Урок по теме: “Формулы сокращенного умножения”
Раздел: Преподавание математики.
Цели:
1) Закрепить изученное правило в ходе решения различных упражнений, проверить знание учащихся по этой теме.
2) Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, интерес к предмету.
3) Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
а) сообщение целей
б) вводное слово учителя.
Эпиграф к уроку записан на доске.
Мы рады, что у нас есть
такая родина, родимый край,
К которому еще с колыбели
с материнским молоком
впиталась сыновья любовь.
Б.Б. Жамсуев
Бурятия, как центр Восточной Сибири, и её жемчужиной Байкалом, – одно из красивейших мест планеты. Палитра красот, из которых складывается яркий образ региона и народов убедит мир не только в красоте природы, но и в инвестиционной привлекательности. В течение урока мы не один раз убедимся в справедливости этих слов. О Бурятии можно много говорить. А о чем конкретно мы будем говорить сегодня?
Устная работа.
а) Расскажите какие формулы сокращенного умножения вы знаете.
(На доску записываются эти формулы)
(а + в)2 = а2 + 2ав + в2
(а – в)2 = а2 – 2ав + в2
(а + в) (а – в) = а2 – в2
Возведите в квадрат, пользуясь формулами, выберите правильный ответ.
1. (3в)2 2. (0,5 ав)2 3. 2 · 2а · 4в 4. 2 · 0,5 · 7хy 5. (х + 2)2 6. (2а + 3)2 7. (-n + 8)2 8. (а + 4)2 + 13а2 + 4а – 7) 9. (3в – 4)2 10. (1,5а + 1,5в)2 11. (8 – n)2 12. (х + 3)2 – (2х+ 5) |
Р |
О |
Ы |
В |
Д |
64 – 16и + n2 |
0,25 а2в2 |
х2 + 4х + 4 |
9в2 |
16 ав |
|
Е |
Н |
С |
У |
Ш |
|
4а2 + 12а + 9 |
7 ху |
9в2 – 24в + 16 |
2,25а2 + 4,5ав + 2,25в2 |
0,5а2в2 |
|
Я |
Э |
К |
М |
А |
|
n2 + 16n + 64 |
9в |
х2 + 2х + 4 |
9в2 – 12в + 16 |
70 ху |
Проверка: Водные ресурсы
Итак, мы сегодня будем говорить о водных ресурсах Бурятии и закрепим изданное правило.
На всей земле нет другого крупного водоема, столь удаленного от морей и океанов. Среди озер земного шара озеро Байкал занимает первое место. Огромное значение для жизни человека имеет пресная вода. Какова же глубина озера Байкал и длина, вы узнаете, решив следующее упражнение.
(Учащимся раздаются карточки-задания по вариантам)
I вариант | II вариант |
Найдите значение выражений: | |
А) (3х + 4)2 – 9х2 – 39, если х = 1 | а) (2х + 5)2 – 4х2 – 25, если х = 0 |
Б) (а + 3)2 – (а – 2) (а + 2) + 5, если а = -2 | б) (х – 3)2 – (х + 3) (х – 3), если х = 2 |
В) (m + 3)2 – (m – 9) (m + 9), если m = -14,5 | в) (с + 2)2 – (с + 4) (с – 4) – 1, если с = -4 |
Г) (13 – 5m)2 – (12 – 4m)2 – 9m2 + 16, если m =1 | г) (12 – 4а)2 – (10 – 3а)2 – 7а2 +2, если а =1 |
Проверка выполняется с помощью мультимедийного проектора.
Глубина озера Байкал 1 637 ширина озера Байкал 636
Давайте рассмотрим карту Бурятии. Приложение: Рис. 4.
Назовите крупные реки, которые относятся к бассейну Байкал.
После названия показывается таблица.
Название реки |
Площадь водосбора в км? |
Селенга Чикой Хилок Баргузин Витим Ципа |
2 · 104 км2 ? · 102 км2 ? · 102 км2 ? · 102 км2 ? · 103 км2 ? · 102 км2 |
Для того, чтобы узнать какова площадь водосбора в км?.
Решим следующее уравнение.
(Учащимся раздаются карточки-задания на 3 варианта)
Решите уравнение:
I вариант | II вариант |
(х – 6)2 – х(х + 8) = 916 | (х – 1) ( х + 1) = 2 (х – 3)2 – х2 |
з (х + 5)2 – 4х2 = (2 – х) (2 + х) + 1412 | 16х (2 – х) + (4х – 5)2 = 1 |
III вариант
(2х + 3)2 – 4 (х – 1) (х + 1) = 4609
(8 – 9х) х = 1212 + (6 – 3х) (6 + 3х)
Проверка осуществляется с помощью мультимедийного проекта.
Название реки |
Площадь водосбора в км? |
Селенга Чикой Хилок Баргузин Витим Ципа |
44 · 104 км2 447 · 102 км2 383 · 102 км2 198 · 102 км2 169 · 103 км2 156 · 102 км2 |
Каковы расходы воды реки Селенги, самой крупной в Бурятии.
Зимой, весной, летом и осенью вы узнаете, выполнив самостоятельную работу (проверка осуществляется учителем после сдачи самостоятельной работы).
Замените знаки * одночленами, так чтобы выполнялось равенство, суммпа всех коэффициентов, умноженная на 10? и будет равна расходу воды.
I вариант | II вариант |
А) (* – *)2 = * + 70в2с + 49с2 | а) (* + *) (* – 11с) = 0,49х6 – * |
б) (* + *)2 = * + 70х2у2 + * | б) (* – *)2 = * – 48 с5а3 + * |
в) (* – 15а) (* + *) = 4с2 – * | в) (* – 16в) (* + *) = 5а2 – * |
г) (* – *) (* + 0,4n2) = 100m6 – * | г) (* – *)2 = * – 60а4 х2 + * |
Итог урока: для того чтобы сохранить водные ресурсы, нужно любить и охранять природу родного края.