С 2005 года я, как учитель технологии (юноши), провожу в рамках кружковой работы с учащимися пятых-девятых классов кружок исторического моделирования.
Учащиеся с большим интересом и желанием посещают этот кружок.
Цели кружка:
1. Более глубокое изучение истоков развития и становления славянского быта, культуры.
2. Развитие творческой инициативы, конструкторского мышления, эстетического взгляда на результаты своего труда.
На кружке исторического моделирования я, основываясь на индивидуальные и возрастные особенности каждого учащегося, предлагаю им изготовить макеты жилища древних славян, доспехи и вооружение русских воинов начиная с 8-9 веков. В зависимости от сложности и объема выполняемой работы, учащиеся выполняют работу индивидуально или группой по два-четыре человека. При изготовлении макетов с ребятами изучаем и обсуждаем особенности выполнения каждой детали для того, чтобы максимально точно соблюдать историческую достоверность каждой работы, для этого ребята используют много дополнительной литературы, вместе обсуждают особенности выполнения каждой технологической операции. В качестве сырья для выполнения своих работ учащиеся используют обрезки пиломатериала, пластиковые бутылки, проволоку и другие материалы.
Работа учащихся в кружке исторического моделирования позволяет им закрепить и расширить свои знания по истории, более глубоко изучить истоки становления и развития славянской культуры. Кроме того, развивает у ребят мышление, творческую инициативу, аккуратность, создавая основу для развития дизайнерских качеств, что в конечном итоге позволяет учащимся смотреть на обычные вещи другими глазами.
При изготовлении макетов ребята, используя свои знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии, оттачивают свое мастерство, воплощая творческие идеи в своих работах.
Я хочу предложить вашему вниманию две работы, выполненные учащимися нашей школы:
«Макет усадьбы Киевского князя Владимира Мономаха.
Киевская Русь. XI-ый Век.
Авторы:
1. Калинин Владик 8-Б класс.
2. Комаров Дима 9-Б класс.
3. Хомутинин Саша 7-А класс.
4. Хомутинин Толя 5-А класс.
«Макет крестьянской избы. 18-ый Век.
Автор: 1. Марандин Миша 8-Б класс.
Приложение 1
Изготовление макета усадьбы Киевского князя Владимира Мономаха. 11-ый Век. Киевская Русь.
Цели:
1. Развитие творческой инициативы, конструкторского мышления, бережного отношения к памятникам славянской культуры.
2.Изучение особенностей строительства памятников деревянного зодчества Киевской Руси.
3.Развитие практических навыков и умений при работе с древесиной.
Данная работа выполнена учащимися 5-9-ых классов в течение трех месяцев.
Перед началом каждого кружкового занятия с учащимися провожу инструктаж по выполнению правил техники безопасности, намечаю объем выполняемой работы, обсуждаем с ребятами более рациональное и технически правильное выполнение каждой технологической операции.
Вся работа располагается на фанере толщиной 20 мм и размером 200 на 800 милиметров.
Дом Владимира Мономаха и все хозяйственные постройки (наблюдательные башни, часовня, центральные ворота) выполнены из сосны. Работу учащиеся начали с разметки расположения хозяйственных построек на фанере (основе), учитывая пропорции их взаимного расположения. Следующий этап выполнения заключался в изготовлении деталей для макета - «бревен» для строительства. Небольшие палочки ребята округлили рубанком до диаметра 15 мм, обработали наждачной бумагой, придав им более гладкую поверхность.
Угловые соединения всех построек выполнены так же, как и у древних славянских мастеров – «в лапу» без использования гвоздей (пазы ребята запиливали лобзиком и крепили на клей). При строительстве макета технически сложные соединения крепили на шканты (соединение второго уровня к первому, третьего уровня ко второму, а также стойки на втором уровне княжеского дома).
При строительстве часовни колокол в звоннице и купол часовни выточены на токарном станке из берёзы, крест на купол часовни выпилен из девятислойной фанеры.
Горизонтально расположенный забор усадьбы изготовлен так: по периметру усадьбы ребята закрепили «столбы» высотой 110 мм, предварительно профрезерованные с противоположных сторон, т. е. изготовлен паз шириной 6 мм. На участке крепления «столбов» в фанере основания просверлили отверстия диаметром 4 мм. С противоположной стороны сверлом диаметром 8,5 мм сделали потай под головку самореза и саморезами длиной 35 мм закрепили «столбы». В паз «столбов» горизонтальный вставлены «бревна», у которых с обеих сторон на торцах сделаны шипы по ширине паза. Сверху на забор под углом 45 градусов из фанеры толщиной 4 мм закрепили скат.
Центральные ворота сделаны из девятислойной фанеры. Они опускаются на металлических навесах, которые ребята изготовили из обрезков кровельного железа и гвоздей на 15мм.
По окончании строительства макет усадьбы обожгли легким пламенем паяльной лампы для того, чтобы выделить текстуру древесины и придать усадьбе дыхание старины. Все строение обработали морилкой и покрыли бесцветным лаком.
Для того, чтобы придать более эстетичный вид внутреннему дворику усадьбы и придать ему видимость зеленой лужайки, ребята использовали лесной мох, который был предварительно заготовлен и высушен.
Приложение 2
Изготовление макета крестьянской избы 18-ого века с внутренним интерьером.
Цели:
1. Развитие творческого мышления, выработка практических навыков при обработке древесины.
2. Изучение особенностей быта крестьян, бережное отношение к историческим традициям славянского быта.
Эта работа выполнена учащимся 8-го класса в творческом союзе с пятиклассниками в течение двух месяцев.
Перед началом выполнения данной работы с учащимися был проведен инструктаж по выполнению правил техники безопасности, с ребятами обсудили особенности выполнения каждой технологической операции, заострил внимание на выполнение технически более сложных операции.
Основу макета составляет фанера толщиной 20 мм и размером 500 на 300 милиметров.
Изба изготовлена полностью из сосны. Ребята начали выполнение своей работы с изготовления деталей для сруба: при помощи рубанка из деревянных палочек они выстрогали круглые «брёвна» для будущего сруба избы диаметром 20 мм, обработали наждачной бумагой для того, чтобы придать им более ровную и гладкую поверхность, материал ребята использовали без сучков. При соединении «бревен» каждого ряда, как и старые мастера, использовали соединение «в замок». При этом «бревна» первого ряда закрепили к основе (фанере) на шканты диаметром 3 мм, предварительно смазанные клеем. Для придания более точной исторической достоверности каждый последующий ряд «бревен» ложится в паз, который ребята выполнили резцами для резьбы по дереву. Построив макет избы до пятого ряда, учащиеся выпилили проёмы для входной двери и окон.
Особенность выполнения данной работы заключается в том, что ребята изготовили три стены избы, задняя стенка отсутствует для лучшего обзора внутреннего убранства избы.
Внутри избы располагаются: старинная крестьянская скамья с резными ножками и стол, изготовленные из фанеры, в основании печки использованы мелкие брусочки, печку ребята сделали из фанеры. На изготовление крестьянских палатей и пола избы также использована фанера толщиной 4 мм.
Входная дверь открывается благодаря навесам, которые учащиеся сделали из кровельного железа и гвоздей длиной 15 мм, рамы и наличники выпилили лобзиком.
Межрядные соединения для более прочной конструкции посажены на шканты диаметром 3 мм, предварительно смазанные клеем.
Когда ребята закончили строительство сруба, на верхний ряд они поставили стропила, сделали обрешётку, на которые легли «доски», изготовленные из срезанной кромки обрезной доски толщиной 4 мм, труба на избе сделана из тонких реек.
При завершении строительных работ избу слегка обожгли паяльной лампой для того, чтобы выделить текстуру древесины и придать работе более старый внешний вид, затем обработали морилкой и покрыли бесцветным лаком.