Цели:
- Закрепить знание номенклатуры по Русской равнине.
- Продолжить формирование умений работать с контурными картами.
- Продолжить формирование умений находить взаимосвязи компонентов природы в природном комплексе.
- Закрепить знания основных географических понятий по теме.
- Используя отрывки из произведений художественной литературы, продолжить формирование интереса к чтению художественной литературы.
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её ресурсам.
Оборудование:
- Физическая карта “ Восточно-Еропейская равнина”.
- Атласы по географии.
- Рабочие тетради по географии на печатной основе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда садится за отдельные столы. Выбираются капитаны команд.
За каждым столом – чистые листки бумаги, по 2 атласа, 1 рабочая тетрадь.
Деятельность учителя.
Учитель: Мы с вами закончили изучение крупного региона России – Русскую или Восточно – Европейскую равнину. Отсюда шло расселение славян по России, здесь мы с вами живем, приблизительно по такому же плану будем в дальнейшем изучать другие районы.
И сегодня, соревнуясь, мы вместе с вами выясним, как вы усвоили эту тему.
Каждой команде будет предложено несколько заданий. Каждое задание оценивается оценкой в 5 баллов.
Задания могут быть даны одинаковые для обеих команд или разные, но подобные для каждой команды.
При оценке ответов будет учитываться:
А) количество правильных ответов, в некоторых случаях скорость ответов;
Б) умение работать по карте атласа и контурной карте..
Ответы будут устные и письменные. Ответ готовите все вместе, отвечает кто – либо один из каждой команды. Результаты ваших ответов будет оцениваться жюри.
1 Задание. Найдите соответствие.
А)
- Платформа
- Щит.
- Овраг.
- Эрозия.
- Суховей
- Гнус.
- Полесье.
- Солончак.
- Морена.
- Заповедник.
Текст.:
- Горячие, сухие ветры.
- Скопление, обломочных горных пород, перенесённых ледником и отложенных на месте его таяния.
- Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из –под тающего древнего ледника.
- Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность.
- Участок территории, на котором сохранился в естественном виде весь ПК.
- Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой.
- Обширные области земной коры, отличающиеся относительной устойчивостью.
- Формы поверхности суши, представляющие Большие промоины с крупными стенками.
- Места выходов кристаллического фундамента на поверхности земли
- Огромное количество комаров и мошек.
(Ключ: 7, 9, 8, 6, 1, 10, 3, 4, 2, 5.)
Задание 2. (Учитель каждой команде даёт карточки с заданиями).
Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.
1-я карточка. Тундра.
А) сфагнум, брусника, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, голубика, ягель, тюльпан, клевер.
Б)куропатка, гусь, лемминг, суслик, песец, олень, сова, утка, волк, кулик, верблюд, чайка, комар.
2-я карточка. Тайга.
А) ель, берёза, осина, фикус, можжевельник, брусника, черника, абрикос, земляника, малина, осока, ландыш, сосна, лиственница, эвкалипт.
Б) медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха. белка, волк, синица, дрофа, сова, дятел, поползень.
3-я карточка.. Степь.
А) ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
Б) заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок, хорь, ящерица, поползень, кузнечик.
3 задание.
Вопрос 1-й команде.
Учитель. О какой природной зоне идет речь в данном отрывке? Какое состояние погоды отразил в нём М. А. Шолохов?
“Вызрел ковыль, ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к Западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы, на гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчётные сияли звезды, месяц – казачье солнышко, Темнея, ущерблённой боковиной , Светил скупо, бело. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен, земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе”.
(Степь. Засуха в степи).
Учитель. Вопрос 2-й команде.
К какой зоне относится описание, сделанное Н. Мантейфелем Б. Жадовским? Какие это деревья и почему они не дают тени?
“Целый день можно бродить среди старых корявых деревьев и не встретить в лесу ни птиц, ни зверя. Кругом могильная тишина. Не слышно пения птиц, не стрекочут кузнечики, даже шума листвы не услышите. Только в сильный ветер слышится в лесу скрип ветвей да своеобразный шорох песка, ударяющего о древесные стволы. В лесу нет спасительной тени и деревья не дают отдыха утомлённому путнику. Другое впечатление составляет этот лес, если случится в нем переночевать в лунную ночь. Если нет ветра, множество разных живых существ, от змей и черепах, до жучков и скорпионов вдоль и поперек разрисовывают пески самыми причудливыми следами”.
(Саксауловые леса в зоне пустынь и полупустынь. Членистые побеги и листья саксаула в виде чешуек и бугорков не дают тени).
4-е задание.
Учитель.: А теперь немного отдохнем. На доске написано несколько предложений. В них спрятаны названия рек, озер, животных, растений, встречающихся на Русской равнине. Кто первый найдет их?
- У летучих мышей уши – локаторы.
- Осенью в лесу красовались гроздья рябин.
- Сплясать кадриль меньше , чем за неделю не научишься.
- Много бед приносит сель, скатившийся с горы.
- Вовка бандитов не испугался.
- Щенок спрятал в калоше шматочек сала.
Слово жюри: предварительные итоги.
6-е задание.
1-й команде. О какой реке написаны стихи А. Твардовским?
Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль, - семь тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной. (О Волге)
Учитель: Какое еще название у этой реки? Покажите её по карте.
Вопрос 2-й команде.
По образному выражению В. Пескова, “ если бы мы захотели определить заслуги этой реки перед людьми, то самое точное слово: река-работница. Уже через 30 км. от истока она берет на плечи первую ношу – лес. И дальше эта ноша растет беспрерывно. Лес несут в реку бесчисленные притоки. И уже много веков , как только уходит лед, река до нового льда становится лесным извозчиком.
Про неё говорят, что не она впадает в Волгу, а Волга впадает в эту реку”.
Учитель: Какая это река? Почему так говорят об этой реке?
(Кама. Встречаясь с Волгой, она несет гораздо больше воды, чем Волга. Реки, слившись, примерно 10 км текут параллельно, затем сливаются водами и текут уже большой Волгой)
Задание:
На контурной карте отметьте эти реки
6-е задание.
Учитель: Какое явление описано А. С. Пушкиным в этом отрывке?
Ужасный день,
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг как зверь остервенясь,
На город кинулась…
(описание наводнения в Петербурге в 1824 г. осенью).
Задание 8.
Какой природной зоне соответствуют такие показания климата?
Температура января –10–15, температура июля + 25, +35.
Среднее количество осадков менее 150 мм/год, коэффициент увлажнения менее0, 2 Снежный покров мощностью10-15 см. лежит здесь 2-3 месяца.
- Степи. 2. Тайга.
- Пустыни и полупустыни.4. Тундра и лесотундра.
Заключительное слово жюри.
Учитель ( Анализирует работу учащихся: что усвоили, над чем еще надо поработать)
Заключительное слово учителя.
Изучая Русскуую равнину, мы с вами выяснили, что она огромна, прекрасна, богата. Но надо помнить, что на ней живет более 60% населения России..И не только живет, но и занимается хозяйственной деятельностью.Следовательно, человек.часто нарушает целостность природы.
Говоря словами Р. Рождественского, мы
“Кромсаем лес, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенья
У Этих рек, барханов и болот.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с Жалобной книгой, в которй отражены жалобы растений , животных, грибов и т. д. на людей и дает совет учащимся вести себя на природе так, чтобы этих жалоб было как можно меньше.
Примеры жалоб:
1. Мы такие крошечные, что хвоинка для нас всё равно, что для вас самое большое бревно. Из сотен тысяч хвоинок сложены наши дома – муравейники. Вы пройдете мимо, ногой в муравейник ударите, а нам начинай всё сначала. Для вас – забава, а нам беда. Мы и кусаемся, и кислотой стреляем, а вы… Уважайте хоть наш труд! Что мы плохого сделали?
Ведь сотни тысяч хвоинок! Каждая же хвоинка как бревно!
Муравьи.
2 .Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты выломали, цветы все сорвали, берёзки на дрова срубили. Забросали меня банками, грязной бумагой, битым стеклом.
Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой.
Лесная полянка.
2.Жалуюсь я, черёмуха белая, жалуюсь на ребят. Мне ягод своих не жалко: ни для птиц, ни для ребят. Только птицы ягодку по ягодке склевывают, а вот ребята – так те ягоды вместе с ветками рвут. Да что там с ветками – целые сучья обламывают!
Черёмуха.
Используемая литература:
- В. И. Евдокимов “ Географические диканты”
- П. М. Юрков “Географические диктанты в 5-7 класссах”
- Г. П. Пивоварова “ По страницам занимательной географии”