Цели урока:
- раскрыть причину и значение начала книгопечатания; создать яркие представления о рукописных и первых печатных книгах; способе производства печатных книг;
- вырабатывать умение сравнивать исторические явления и анализировать их;
- воспитание уважения к книге и бережному отношению к ней;
- эстетическое воспитание
Оборудование:
- учебный фильм “Начало книгопечатания”,
- таблица “Рукописная и печатная книги”,
- игра “Найди вора”.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Рукописные книги.
- Изобретение книгопечатания.
- Первые печатные книги.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
В ходе подготовки к уроку учащимся были даны опережающие задания: найти в словарях и выписать в тетрадь определения слов библиотека и книга; одному учащемуся – рассказ о жизни и деятельности И.Гутенберга.
1. Вступительное слово учителя.
Каждому из вас приходилось много раз бывать в библиотеке.
- А что такое библиотека? (Ответ учащихся)
- Что такое книга? (Ответ учащихся)
Вы обратили внимание, что тема нашего урока “Начало книгопечатания”, т.е. весь урок мы будем говорить о книгах. Мы вспомним, что из себя представляла рукописная книга, определим необходимость появления книгопечатания, узнаем кто изобрел книгопечатание и увидим, что собой представляла печатная книга. А в конце урока вы должны буде те ответить на проблемный вопрос: Какое значение имело изобретение книгопечатания?
Эпиграфом к уроку я взяла слова Н.Карамзина: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием”.
Представьте, каждый из вас – хранитель средневековой библиотеки. И вы узнали, что один из городских воров хочет украсть бесценную древнюю книгу, чтобы заработать на ней состояние. И только вы сможете помешать осуществить свой план. Для этого из 7 подозреваемых вам нужно в конце урока “вычислить” настоящего вора, а чтобы не ошибиться, необходимо внимательно слушать и запоминать о чем мы будем говорить на уроке.
По ходу урока мы составим таблицу “Рукописная и печатная книги”.
линии сравнения | рукописная книга | печатная книга |
материал для письма | пергамент | бумага |
орудие создания книги | перо | печатный станок |
центр изготовления | монастыри; с XII в. - города |
города |
помещение для изготовления | мастерская | типография |
украшение книг | миниатюра цветные заставки, |
гравюра |
2. Рукописная книга.
Обратите внимание на линии сравнения. После просмотра видеофрагмента вы должны будете заполнить вторую колонку таблицы. Просмотрев фрагмент учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют колонку “Рукописная книга”.
- Рукописных книг было много? Почему? (Ответ учащихся)
- Почему они очень дорого стоили? (Дорогой пергамент, дорогой труд переписчика). Здесь можно привести пример, что в Испании за сборник проповедей получили – 200 овец, 3 бочки зерна, 3 куньи шкуры, а из пособия Донского Г.М. “Задания для самостоятельной работы по истории средних веков”, что в начале XV в. за рукописную книгу платили цену, равную стоимости крестьянского двора со всем инвентарем.
На изготовление одного учебника истории необходимо 12 телячьих кож.
- Сколько кож нужно на изготовление учебников истории для вашего класса? (Учащиеся подсчитывают и отвечают).
Пергаментных книг не хватало и пока писали на пергаменте о массовом производстве книг не могло быть и речи. Дело стало меняться с конца XIII в., когда европейцы разгадали секрет производства бумаги. Бумага стоила дешевле, книга стала доступнее. Книг становилось больше, но их не хватало, потому что постоянно росло число читателей.
- Почему рос спрос на книги? Кому они были нужны?
Рукописная книга не могла удовлетворить читательский спрос, поэтому необходимо было коренным образом изменить способ производства книг. И этот способ был найден – книгопечатание.
3. Изобретение книгопечатания.
Учащийся делает сообщение об И.Гутенберге (по ходу сообщения идет видеофрагмент без звука, связанный с жизнью и деятельностью Гутенберга). Перед выступлением учащимся дается задание по ходу сообщения выписать в тетрадь год изобретение книгопечатания и фамилию человека, сделавшего это изобретение.
После сообщения проверяется выполнение задания.
Способ печатания книг был известен задолго до изобретения книгопечатания Гутенбергом. Учащиеся знакомятся с этим способом, читая вслух 2 абзац 5 пункта §38.
- Почему такой способ был неудобен? (Ответ учащихся)
Просмотрите фрагмент и определите суть изобретения Гутенберга. По ходу просмотра обратите внимание на слово “литеры”, что оно означает.
В изобретении Гутенберга сразу несколько изобретений. Поставьте себя на место Гутенберга, что ему нужно было придумать (изобрести), чтобы получился типографский способ печатания книг? (Ответы учащихся). Ответ: во-первых, печатный станок (пресс); печатный станок Гутенберга использовался до середины XIX в.; во-вторых, формы для отливки букв; в-третьих, сплав металлов для отливки букв (свинец и цинк, где свинец преобладал); в-четвертых, типографскую краску, т.к. чернила не годились, нужна была “липкая” краска (сажа, льняное масло (олифа)).
4. Первая печатная книга.
После просмотра следующего фрагмента вы должны будете заполнить третью колонку таблицы. После просмотра учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют колонку “Печатная книга”.
- Какой можно сделать вывод о способах производства рукописных и печатных книг? (Ответ учащихся). Несмотря на различие этих двух способов, первые книги были очень похожи на рукописные.
Учащиеся работают с цифровыми данными в учебнике о количестве типографий в Европе и общем тираже книг.
Рядом с именем И.Гутенберга необходимо также поставить имя великого русского книгопечатника – Ивана Федорова. Вы видите памятник в Москве, где 1 марта 1564 г. русский первопечатник выпустил первую русскую печатную книгу “Апостол”, которая считается шедевром типографского искусства. Подробнее об этом мы поговорим на уроках по истории Отечества (параллельно словам учителя идет фрагмент без звука, связанный с деятельностью Федорова).
5. Закрепление изученного материала.
Закрепление материала проводится с помощью игры “Найди вора”. На доске помещены цветные изображения 7 подозреваемых. У учащихся на партах разложены карточки с тестами. Выбирая вариант ответа, учащиеся получают примету вора. После ответа на последний вопрос учащиеся могут легко “вычислить” настоящего вора, если они правильно ответили на тестовые вопросы.
Проводится взаимопроверка. Подводятся итоги игры.
6. Итог урока.
В чем сходство и в чем различие между средневековыми печатными книгами и современными? (Ответ: сходство – писчий материал, центр изготовления, место изготовления, орудия изготовления; различия – способ изготовления, украшения, шрифт, оформление, размеры, переплет).
Ответ на проблемный вопрос: благодаря печатной книге знания, накопленные людьми стали распространятся быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Книгопечатание способствовало развитию образования, науки и литературы.
Книга – это самое настоящее чудо. При помощи книги общаются между собой люди, которые никогда не видели друг друга и даже жили в разные времена. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. И та книга, которая лежит сейчас перед вами – история средних веков, тоже частица этого чуда. Подумайте, она рассказывает одновременно миллионам ваших сверстников о том, как жили народы зарубежных стран в течение двенадцати веков.
Подведение итога работы учащихся на уроке, выставление оценок.
6. Домашнее задание. § 38 пункт 5. Напишите в тетради названия 10 любимых книг, прочитанных вами.