Авторская программа "Мое здоровье" для учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Здоровье - это ничто ,
но без него мы никто.

Сократ.

АКТУЛЬНОСТЬ создания авторской учебной программы “Мое здоровье”, утвержденной Институтом повышения квалификации работников образования Иркутской области в 2005 году, для начальной школы продиктована необходимостью решения проблемы кардинального снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения Иркутской области, в том числе и г. Ангарска. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Как показывают материалы кафедры охраны здоровья ребенка Института повышения квалификации работников образования Иркутской области и в частности исследования д.б.н. Е.Н.Дзятковской, к.п.н. И.Н. Белозерцевой, решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей, на что и направлена программа “Мое здоровье”.

Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона и традиции народов Сибири. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Представленная программа “Мое здоровье” построена, в том числе с учетом региональной программы “Система непрерывного экологического образования населения Иркутской области” /Л. А. Выговский, Е. Н. Дзятковская и др./, которая предусматривает воспитание здорового ребенка с учетом природно-климатических условий нашего края и выработанных в традициях народов Сибири ценностно-ориентированных путей формирования здорового образа жизни.

В программе заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции ребенка /И. Н. Белозерзева/.

Начиная с первого класса даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Учащиеся узнают, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Знакомятся с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Определяют личное психологическое пространство

Рассматривается вопрос о значении семьи в жизни человека. Коллективно составляются и расширяются правила семейного общения, правила знакомства. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во время занятий.

Дети обсуждают вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнают, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуют свой образ жизни, составляют правила и нормы здорового образа жизни.

С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Учитель старается научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром.

Через применение различных тестирований учитель сможет заглянуть во внутренний мир каждого ребенка, грамотно организовать работу с детьми и родителями:

Открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе, воспитать культуру тела, культуру чувств поможет книга Георгия Юдина “Главное чудо света”. Она содержит необходимую информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, соблюдающую принципы корректного и доступного просвещения детей и не дублирует программу природоведения.

Ученики получают ответы на свои вопросы: Какие пять машин живут в одном носу? Что это за круглосуточная телефонная станция в каждом из нас и как ей помочь в работе? Что это за волшебные точки? Как выполнить самомассаж? Почему его нельзя применять, не зная “техники безопасности”?

Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение НОТ школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.

Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизнедеятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу - формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.

На уроке учитель использует различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает участвуя в игре "Хорошо - плохо". Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.

Другая форма фантазирования предполагает самостоятельное составление детьми различных загадок.

К программе прилагается личная тетрадь ребенка – “Мое здоровье”. Она включает в себя различные задания, которые соответствуют теме урока. Цель работы с тетрадью - способствовать практическому усвоению материала и сделать процесс обучения более приятным.

В связи с тем, что занятия проводились не как факультативный курс, а как учебный предмет, возникла необходимость разработать систему проверочных работ.

Цель курса – формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита, пресс-конференция, комбинированный урок.

Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.

Предлагаю Описание разделов программы для 1 класса.

Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.

Содержание учебного материала:

Я не похож на других. Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.

Практическая работа:

  • определение ведущего глаза, уха;
  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.

Моя семья. Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.

Практическая работа:

  • диагностика взаимоотношений в семье: тест “Кинетический рисунок семьи”.
  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.

Я как член коллектива.

Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.

Практическая работа:

  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.

Путешествие в “Страну Здоровья”.

Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.

Практическая работа:

  • диагностика здорового образа жизни;
  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.

Мои эмоции, чувства и здоровье.

Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

Практическая работа:

  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.

Режим дня.

Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Прибайкалья). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.

Практическая работа:

  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.

Учёба и здоровье.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.

Практическая работа:

  • диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса;
  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.

Домашние задания и здоровье.

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.

Практическая работа:

  • упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.

Отдых для здоровья.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа Прибайкалья как источник отдыха и восстановления сил.

Зачем и как я одеваюсь?

Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская и бурятская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практическая работа:

  • проведение мини-исследований “ Национальная русская и бурятская одежда”, демонстрация мод.

Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 1ч.

Содержание учебного материала.

Я и опасность. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Иркутской. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.

Практическая работа:

  • упражнения для развития правого полушария “Комплекс №1”.

Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.

Содержание учебного материала.

С чего все началось.

Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы –основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.

Практическая работа:

  • инсценировка “Рост и деление клетки” (по В.М. Мельничук); упражнения для развития правого полушария “Комплекс №1”.

Удивительные превращения.

Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.

Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.

Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.

Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.

Практическая работа:

  • диагностика здорового образа жизни.
  • диагностика на основе составления исследовательской карты (по В.М. Мельничук)
  • “Каким я был в раннем детстве”, “Как я расту”
  • подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.
  • диагностика - самооценка собственной физической формы: “Физкультура и здоровье”
  • освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
  • упражнения для развития правого полушария “Комплекс №1”, “Комплекс №2”.
  • упражнения для развития левого полушария “Комплекс №1”,

Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –1 ч.

Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.

Практическая работа:

  • диагностика здорового образа жизни;
  • составление индивидуальной программы здоровья.
  • упражнения для развития левого полушария “Комплекс №1”,

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

(По А. Л. Сиротюк)

Комплекс № 1.

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( ,,кулак – ребро – ладонь,,), произнося их вслух или про себя.
  3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону,кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
  4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
  5. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.
  6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
  7. Горизонтальная восьмерка. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
  2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
  3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
  4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
  5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
  6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
  7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 – 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.
  8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз. Выполните плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории “ восьмерки ”. Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. Упражнения выполняются только стоя.