Цели:
- Ознакомить учащихся с алгоритмом разбора слов по составу.
- Совершенствовать знания о частях слова, правописание словарных слов.
- Развивать мышление, речь, внимательность, навыки чтения и письма.
- Воспитывать чувство аккуратности, интерес к знаниям.
Оборудование:
- Рисунок поезда.
- Карта-схема “Страны - части слова”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в путешествие. А на чём бы вы хотели отправиться в путь?
- Хорошо. Я предлагаю на поезде. Итак , все сели поудобнее я буду сопровождать вас в пути, буду вашим проводником. Итак, число отправления 20 января, записали его в тетради.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите, на каком поезде мы отправимся в путь (показ картинки поезда).
- Этот поезд - словесный.
- Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон – окончание – прицеплен за крючок?
- Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?
- Итак, как вы думаете, по какой стране мы будем путешествовать? (“Части слова”)
- На каждой станции нас ждёт много заданий, где мы должны: вспомнить всё о частях слова научиться разбирать слова по составу.
- Поехали (звучит музыка)
III. Сообщение знаний о частях слова.
- Пока мы едем до первой станции, глядя на наш поезд, расскажите все, что знаете о каждой части слова.
IV. Словарная работа.
- Мы будем с вами следовать по такому маршруту (карта-схема на доске). - Первая станция на нашем пути – станция “Словарная”.
- Ваша задача выбрать правильный столбик с ответом. Внимательно смотрим.
Слова 1 2 3 Х.зяин Ч.рёмуха
Н.всегда
Гал.рея
Н.секомое
Вс.гда
Ар.мат
За.ц
о и
а
и
а
и
а
и
о е
а
е
а
е
о
я
а е
о
е
о
е
а
е
- Закрываем глаза и показываем правильный ответ на пальцах ( 2.).
- Проверяем (Коллективная проверка.).
- Выберите любое слово, которое обозначает предмет, и запишите к нему два однокоренных слова.
- Выполнили? Поехали дальше (Звучит музыка.)
V. Закрепление изученного.
- Станция “Берёзовая”.
- Списать с доски.
Берёза.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
- Выделите корень в однокоренных словах. (1 ученик возле доски)
- Назовите слова с приставками, с суффиксами.
- Хорошо. Едем дальше. (Звучит музыка.)
VI. Знакомство с новым материалом.
- Следующая станция - “Дедушка”.
- Мы должны разобрать это слово по составу. Что это значит?
(Выделить все части слова.)
- С чего предлагаете начать? (Предположения и объяснения детей.)
На доске закрыт алгоритм разбора слов по составу.
- Прочитайте слово.
- Измени его (устно) и выдели окончание
- Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
- Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть).
Алгоритм открывается по “шагам”.
- Прочитаем первый и второй “шаги” в алгоритме (открывается первые два “шага”.). Повторите 2-й пункт и выделите окончание в слове дедушка.
- Что выделим теперь? (Основу.) Что такое основа? Назови её в нашем слове.
- Правы ли вы? (Открывается 3-й пункт алгоритма.)
- Что предлагаете выделить в основе сначала, а что потом? (Ответы и объяснения детей.)
-Давайте посмотрим (Открывается 4-й и 5-й пункт.)
-Повторите их, применив к слову, дедушка.
-Ещё раз прочитайте алгоритм, “В каком порядке нужно разбирать слово по составу”.
-Итак ,давайте следовать дальше
VII. Первичное закрепление
- Станция – “Путаница”.
На доске вывешивается рисунок.
- Эти слова хотят сесть в свои поезда. Давайте им поможем. Для этого мы должны разобрать эти слова по составу. (Дети вслух проговаривают этапы разбора.)
- Теперь мы можем посадить их в свои поезда. (Соединяем стрелками слово и поезд.).
- Поехали дальше.
- Станция - “Молчанка”.
На доске записаны слова в три столбика( по количеству рядов в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики- основу, следующие- корень и т.д. Если допущены ошибки, их исправляют капитан команды. Какой ряд быстрее разберет слова , тот и победил!
Слова для разбора:
Грязный Часовой Капустная Перегородка Подорожник Побелка Листик Мосты Цепочка
- Все задания выполнены теперь, можно возвращаться в класс. Путешествие наше подошло к концу. Подведем итог.
VIII. Итог урока.
- В каком порядке нужно разбирать слово по составу?
Оценивание.
- Сегодня за урок, за активное участие в нашей поездке, за помощь в преодолении трудностей, я хочу поставить оценки…
Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание. Упражнение…
- Урок окончен.