид.
- Работа с контурными картами.
- Тестовые задания.
- Составление учащимися тестов по странам.
- Подведение итогов.
Во время подведения итогов проводится конкурс “Угадай страну”.
I. Вступительное слово учителя.
II. Разминка.
(Ответы на вопросы даются сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).
1 команда
- Какова численность населения Земли?
- Какая страна имеет самую высокую численность населения в мире?
- Назовите национальную религию Японии.
- Какой тип воспроизводства населения характерен для Пакистана?
- Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой семье: испанцы, японцы, датчане, арабы?
2 команда
- Какова численность населения Китая?
- Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Испания или Саудовская Аравия?
- К какой языковой группе относятся чехи, поляки, белорусы, украинцы?
- Какую религию исповедует большая часть россиян?
- Какая страна является однонациональной Канада или Дания?
3 команда
- Какое место в мире по численности населения занимает Россия?
- Какая южноевропейская страна является православной?
- Какой мегалополис расположен на атлантическом побережье США?
- Какой язык является языком межнационального общения?
- Кем является человек, выезжающий из страны на постоянное местожительства за рубеж?
4 команда
- Какое место в мире по численности населения и по площади занимает Бразилия?
- В какой стране девиз демографической политики “Одна семья – один ребенок”?
- Назовите мировую религию, которую исповедует большинство населения Европы и Америки?
- К какой языковой группе относятся молдаване, румыны, испанцы, французы?
- Назовите самую крупную городскую агломерацию мира.
III. Характеристика половозрастных пирамид.
Командам даются карточки с половозрастными пирамидами (разными), по которым учащимся необходимо определить тип воспроизводства страны, долю людей по возрастным группам, половой состав (соотношение мужчин и женщин) и ответить устно.
IV. Работа с контурной картой.
Каждой команде дается задание на контурной карте определить:
- Какие мегалополисы обозначены на карте?
- Районы современной трудовой миграции;
- Распространение каких языков показано на картосхеме?
- Назвать национальные религии, характерные для стран, обозначенных на карте.
Затем от каждой команды по одному человеку выходят к карте отвечать.
V. Тестовые задания каждой команде.
1. Выберите правильные утверждения:
а) воспроизводство населения зависит только от биологических факторов;
б) никогда население мира не возрастало так быстро, как в середине и во II половине ХХ века;
в) в 1980 г. численность населения Земли превысило б млрд. человек;
г) совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.
2 . Оцените, верны, ли следующие утверждения:
а) “Рекордсменам мира” по показателю рождаемости на 1000 жителей является Китай.
б) Большинство развивающихся стран проводит демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и естественного прироста.
в) Наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран, более низкие — для развивающихся?
З. Выберите правильное утверждение:
а) преобладание мужчин во многих странах связано с тем, что во время войн женщины гибнут чаще из-за плохой военной подготовки;
б) преобладание женщин в странах Европы объясняется большей средней продолжительностью жизни этой части населения;
в) приниженное положение женщин в Индии и Китае привело к резкому преобладанию мужчин в этих государствах.
4. Установите соответствие:
1. экономически активное население
а) скопление городов;
б) трудоспособная часть населения страны;
2) субурбанизация
3) агломерация
в) население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере.
4) трудовые ресурсы
г) отток части обеспеченного населения в пригородные зоны.
5. Какую демографическую политику Вы порекомендовали бы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель?
а) нейтральную;
б) сдерживания рождаемости;
в) поощрения рождаемости;
г) запрета на рождаемость на несколько лет.
6. В каком из вариантов название страны соответствует указанным характеристикам?
а) Нигер — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием мужчин, высокой долей людей с высшим образованием (10 %), низкой долей иностранных рабочих (1 %);
б) Швейцария — страна с I типом воспроизводства населения, преобладанием женщин, с высокой долей людей с высшим образованием, высокой долей иностранных рабочих (20,1 %).
7 . Укажите правильный ответ:
а) в настоящее время число городов с населением более 1 млн. человек составляет в мире около 400;
б) в мире имеется 80 — 100 городов с населением более 1 млн. человек;
в) в мире сейчас менее 50 городов с населением более 1 млн. человек.
VI. “Составь сам” (составление тестов учащимися)
Каждая команда тянет жребий и составляет по 2 теста:
а) один о стране, которая им достанется;
б) другой на свой выбор по данной теме.
(По 2 балла за правильно составленный тест.)
Страны: Канада, Бразилия, Индия, Великобритания.
Пока жюри подводит итоги, командам предлагается отгадать страну по следующим характеристикам:
1)
Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кипит торговлей.
Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна,
Любимый цвет – оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя.
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны! (Нидерланды)
2)
На побережье океана расположена страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала.
По уровню развития мы средней назовем,
Но все же к странам развитым ее мы отнесем.
Народу много там живет, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь вам скажем, чем страна вот эта занимается.
Во многом ей благодаря, Европа одевается.
Едва ль не “швейной фабрикой” ее мы назовем,
И чтобы дать подсказочку, к столице перейдем.
В названии столицы присутствует зверек,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намек? (Португалия)
3) Родина Олимпийских игр и марафонского бега. (Греция)
4) Страна-банкир. (Швейцария)
5) Государство - теократическая монархия в Европе. (Ватикан)
6) Страна с самой высокой средней плотностью населения в мире (кроме карликов). (Бангладеш)
7) “Стальное герцогство”. (Люксембург)
8) Страна, только в одном городе которой ирландцев больше, чем в Дублине, евреев больше, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “ Чайна Таун”. (США)
В конце игры жюри объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков.