Урок-путешествие по теме: "Наше питание. Пищеварительная система"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой.
  2. Выучить правила правильного питания.
  3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Оборудование:

  • Таблица “Пищеварительная система.
  • Этикетки от различных продуктов.
  • Рисунок “Пищеварительная система”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Вот что мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку.

- Хороший у мальчика был обед? Почему?

- Какие блюда предложишь ты?

- Вспомни, что ты знаешь о витаминах?

- Какие витамины встречаются в природе?

Учитель загадывает загадки о фруктах, овощах и ягодах, богатых витаминами:

Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа.(Чеснок)

Росту в земле на грядке –
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Весной повисло –
Все лето кисло.
А сладким стало –
На землю упало. (Яблоко)

На болоте, на лугу
Витамин зарыт в снегу. (Клюква)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка)

- Какие питательные вещества человек получает с пищей?

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну “Пищеварение”. В эту страну мы отправимся на автобусе под названием “Витаминчик”. Автобус совершит остановки в пунктах: “Питательные вещества”, “Органы пищеварения”, “Наше питание” и заключительная остановка будет носить название “Я все знаю!”.

На всех остановках нас ждет много интересного, нового и полезного. Мы узнаем, какие органы помогают нам переваривать пищу, которая поступает в наш организм, какие питательные вещества помогают расти организму, внимательно изучим правила питания и на последней станции поверим, как усвоили полученные знания, разгадав кроссворд.

III.

Итак, мы отправляемся в путешествие. И первая остановка, которую совершил “Витаминчик” - “Питательные вещества”.

Для того чтобы узнать, какие питательные вещества поступают в наш организм вместе с пищей, прочитаем статью в учебнике “Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины”

(стр. 146)

Немного из истории: Слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita (“жизнь”) с “амин”, получилось слово “витамин”.

Игра “Аукцион”.

- Молоко – такой знаменитый продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока? Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг – другой молочный продукт и т.д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто последний назовет молочный продукт.

Чем полезно молоко (рассказ учителя)

Ученые хотели узнать, из чего состоит наша пища. Они исследовали разные продукты, но особенно долго возились с молоком.

Однажды вечером оставили в теплом месте на кухне стакан сырого молока. А утром вместо молока увидели в стакане простоквашу. Сверху простоквашу покрывали жирные сливки. Вот молоко и рассказало, что содержит жир. Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь. Скоро простоквашаотели узнать, из чего состоит наша пища. прочитаем статью в учебнике ак усвоили полученные знания, разгадав кроссворд.т расти превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога. Отделили творог.

Казалось, стоит ли возиться с этим мягким белым комочком? Но, знаете, очень многим химикам пришлось поломать голову, пока они разгадали, что творог – это белок, похожий на яичный.

Белки находятся в мясе, икре, рыбе. Без них нельзя прожить. Их ничем не заменишь в пище. И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане столько, будто в нем разболтали два яйца.

Жидкое молоко не такое уж водянистое. Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить, выпаривать. Когда она загустела и стала светло-коричневой, ее поставили на холод. Утром на стенках сосуда осели желтые кристаллики. Кристаллики на вкус были приятные, сладкие. Это молочный сахар.

Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар!

Были в молоке и витамины.

IV. Практическая работа. (Класс разбивается на 4 группы)

  1. Предлагаю вам изучить этикетки на упаковках различных продуктов. (Рисунок 1.)
    У каждой группы будет по две этикетки. На этикетках указано, какие питательные вещества, и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
  2. Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
  3. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.

V.

Молодцы. На первой остановке с заданием вы справились замечательно. Наш “Витаминчик” отправляется дальше. И следующая остановка “Органы пищеварения”.

  1. Рассмотрите внимательно рисунок (Рисунок 2).
  2. Как устроена пищеварительная система? Запомните названия органов пищеварения.

Вашему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того чтобы обед пошел впрок, что попало в рот, - котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и котлета, - должно перевариться и всосаться в кровь.

Ученики читают текст “Пищеварительная система”.

Практическая работа.

1. Перед вами рисунок. (Рисунок 3)

Укажите стрелками части пищеварительной системы. Проверьте себя по учебнику.

2. В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Пронумеруйте.

VI. А мы отправляемся на “Витаминчике” дальше. И следующая остановка “Наше питание”.

1. Продолжи сказку.

“Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда…”

- Какая случилась беда с принцессой?

- Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

- Какие советы вы дадите?

2. Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?”

Выберите те продукты, которые едят в стране “Пищеварение”.

Полезные продукты. Неполезные продукты.
Рыба Пепси
Кефир Фанта
Геркулес Чипсы
Подсолнечное масло Жирное мясо
Морковь Торты
Лук “Сникерс”
Капуста Шоколадные конфеты
Яблоки, груши и т.п. Сало и т.п.

3. Внимательно изучите и хорошо запомните “золотые” правила питания:

  1. Нужно есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
  2. Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот “запас”.
  3. Не надо есть много дареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
  4. Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
  5. Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
  6. Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака поглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
  7. Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Пришло время отправляться дальше.

VII. Наш “Витаминчик” прибыл на конечную остановку “Я все знаю!”. Здесь мы подведем итоги нашего путешествия по стране “Пищеварение”. Посмотрим, что же мы узнали сегодня. А для этого вам необходимо разгадать кроссворд.

- Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня.

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.

5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям.

8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок.

9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах.

10. Соседка желудка, но живет справа.

По вертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах.

3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.

4. Желание есть.

6. Помидор, огурец, лук… (общее понятие).

7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

Ответы:

По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень.

По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи. 7. Желудок.

VIII. Итог занятия.

- Какие питательные вещества человек получает с пищей?

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Какие изменения происходят в органах пищеварения?

- Что нового ты узнал о том, как правильно питаться?

Дети читают вывод в учебнике на странице 149.