Цель: Создание условий для развития духовно нравственных качеств личности, коммуникативных умений, посредством литературной игры.
Задачи:
- Актуализация ранее полученных знаний на уроках внеклассного чтения, в ситуации игры-соревнования.
- Развитие коммуникативных навыков, через выполнение заданий, требующих совместных действий.
- Развитие художественно-творческого потенциала, через рисования сказочных ситуаций и литературных героев.
Оборудование:
- Карточки-задания.
- Выставка книг.
- Рисунки детей.
- Выставка книг Г.Х. Андерсена.
Ход занятия
1) – Добрый день, дети, добрый день, уважаемые взрослые.
(Стук в дверь)
Ребята, пришло письмо.
Прочитайте кому оно пришло и от кого.
(Дети читают)
Письмо читает Катя Г.
“Дорогие ребята, 4 класса!
К вам обращается редактор детских передач Новоуральской телерадиокомпании Владимирова Галина Николаевна. Руководство телекомпании поручило мне подготовить и провести литературную передачу для детей г. Новоуральска “Сказки моей жизни”.
Я подготовила некоторые во которые вы попытаетесь ответить. Вам придётся вспомнить героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали. После того, как вы ответите на вопросы, напишите мне, пожалуйста, письмо, в котором сообщите своё мнение о заданиях, которые я хочу использовать в литературной передаче. С уважением Владимирова Г.Н.”
Вопросы и задания прилагаются.
2) – Приложение к письму я получила заранее.
- Нам предлагают поиграть в литературную игру “Сказки моей жизни”
Игра будет командной.
У нас две команды
I команда “Отважные ребята”
II команда “Весёлые путешественники”
- Почему вы дали такие названия своим командам?
- Правильность ответов команд будет оценивать жюри.
Представление жюри
Игра будет проходить в 3 этапа.
Каждый этап будет оцениваться. Баллы будут выставляться на демонстративной доске.
Как команда сумеет дать наибольшее количество правильных ответов, та команда и окажется победительницей. – Команды готовы? Начинаем!
I этап: Разминка
1 Задание
Задания командам:
Надо продолжить имя литературного героя. Например: Я показываю карточку со словом “папа”, а ваш ответ “Карло”, карточка со словом “Сивка” - ответ “Бурка”.
Каждый ответ оценивается в 1 балл. Карточки показываются по очереди каждой команде.
Карточки:
- Карабас (Барабас)
- Железный (Дровосек)
- Питон (Каа)
- Пантера (Багира)
- Пеппи (Длинный чулок)
- Мэри (Поппинс)
2 задание разминки
- Чем нам нравятся сказки?
(Ответы детей)
- Наверное, тем, что в сказке могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи – животные, куклы, деревья, цветы.
Задание:
- Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей и каких произведений, носили следующие имена
Например: Мойдодыр (умывальник; К.Чуковский “Мойдодыр”).
Конкурс оценивается в 2 балла.
(Поочередно даётся задание командам)
Буратино (Деревянный человек) А. Толстой
Рикки-Тикки-Тави (мангуст) Киплинг
Страшила (Соломенное чучело) Волков “Волшебник Изумрудного города”
Кай (мальчик) Андерсон “Снежная королева”
Герда (девочка) Андерсон “Снежная королева”
Звезда (мальчик) О.Уальд “Мальчик-Звезда”
Жюри подводит итоги I этапа разминки
3) Физминутка “Художники”.
Сообщение результатов I этапа. (Демонстрационная доска)
4) – Переходим ко II этапу игры
1 задание
- Угадайте название книги по её началу. Выслушайте начальную фразу из книги и вспомните её название.
- Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Задание даётся по очереди, если команда не справляется, отвечает другая команда.
- “Было 7 часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха”. (Киплинг “Маугли”).
- “Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли” (Волков “Волшебник Изумрудного города”).
- “В одном сказочном городе жили коротышки” (Н.Носов “Приключение Незнайки и его друзей).
- “Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя” (Бажов “Серебряное копытце”.
- “Как-то раз двое бедных лесорубов возвращали домой, пробираясь через густой сосновый бор.(О.Уальд “Мальчик-Звезда”).
- “На окраине одного маленького шкведского городка вы увидете очень запущенный сад, а в саду стоит почерневший от времени ветхий дом” (А. Линдгрен “Пеппи Длинный чулок).
2 задание (оценивается в 2 балла)
“Сказочная география”
1. – Что это за город и в какой книге он описан?
“И вот однажды вечером он подошел к городу, расположенному на берегу реки и обнесённому высокой крепостной стеной, и приблизился к воротам, и хотя он очень устал и натрудил ноги, все же он хотел войти в город”. (О Уальд “Мальчик – Звезда”).
2. – Какая гостья прилетела работать няней по следующему адресу. Как называется книга, в которой описан этот адрес? Автор?
“Если ты хочешь оттискать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке. Он слегка сдвинет каску набок, задумчиво почешет в затылке, а потом вытянет палец своей ручищи в белой перчатке: “Направо, потом налево, потом опять сразу направо – вот ты и там! Счастливый путь!” (П.Треверс “Мэри Поппинс”).
Подведение итога жюри (подсчет)
Физминутка
1к. – Изобразите движением “Столярный предмет, который в русской народной сказке использовался в кулинарии (топор).
2к. – Изобразите в движении “Постоянное место проживания и одновременно средство передвижения одного сказочного персонажа (избушка на курьих ножках).
Жюри оглашает счет (доска!)
III этап игры
– По решению международной организации, защищающей права детей, 2005 год объявлен годом датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В этом году 2 апреля ему исполняется 200 лет. Андерсен посвятил свой талант сказкам. Поэтому сейчас мы поговорим о его произведениях, которые не устают восхищать людей уже 2 столетия.
– Я вам предлагаю конкурс – экскурсию в страну сказок Андерсена. Вам надо вспомнить героев его сказок и их приключения.
Я буду задавать вопросы по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получит по 1 очку.
1. Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
2. В какой сказке солдат с помощью предмета, который ему достался от ведьмы, мог вызвать волшебных собак? (Огниво)
3. В какой сказке ведьма превратила мальчиков в лебедей? (Дикие лебеди)
4. В какой сказке действие происходит на морском дне, а её героини – красивые девушки, живущие в подводном дворце? (Русалочка)
5. С помощью какого предмета в одной известной сказке смогли определить, настоящая ли принцесса пришла в гости или нет? (С помощью горошины).
6. К кому в услужение была вынуждена пойти Дюймовочка? (К полевой мыши).
7. Какая девочка оказалась в волшебном саду Старушки колдуньи, где было вечное лето? (Герда “Снежная королева”).
8. Какая птичка своим пением спасла жизнь высокопоставленной особе? (Соловей).
9. В какой сказке мошенники выдали себя за портных и обманули короля? (“Голый король”).
10. Героиня, какой сказки была необычная свинья с деньгами? (“Свинья-копилка”).
1V. Наша литературная игра подошла к концу.
Пока жюри подводит итоги всей игры, нам следует решить, какой ответ мы пошли в Новоуральскую телерадиокомпанию.
- Понравилась ли вам игра, если “да”, то чем?
- Какой вопрос показался самым интересным?
- Что помогало нам путешествовать по сказкам?
- Что нового вынесли из этой игры?
- Какие новые задания вы бы включили в игру?
- Что бы вы хотели пожелать всем Новоуральским школьникам?
Слово представляется жюри
- Жюри называют победителя по итогам игры.
- Награждение команд.