Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить учащихся с алгоритмом разбора слов по составу.
  • Совершенствовать знания о частях слова, правописание словарных слов.
  • Развивать мышление, речь, внимательность, навыки чтения и письма.
  • Воспитывать чувство аккуратности, интерес к знаниям.

Оборудование:

  • Рисунок поезда.
  • Карта-схема “Страны - части слова”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня урок необычный, мы с вами отправимся в путешествие. А на чём бы вы хотели отправиться в путь?

- Хорошо. Я предлагаю на поезде. Итак , все сели поудобнее я буду сопровождать вас в пути, буду вашим проводником. Итак, число отправления 20 января, записали его в тетради.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Посмотрите, на каком поезде мы отправимся в путь (показ картинки поезда).

- Этот поезд - словесный.

- Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон – окончание – прицеплен за крючок?

- Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?

- Итак, как вы думаете, по какой стране мы будем путешествовать? (“Части слова”)

- На каждой станции нас ждёт много заданий, где мы должны: вспомнить всё о частях слова научиться разбирать слова по составу.

- Поехали (звучит музыка)

III. Сообщение знаний о частях слова.

- Пока мы едем до первой станции, глядя на наш поезд, расскажите все, что знаете о каждой части слова.

IV. Словарная работа.

- Мы будем с вами следовать по такому маршруту (карта-схема на доске). - Первая станция на нашем пути – станция “Словарная”.

- Ваша задача выбрать правильный столбик с ответом. Внимательно смотрим.

Слова 1 2 3
Х.зяин

Ч.рёмуха

Н.всегда

Гал.рея

Н.секомое

Вс.гда

Ар.мат

За.ц

о

и

а

и

а

и

а

и

о

е

а

е

а

е

о

я

а

е

о

е

о

е

а

е

- Закрываем глаза и показываем правильный ответ на пальцах ( 2.).

- Проверяем (Коллективная проверка.).

- Выберите любое слово, которое обозначает предмет, и запишите к нему два однокоренных слова.

- Выполнили? Поехали дальше (Звучит музыка.)

V. Закрепление изученного.

- Станция “Берёзовая”.

- Списать с доски.

Берёза.

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

- Выделите корень в однокоренных словах. (1 ученик возле доски)

- Назовите слова с приставками, с суффиксами.

- Хорошо. Едем дальше. (Звучит музыка.)

VI. Знакомство с новым материалом.

- Следующая станция - “Дедушка”.

- Мы должны разобрать это слово по составу. Что это значит?

(Выделить все части слова.)

- С чего предлагаете начать? (Предположения и объяснения детей.)

На доске закрыт алгоритм разбора слов по составу.

  1. Прочитайте слово.
  2. Измени его (устно) и выдели окончание
  3. Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.
  4. Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть).

Алгоритм открывается по “шагам”.

- Прочитаем первый и второй “шаги” в алгоритме (открывается первые два “шага”.). Повторите 2-й пункт и выделите окончание в слове дедушка.

- Что выделим теперь? (Основу.) Что такое основа? Назови её в нашем слове.

- Правы ли вы? (Открывается 3-й пункт алгоритма.)

- Что предлагаете выделить в основе сначала, а что потом? (Ответы и объяснения детей.)

-Давайте посмотрим (Открывается 4-й и 5-й пункт.)

-Повторите их, применив к слову, дедушка.

-Ещё раз прочитайте алгоритм, “В каком порядке нужно разбирать слово по составу”.

-Итак ,давайте следовать дальше

VII. Первичное закрепление

- Станция – “Путаница”.

На доске вывешивается рисунок.

- Эти слова хотят сесть в свои поезда. Давайте им поможем. Для этого мы должны разобрать эти слова по составу. (Дети вслух проговаривают этапы разбора.)

- Теперь мы можем посадить их в свои поезда. (Соединяем стрелками слово и поезд.).

- Поехали дальше.

- Станция - “Молчанка”.

На доске записаны слова в три столбика( по количеству рядов в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики- основу, следующие- корень и т.д. Если допущены ошибки, их исправляют капитан команды. Какой ряд быстрее разберет слова , тот и победил!

Слова для разбора:

Грязный Часовой Капустная
Перегородка Подорожник Побелка
Листик Мосты Цепочка

- Все задания выполнены теперь, можно возвращаться в класс. Путешествие наше подошло к концу. Подведем итог.

VIII. Итог урока.

- В каком порядке нужно разбирать слово по составу?

Оценивание.

- Сегодня за урок, за активное участие в нашей поездке, за помощь в преодолении трудностей, я хочу поставить оценки…

Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание. Упражнение…

- Урок окончен.